Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_konstruktivnyh_umeniy.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» посёлка Троицкий Губкинского района Белгородской области
«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
Подготовила:
Фролова Н.И,
воспитатель
без категории
п. Троицкий 2021
Раннее детство – основа общего развития ребенка. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.
Ведь именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры. В целевых ориентирах образования в раннем возрасте указано, что ребенок должен «проявлять интерес к продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию, аппликации)».
В контексте ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Однако прослеживается интеграция конструктивной деятельности с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области «Познавательное развитие» обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик) и т.д.
Особенностями конструктивной деятельности детей раннего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.
В раннем возрасте у детей
- Активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.
- Внимание у малышей пока непроизвольное.
- Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние.
- Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы.
- В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников.
- Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов.
- Развивается игра; она ведёт к развитию общения.
- Мышление у малышей наглядно –действенное, а предметная деятельность является ведущей.
Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.
Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).
Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста.
- Формируется познавательный интерес.
- Активизируется физическое развитие.
- Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится
- зрительное восприятие).
- Развивается практическое экспериментирование.
- Формируется потребность в общении.
- Развивается активная речь.
- Расширяется словарный запас.
- Развиваются внимание, память.
- Развивается обобщение.
- Появляется самостоятельность, инициативность.
- Аккуратность.
- Бережливость.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группах детей раннего возраста состоит в том, что на данном этапе конструированию уделяется недостаточно времени и внимания. Если в программе «От рождения до школы» для детей с 1 года до 2 лет игры со строительным материалом вынесены в образовательную деятельность как игры - занятия, то для детей с 2 до 3 лет конструктивная деятельность в сетке организованной образовательной деятельности отсутствует, т.е. проводится в совместной деятельности педагога с детьми. Во многих садах отсутствует система планирования конструктивной деятельности, недостаточно педагоги обеспечены методическими материалами.
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:
от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Игры - занятия со строительным материалом (настольным, напольным)
- Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
- Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
- Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
- В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
от 2 до 3 лет
Конструктивно-модельная деятельность
- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
- Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
- Способствовать пониманию пространственных соотношений.
- Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место.
- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
- Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
- В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. В образовательной деятельности конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия.
С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми используются различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.
Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, детей необходимо познакомить с реальным предметом, показать из каких частей он состоит, объяснить практическое назначение. Пояснение сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей используются различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.
Этапы осуществления конструктивно-модельной деятельности.
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми необходимо изучить методическо-педагогическую литературу, рекомендации по организации и проведению образовательной и совместной деятельности детей.
На первоначальном этапе работы проводим диагностическое обследование детей с занесением результатов в индивидуальную карту развития ребёнка. Итоговые результаты обследования детей также заносятся в карту развития.
Далее изучив интересы и способности воспитанников, составляется план деятельности.
Затем осуществляется совместная деятельность педагога с детьми и проводится итоговая диагностика.
Этапы обучения:
- Педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании во время прогулки горки воспитатель обращает внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
- Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
- Знакомим с деталями строительного материала из которого будет сделана постройка (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
- Педагог выполняет образец постройки, сопровождает показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
- Создание постройки детьми. Педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца. Воспитатель поправляет постройку, достраивает её сам в случае, если ребенок затрудняется в её завершении или огорчен неудачей. В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.
- В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих матрешек кроватки - в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
- Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место.
Конструктивная деятельность становится более интересной, если в работе с детьми воспитатель использует, стихотворения, потешки, сюжеты знакомых сказок (например, постройка мебели для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» и т.д.).
Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только занятия, но и процесс уборки материала после занятий и игр (разбирают постройку, детали группируют на столе: кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем убирают со стола), а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
- размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),
-накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), -замыкает пространство (загородка, забор, домик),
-делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Для успешного овладения игровой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации РППС строим в соответствии с ФГОС.
В доступном для детей месте в группе должен быть создан центр конструктивной деятельности.
В него могут входить:
-мелкий (настольный) строительный материал,
- крупный (напольный) строительный материал
- конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей,
- элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,
-конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера,
- мягкие модули, дидактический материал.
- мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т. д.
Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их).
Нетрадиционный материал:
– пробки,
- губки,
-различные контейнеры, и другие.
Также простейшие картинки построек, «алгоритмы» их выполнения.
Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.
Итак, можно подвести итог. Успешность осуществления работы с детьми раннего возраста прослеживается в постепенном подходе к овладению следующими умениями:
- сооружать элементарные постройки по образцу;
- овладевать простейшими приемами конструирования;
- различать детали по величине, форме, цвету;
- называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина);
- сооружать постройку по образцу;
- разворачивать игру вокруг собственной постройки;
- аккуратно складывать детали в коробки.
Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей раннего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи ООП ДОУ. На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика.
Список литературы
Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2016г. – 160с.
Литвинова О.Э. «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015г. – 256с.
«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.:ил. (Развивающие занятия с дошкольниками)»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-синтез, 2006.
Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.
Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"
представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....
Презентация на педсовет из опыта работы "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей раннего дошкольного возраста"
Говоря о здоровье, можно оценить его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание и личная гигиена, и наличие положительных эмоций. Одним из критериев оценки здоровь...
Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Система работы по развитию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста....
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...
Консультация для педагогических работников «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогических работников«Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»...
"Деловая игра" для педагогов «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»
quot;Деловая игра" для педагогов «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»...