«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
статья по конструированию, ручному труду
В статье описаны особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_konstruktivno-modelnoy_deyatelnosti_v_doo.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Баранова Н.Г.,
старший воспитатель
«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО»
«Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь» («Толковый словарь русского языка»)
В педагогической литературе детское конструирование определяется как целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.
Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО определено, как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Конструирование является одной из продуктивных детских деятельностей, которую в плане развития ребенка трудно переоценить. Эта деятельность интересна, увлекательна, часто интегрируется с игрой, способствует развитию познавательной, личностной сферы дошкольника.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования определяют в качестве одного из показателей результативности дошкольного образования инициативность и самостоятельность ребенка в конструировании; способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, планировать и осуществлять совместной с другими детьми или индивидуальное конструирование.
В ДОО воспитатели уделяют достаточное внимание конструктивной деятельности воспитанников, главной целью которой является развитие интеллектуальных способностей в процессе конструктивной деятельности и вовлечение детей в научно-техническое творчество. Включение детей в конструктивную деятельность происходит в ходе образовательной деятельности, а также в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной и экспериментировании).
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Принято выделять два вида конструирования:
- Техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование (техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе).
- Художественное – конструирование из бумаги и природного материала. Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи (художественное конструирование - наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией и красотой).
Наиболее распространенные виды конструирования:
- Конструирование под диктовку воспитателя.
(Педагог поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует приёмы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Дети занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия педагога).
- Конструирование по аналогии.
(После того, как дети под руководством педагога изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия).
- Конструирование по образцу.
(Дети анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования).
- Конструирование по собственному замыслу.
(Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания, для изготовления которого требуется применить известные материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы работы).
- Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия.
(Включает общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.))
- Конструирование по условиям.
(Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение).
- Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции ее воплощению в материале, испытанию в действии.
Все вышеперечисленные виды конструирования способствуют развитию личности, воспитанию характера. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии.
Важно научить детей процессу строительства:
∙ Замысел (что задумали строить? О ком позаботимся?);
∙ Материал (из чего будем строить?);
∙Средства деятельности (чем будем строить?);
∙ Последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом?);
∙ Результат (доволен ли ты постройкой?
∙ Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?).
Важно понимать, что во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (по элементам и количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель может предлагать детям использовать разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дошкольники, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Важным этапом конструирования становится обследование образца. В процессе обследования у ребенка складывается более правильное представление о конструируемом предмете. Основной принцип обследования образца — анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Оценивая результаты деятельности воспитанников нужно поиском и фиксацией недостатков, а, наоборот, отмечать то, что удалось ребенку при выполнении задания.
Воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.
В области художественно-эстетического развития
основными задачами конструктивной деятельности являются:
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
1. Знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. 2. Развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самос-тоятельно. | 1.Совершенствовать у детей конструктивные умения. 2.Формировать умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы); сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание). 3.Формировать умение у детей использовать в постройках детали разного цвета. | 1.Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учётом конструк-тивных свойств (устойчивость, форма, величина). 2.Формировать умение у детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала. 3.Обучать конструи-рованию из бумаги. 4.Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. | 1.Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. 2.Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. | 1.Формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение. 2.Закреплять у детей навыки коллективной работы: -умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. 3. Развивать у детей интерес к конструктивной деятельности.
4.Знакомить детей с различными видами конструкторов. 5. Знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее. 6. Развивать у детей художественно-творческие способности и самостоятельную творческую конструктивную деятельность детей. |
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО
Конструктивная деятельность:
От 2 до 3 лет:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
От 3 до 4 лет:
Педагог учит детей простейшему анализу созданных построек; вызывает чувство радости при удавшейся постройке. Учит детей располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Педагог побуждает детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и другое). Учит детей изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивает у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжает формировать умение у детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Педагог приучает детей после игры аккуратно складывать детали в коробки. Педагог знакомит детей со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки.
От 4 до 5 лет:
- Педагог продолжает развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учит использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
- Педагог развивает у детей умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учит анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и так далее).
- Педагог побуждает детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и другое). Развивает у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Учит детей самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный педагогом принцип конструкции (построй такой же домик, но высокий). Учит детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
- Педагог учит детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
- Педагог обучает детей конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщает детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ёжики и так далее). Учит детей использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
От 5 до 6 лет:
Педагог учит детей выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогает детям анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомит детей с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другое. Учит детей заменять одни детали другими. Педагог формирует у детей умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учит детей строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжает развивать у детей умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
От 6 до 7 лет:
- Педагог формирует у детей интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и другое). Поощряет желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Предлагает детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
- Конструирование из строительного материала: педагог учит детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Педагог учит детей определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжает развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжает формировать умение у детей сооружать постройки, объединенных общей темой (улица, машины, дома).
- Конструирование из деталей конструкторов: педагог знакомит детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учит детей создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и так далее) по рисунку, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу. Знакомит детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учит создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции педагога. Педагог учит детей создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и другое). Учит детей разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Конструирование — любимый детьми и полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...
Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"
В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности....
Консультация для педагогических работников «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогических работников«Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»...
статья на тему: "Особенности и структура познавательной деятельности детей дошкольного возраста".
Особенности и структура познавательной деятельности детей дошкольного возраста [А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков]...
Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО...