«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
статья по конструированию, ручному труду

Баранова Надежда Георгиевна

В статье описаны особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Баранова Н.Г.,

старший воспитатель

«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО»

 «Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь» («Толковый словарь русского языка») 

В педагогической литературе детское конструирование определяется как целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей  конструкции определяется  способом их соединения в осмысленное целое.

Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО определено, как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование  является  одной  из продуктивных детских деятельностей, которую в плане развития ребенка трудно переоценить. Эта деятельность интересна, увлекательна, часто интегрируется с игрой, способствует развитию познавательной, личностной сферы дошкольника. 

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования определяют в качестве одного из показателей результативности дошкольного образования инициативность  и  самостоятельность ребенка в конструировании; способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, планировать и осуществлять совместной с другими детьми или индивидуальное конструирование.

В  ДОО воспитатели уделяют достаточное внимание конструктивной деятельности воспитанников, главной целью которой является развитие интеллектуальных способностей в процессе конструктивной деятельности и вовлечение детей в научно-техническое творчество. Включение детей в конструктивную  деятельность происходит в ходе образовательной деятельности, а также в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной и экспериментировании).

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного  и бросового материала.

Принято выделять два вида конструирования:

  • Техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование (техническое конструирование  создает предмет в его материальной и функциональной основе).
  • Художественное – конструирование из бумаги и природного материала. Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи (художественное конструирование - наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией и красотой).

Наиболее распространенные виды конструирования:

  1. Конструирование под диктовку воспитателя.

(Педагог поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует приёмы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Дети занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия педагога).

  1. Конструирование по аналогии.

(После того, как дети под руководством педагога изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия).

  1. Конструирование по образцу.

(Дети анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования).

  1. Конструирование по собственному замыслу.

(Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания, для изготовления которого требуется применить известные материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы работы).

  1. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия.

(Включает общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.))

  1. Конструирование по условиям.

(Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение).

  1. Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции ее воплощению в материале, испытанию в действии. 

Все вышеперечисленные виды конструирования способствуют развитию личности, воспитанию  характера. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.  Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии.

Важно научить детей процессу строительства:

 Замысел (что задумали строить? О ком позаботимся?);

 Материал (из чего будем строить?);

Средства деятельности (чем будем строить?);

 Последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом?);

 Результат (доволен ли ты постройкой?

 Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?).

Важно понимать, что во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (по элементам и  количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель может предлагать детям  использовать   разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д.  Дошкольники,  создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Важным этапом конструирования становится обследование образца. В процессе обследования у ребенка складывается более правильное представление о конструируемом предмете. Основной принцип обследования образца — анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Оценивая результаты деятельности воспитанников  нужно поиском и фиксацией недостатков, а, наоборот, отмечать то, что удалось ребенку при выполнении задания.

Воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.

В области художественно-эстетического развития

основными задачами     конструктивной  деятельности   являются:

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1. Знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

2. Развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самос-тоятельно.

1.Совершенствовать у детей конструктивные умения.

2.Формировать умение  различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы); сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).

3.Формировать умение у детей использовать в постройках детали разного цвета.

1.Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учётом конструк-тивных свойств (устойчивость, форма, величина).

2.Формировать умение у детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала.

3.Обучать конструи-рованию из бумаги.

4.Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала.

1.Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции.

2.Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

1.Формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение.

2.Закреплять у детей навыки коллективной работы: 

-умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

3. Развивать у детей интерес к конструктивной деятельности.

 

4.Знакомить детей с различными видами конструкторов.

5. Знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее.

6. Развивать у детей художественно-творческие способности и самостоятельную творческую конструктивную деятельность детей.

Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО

Конструктивная деятельность:

От 2 до 3 лет:

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).

От 3 до 4 лет:

Педагог учит детей простейшему анализу созданных построек; вызывает чувство радости при удавшейся постройке. Учит детей располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Педагог побуждает детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и другое). Учит детей изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивает у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжает формировать умение у детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Педагог приучает детей после игры аккуратно складывать детали в коробки. Педагог знакомит детей со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки.

От 4 до 5  лет:

  1. Педагог продолжает развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учит использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  2. Педагог развивает у детей умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учит анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и так далее).
  3. Педагог побуждает детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и другое). Развивает у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Учит детей самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный педагогом принцип конструкции (построй такой же домик, но высокий). Учит детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
  4. Педагог учит детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
  5. Педагог обучает детей конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщает детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ёжики и так далее). Учит детей использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

От 5 до 6 лет:

Педагог учит детей выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогает детям анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомит детей с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другое. Учит детей заменять одни детали другими. Педагог формирует у детей умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учит детей строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжает развивать у детей умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

От 6 до 7 лет:

  1. Педагог формирует у детей интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и другое). Поощряет желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Предлагает детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
  2. Конструирование из строительного материала: педагог учит детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Педагог учит детей определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжает развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжает формировать умение у детей сооружать постройки, объединенных общей темой (улица, машины, дома).
  3. Конструирование из деталей конструкторов: педагог знакомит детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учит детей создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и так далее) по рисунку, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу. Знакомит детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учит создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции педагога. Педагог учит детей создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и другое). Учит детей разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Конструирование — любимый детьми и полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...

Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности....

Консультация для педагогических работников «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогических работников«Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»...

статья на тему: "Особенности и структура познавательной деятельности детей дошкольного возраста".

Особенности и структура познавательной деятельности детей дошкольного возраста [А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков]...

Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО...