Рекомендации для воспитателей " Особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В работе даны рекомендации по организации ППРС и по организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_teatralnoy_deyatelnosti_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
(Консультация для воспитателей)
Быкова Е. Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик»,
г. Рубцовск
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинский, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Методические рекомендации к организации театральных занятий.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- спросить у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
- в заключении различными способами вызвать у детей радость.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:
- Содержание и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий ( «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.)
Продолжительность каждого занятия: 15 – 20 в младшей группе, 20 – 25 минут — в средней и 25 – 30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
- Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
- Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео- записей театральных постановок.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...
Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с о...
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...
Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
В публикации представлен опыт работы воспитателя по организации прогулки как формы решения зодоч ООп с учетом сезонных особенностей...
Консультация для воспитателей «Особенности организации оздоровительных прогулок в дошкольном возрасте».
Консультация для воспитателей«Особенности организации оздоровительных прогулок в дошкольном возрасте».Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с ...
«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...