Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вострикова Елена Мурзагереевна

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к  организации работы с детьми  дошкольного возраста  по  обучению правилам дорожного движения.

В настоящее время сохранение жизни и здоровья детей является главной задачей, которая стоит в первую очередь  перед дошкольными учреждениями.  

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм особенно среди детей остаётся приоритетной  проблемой, которая требует решения самыми решительными и эффективными методами.

В детском саду деятельность  по изучению правил дорожного движения   должна проводиться с детьми уже с младшего дошкольного возраста.

В первой младшей группе перед педагогами ставятся следующие задачи:

-Формирование  у детей первичных  представлений о

машинах, улице, дороге.

 - Ознакомление  с некоторыми видами транспортных средств.

Во второй младшей  группе добавляются следующие задачи:

- Расширение  ориентировки в окружающем

пространстве.

-Детей знакомят с элементарными правилами дорожного движения.

-Формируются  умения в  различении  проезжей  часть дороги, тротуара, понимании значение  зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

-Формируются  первичные представления о безопасном поведении на

дорогах (переходить дорогу только  держась за руку взрослого).

-Знакомство с работой водителя (автобуса, троллейбуса, трамвая).

В каждом возрастном периоде   задачи усложняются, расширяется  объём и содержание изучаемого материала.

В среднем дошкольном возрасте кроме формирования представлений об улицах,  городском транспорте,    детям  даются представления о возможных реакциях собственного тела в опасных ситуациях. Формируются, расширяют и уточняются    новые представления   о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, функциональных особенностях предметов, которые их могут заместить, (предметах – заместителях).

А в старшем возрасте у дошкольников уже формируются представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги. Расширяются и уточняются знания и представления  о себе и об окружающем мире, необходимые   для соблюдения правил дорожного движения. Так же обогащаются представления детей о возможных опасных и непредвиденных ситуациях на улице,  игровой площадке и  помогаем правильно их решать. Детям предоставляется   возможность самостоятельно создавать игровые ситуации и находить возможные выходы из них, делать выводы и умозаключения, используя свой опыт и полученные знания. Воспитывается осознанное отношение к необходимости выполнения правил, для сохранения здоровья и собственной жизни.

Работа по воспитанию и обучению  навыкам  безопасного поведения детей на улицах, игровых площадках, проезжей части  в детском саду должна проводиться систематически и планомерно,  в течении всего времени, пока дошкольник пребывает в детском саду. Она должна охватывать все виды деятельности, режимные моменты, входить во все разделы и направления программы воспитания и развития дошкольников.

Так же должна быть организована работа по взаимодействию с семьями воспитанников,  социальными партнёрами  в решении вопросов безопасного поведения детей на улице.

- игра;

- организованные формы обучения во время НОД;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

-ознакомление с  художественной литературой;

-речевое  развитие;

- ознакомление с предметным и социальным миром;

- конструктивно – модельная деятельность;

- изобразительная деятельность.

Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать  развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке.  Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей.

- игра;

- организованные формы обучения во время НОД;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

-ознакомление с  художественной литературой;

-речевое  развитие;

- ознакомление с предметным и социальным миром;

- конструктивно – модельная деятельность;

- изобразительная деятельность.

Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать  развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке.  Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей.  Любая деятельность, полученное задание необходимо закреплять в практической деятельности (игры, упражнения, обыгрывание различных ситуаций, что бы полученный опыт отложился и закрепился в памяти дошкольника. Такие методы как "наблюдения", "повтор" помогут закрепить знания ПДД.

Педагогам необходимо совместно с детьми подготовить (изготовить) необходимые атрибуты, дидактический материал, наглядные пособия для игр. Можно подключить к этой работе родителей и социальных партнёров. Тогда будет,  достигнут наилучший результат. Работу можно организовать в форме проектов как краткосрочных (на неделю), так и долгосрочных (до 1 года).  Сотрудники ГИБДД  проведут встречу с детьми и их родителями, проведут уроки ПДД.

Формы работы, виды деятельности, которые можно использовать  при обучении правилам дорожного движения:

1. Игровая деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры «Я иду  в детский сад», «Экскурсия по городу»,«Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».

Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, помогать   соответствовать выбранной роли, побуждать  распределять роли в соответствии с желаниями ребят, договариваться, между собой.

- Дидактические игры: «Транспорт», «Кто на чём едет?», «Водители», «Пешеходы», «Светофор», «Весёлый трамвай».

Цель: развивать умение  детей различать дорожные знаки; закреплять знания о правилах дорожного движения; расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя на дороге.

    - Настольно-печатные игры "Дорожные знаки", "Собери автомобиль", "Транспорт", "Узнай и назови", "Пешеходы и транспорт", "Слушай и запоминай", "Светофор".

Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.

- Словесные игры: «Послушай и продолжи ряд слов», «Водители», «Кто прав ,а кто нет?», «Мы - пешеходы», «Мы – пассажиры», «Угадай по описанию».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, развивать умение  составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: развивать выразительность речи детей, помогать  слышать и слушать, развивать умение  составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.

- Чтение и заучивание стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.

- Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».

- Чтение и заучивание  пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.

3. Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: побуждать  импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения.

- Танец по показу под музыку, песню (например, группы Барбарики «Бибика»).

- Слушание музыки, песен.

4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, побуждать  быть внимательным в работе.

5. Выставка книг в группе «Всё самое интересное о машинах и не только…

Цель: прививать любовь к чтению, побуждать  слушать и слышать.

6. Продуктивная деятельность.

- Рисование  «Правила дорожные – знать каждому положено», «Перекрёсток».

- Аппликации: «Такие разные машины», «Дорога к моему дому», «Светофор».

- Лепка: «Транспорт», «Автомобиль», «Светофор».

- Коллективная работа «Улица моего города».

7. Совместная работа с родителями: лэпбук  на тему: «Безопасность на дорогах», газета «Азбука дорожного движения. Памятка юного пешехода.

Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей, закреплять ПДД.

8. Выставка различных видов автомобилей и спецтехники "Игрушки нашего детства" (совместно с родителями).

Цель: привлечь внимание детей и родителей к различным видам техники (игрушки), расширять кругозор детей.

9. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Рекомендации для воспитателей по работе с детьми на закрепление знаний по правилам дорожного движения....

Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо ...

Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения!

Дорогие родители, помните – вы являетесь основным ресурсом в обучении Вашего ребенка безопасному поведению на улице!...

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»

Данный материал может использоваться педагогом  дошкольного учреждения или учителем начальных классов....

Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю).

Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями  по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю)....

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....