Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
В настоящее время сохранение жизни и здоровья детей является главной задачей, которая стоит в первую очередь перед дошкольными учреждениями.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм особенно среди детей остаётся приоритетной проблемой, которая требует решения самыми решительными и эффективными методами.
В детском саду деятельность по изучению правил дорожного движения должна проводиться с детьми уже с младшего дошкольного возраста.
В первой младшей группе перед педагогами ставятся следующие задачи:
-Формирование у детей первичных представлений о
машинах, улице, дороге.
- Ознакомление с некоторыми видами транспортных средств.
Во второй младшей группе добавляются следующие задачи:
- Расширение ориентировки в окружающем
пространстве.
-Детей знакомят с элементарными правилами дорожного движения.
-Формируются умения в различении проезжей часть дороги, тротуара, понимании значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
-Формируются первичные представления о безопасном поведении на
дорогах (переходить дорогу только держась за руку взрослого).
-Знакомство с работой водителя (автобуса, троллейбуса, трамвая).
В каждом возрастном периоде задачи усложняются, расширяется объём и содержание изучаемого материала.
В среднем дошкольном возрасте кроме формирования представлений об улицах, городском транспорте, детям даются представления о возможных реакциях собственного тела в опасных ситуациях. Формируются, расширяют и уточняются новые представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, функциональных особенностях предметов, которые их могут заместить, (предметах – заместителях).
А в старшем возрасте у дошкольников уже формируются представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги. Расширяются и уточняются знания и представления о себе и об окружающем мире, необходимые для соблюдения правил дорожного движения. Так же обогащаются представления детей о возможных опасных и непредвиденных ситуациях на улице, игровой площадке и помогаем правильно их решать. Детям предоставляется возможность самостоятельно создавать игровые ситуации и находить возможные выходы из них, делать выводы и умозаключения, используя свой опыт и полученные знания. Воспитывается осознанное отношение к необходимости выполнения правил, для сохранения здоровья и собственной жизни.
Работа по воспитанию и обучению навыкам безопасного поведения детей на улицах, игровых площадках, проезжей части в детском саду должна проводиться систематически и планомерно, в течении всего времени, пока дошкольник пребывает в детском саду. Она должна охватывать все виды деятельности, режимные моменты, входить во все разделы и направления программы воспитания и развития дошкольников.
Так же должна быть организована работа по взаимодействию с семьями воспитанников, социальными партнёрами в решении вопросов безопасного поведения детей на улице.
- игра;
- организованные формы обучения во время НОД;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
-ознакомление с художественной литературой;
-речевое развитие;
- ознакомление с предметным и социальным миром;
- конструктивно – модельная деятельность;
- изобразительная деятельность.
Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке. Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей.
- игра;
- организованные формы обучения во время НОД;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
-ознакомление с художественной литературой;
-речевое развитие;
- ознакомление с предметным и социальным миром;
- конструктивно – модельная деятельность;
- изобразительная деятельность.
Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке. Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей. Любая деятельность, полученное задание необходимо закреплять в практической деятельности (игры, упражнения, обыгрывание различных ситуаций, что бы полученный опыт отложился и закрепился в памяти дошкольника. Такие методы как "наблюдения", "повтор" помогут закрепить знания ПДД.
Педагогам необходимо совместно с детьми подготовить (изготовить) необходимые атрибуты, дидактический материал, наглядные пособия для игр. Можно подключить к этой работе родителей и социальных партнёров. Тогда будет, достигнут наилучший результат. Работу можно организовать в форме проектов как краткосрочных (на неделю), так и долгосрочных (до 1 года). Сотрудники ГИБДД проведут встречу с детьми и их родителями, проведут уроки ПДД.
Формы работы, виды деятельности, которые можно использовать при обучении правилам дорожного движения:
1. Игровая деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры «Я иду в детский сад», «Экскурсия по городу»,«Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».
Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, помогать соответствовать выбранной роли, побуждать распределять роли в соответствии с желаниями ребят, договариваться, между собой.
- Дидактические игры: «Транспорт», «Кто на чём едет?», «Водители», «Пешеходы», «Светофор», «Весёлый трамвай».
Цель: развивать умение детей различать дорожные знаки; закреплять знания о правилах дорожного движения; расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя на дороге.
- Настольно-печатные игры "Дорожные знаки", "Собери автомобиль", "Транспорт", "Узнай и назови", "Пешеходы и транспорт", "Слушай и запоминай", "Светофор".
Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.
- Словесные игры: «Послушай и продолжи ряд слов», «Водители», «Кто прав ,а кто нет?», «Мы - пешеходы», «Мы – пассажиры», «Угадай по описанию».
Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, развивать умение составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.
2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: развивать выразительность речи детей, помогать слышать и слушать, развивать умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.
- Чтение и заучивание стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.
- Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.
3. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: побуждать импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения.
- Танец по показу под музыку, песню (например, группы Барбарики «Бибика»).
- Слушание музыки, песен.
4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, побуждать быть внимательным в работе.
5. Выставка книг в группе «Всё самое интересное о машинах и не только…
Цель: прививать любовь к чтению, побуждать слушать и слышать.
6. Продуктивная деятельность.
- Рисование «Правила дорожные – знать каждому положено», «Перекрёсток».
- Аппликации: «Такие разные машины», «Дорога к моему дому», «Светофор».
- Лепка: «Транспорт», «Автомобиль», «Светофор».
- Коллективная работа «Улица моего города».
7. Совместная работа с родителями: лэпбук на тему: «Безопасность на дорогах», газета «Азбука дорожного движения. Памятка юного пешехода.
Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей, закреплять ПДД.
8. Выставка различных видов автомобилей и спецтехники "Игрушки нашего детства" (совместно с родителями).
Цель: привлечь внимание детей и родителей к различным видам техники (игрушки), расширять кругозор детей.
9. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Рекомендации для воспитателей по работе с детьми на закрепление знаний по правилам дорожного движения....
Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо ...
Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения!
Дорогие родители, помните – вы являетесь основным ресурсом в обучении Вашего ребенка безопасному поведению на улице!...
Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»
Данный материал может использоваться педагогом дошкольного учреждения или учителем начальных классов....
Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю).
Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю)....
Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....