Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
методическая разработка (старшая группа) на тему
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способствует эмоциональному раскрепощению детей, формирует способность эстетического восприятия искусства театра, учит соучастию, состраданию, дарит радость творчества, т. е. способствует формированию эстетических способностей детей (общих творческих способностей и специальных театрально-артистических способностей); формирует самостоятельное игровое творчество детей.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichesie_rekomendatsii.odt | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
МБДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка». Воспитатель: Чарыкова И.В.
Игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация-это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра-как один из его видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способствует эмоциональному раскрепощению детей, формирует способность эстетического восприятия искусства театра, учит соучастию, состраданию, дарит радость творчества, т. е. способствует формированию эстетических способностей детей (общих творческих способностей и специальных театрально-артистических способностей); формирует самостоятельное игровое творчество детей.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В педагогический процесс ДОУ необходимо вводить театрализованную деятельность, как средство эстетического воспитания дошкольников.
Театрализованная деятельность старших дошкольников должна быть разнообразной и включать два важнейших аспекта:
-восприятие театрального искусства;
-самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Восприятие детьми театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и любимые игрушки: мишку, кошку, зайку, собаку, Петрушку, - только они ожили, задвигались и заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Они верят всему, что видят на сцене кукольного театра.
Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому очень важно начиная с этого возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. И желательно это показать детям ярко, эмоционально, интересно, дать им возможность эмоционально пережить и хорошее, и плохое, помочь им выработать свое отношение к виденному.
Кукольный театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно – образного мышления дошкольника помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержание спектакля.
Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается в памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умения выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сценки. Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие способности детей.
Игры в кукольный театр:
-Настольный театр.
-Театр на руке.
-Напольные куклы.
-Стендовый театр.
-Верховые куклы.
-Театр живой куклы.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
Формирование самостоятельной театрально – игровой деятельности начинают с драматических спектаклей. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
*игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
*ролевые диалоги на основе текста;
*постановки спектаклей по одному или несколькими произведениями;
*игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игры-драматизации:
*инсценирование потешек,
*инсценирование небольших сказок;
*инсценирование песен;
*инсценирование небольших литературных текстов;
*творчество детей.
Игры-спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересны не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.
Игры-спектакли:
*драматический спектакль;
*музыкально-драматический спектакль;
*детская опера;
*спектакль на хореографической основе;
*спектакль ритмопластики;
*пантомима;
*мюзикл.
Литература:
1.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». « Мозаика-Синтез», 2007.
2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. « Кукольный театр дошкольникам». «Просвещение», 1973.
3.Фурмина Л.С., Шибицкая А.Е., Пантелеева Л.В. «Развлечения в детском саду».
«Просвещение», 1975.
4.Голицина Н.С. «Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа», «Скрипторий», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет
В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников, виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет
В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников, виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...
"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".
Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...
консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"
консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"...
Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи
Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектакл...