Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с окружающим миром и природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
На сегодняшний день качественно изменился уровень подготовки детей ДОУ в связи с федеральными государственными стандартами
Это и обновление планирования, и перевод его в комплексно-тематический вид, и совершенствование мониторинга, и интеграция образовательных областей.
Следует напомнить о наличии образовательных областей, которые по современным требованиям ФГОС должны интегрироваться во всех видах деятельности в ДОУ.
Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большого количества знаний, умений, навыков, то современные требования ФГОС направлены на другой качественный уровень - развитие целевых ориентиров дошкольника.
Следует вспомнить, что по новым ФГОС, образовательная деятельность осуществляется через:
* организованную образовательную деятельность
* самостоятельную деятельность детей
* взаимодействие с семьями воспитанников.
* образовательную деятельность в ходе режимных моментов
Более подробно мы остановимся на таком режимном моменте, как прогулка. Что же такое прогулка в свете новых ФГОС и каково же её значение?
Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с окружающим миром и природой.
При организации прогулки с дошкольниками необходимо учитывать сезонные особенности.
Осенью целесообразно организовывать наблюдение за состоянием погоды. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце, то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: дети слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. В сырую, дождливую погоду лучше организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства («Вокруг домика хожу», «Классики», «Три-пятнадцать», «Удержи равновесие»).
Поздней осенью, дети вместе с воспитателем вешают кормушки для зимующих птиц, чтобы помочь им пережить холодную зиму.
Во время наблюдений на прогулке дети учатся замечать обилие красок в природе, их сочетание, повторяемость и изменчивость, — все это вызывает радостные переживания, которые потом находят свое отражение в рисунках, лепке, аппликации, тем самым помогая решать задачи образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Зимой необходимо использовать различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов. Особенно в зимний период целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками, катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьбу на лыжах, участие в постройках горок и фигурок из снега. Очень интересно и занимательно для детей провести рисование красками на снегу. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду («Кот и птицы», «Кот и мыши», «Выше ноги от земли», «Салки»).
Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы). Дети пускают в ручеек пластмассовые, бумажные кораблики, деревянные лодочки наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у детей игра-календарь, «Какая сегодня погода?». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы она указывала на картинку, соответствующую данной погоде.
Очень интересно и познавательно для детей организовать наблюдения за пробуждением природы после зимы. Снег только сошел, а из земли уже появляются зеленые ростки.
Летом продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня.
.Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов:
- Почему ты сегодня снял теплую одежду?
- А вчера, почему не снимал курточку (рубашку)?
- Почему сегодня такие горячие камни (песок)?
Лето благодатная пора для наблюдений за растениями и насекомыми.
Воспитателем проводится большая работа по закаливанию организма детей. На прогулке дети принимают воздушные и солнечные ванны, ходят босиком по траве, специально оборудованным дорожкам и т. д.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях летом можно предложить детям езду на велосипеде, самокате.
Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Интерес к окружающему развивает наблюдательность, будит мысль и воображение. В процессе ознакомления с природой ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих факторов успешного обучения в школе, адаптации в обществе сверстников в постоянно меняющемся социуме.
Трудовое воспитание, которое является частью социально-коммуникативного развития, так же прослеживается во время прогулки. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
Весной дети вместе с воспитателем трудятся на клумбах и огородах — сажают вместе с воспитателем цветы, семена и рассаду культурных растений, поливают их, рыхлят землю, вскапывают песок в песочнице, выполняют другие несложные посильные поручения. У них воспитывается трудолюбие, ответственность за порядок на участке, любовь и бережное отношение к природе. Так, осенью вместе с детьми собираем семена цветов, урожай на огороде, сгребаем опавшие листья в кучи, зимой сгребаем снег для постройки ледяных фигур и горки.
Такой подход решает несколько задач. В первую очередь, способствует формированию положительного отношения к такому виду деятельности, как труд. Кроме этого, работа на свежем воздухе укрепляет иммунитет, что способствует решению задач физического развития детей.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, что прогулка является одной из форм решения задач ООП, в которой интегрируются все образовательные области неразрывно связанные друг с другом: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста
Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...
Консультация для воспитателей «Организация и проведение подвижных и спортивных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста»
Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями....
Консультация "Организация и проведение подвижных и спортивных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"
Значение подвижных и спортивных игр в развитие детей....
Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с дошкольниками" ...
Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста . (Консультация для воспитателей)
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидакт...
Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
В публикации представлен опыт работы воспитателя по организации прогулки как формы решения зодоч ООп с учетом сезонных особенностей...
Статья Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте
В статье раскрываются особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте...