КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, коромысло, прялка, самовар и др.);
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
2. Развивающие:
- приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
- создавать у детей эмоционально-радостное настроение от участия и взаимодействия на занятиях;
- развивать творчество детей, приобщать к народной культуре.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАДЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Подготовил: воспитатель 1 кв.
категории Сологуб Е.П.
с.Покосное, 2022
Образовательное направление:
- Приоритетное: познавательно-речевое;
- В интеграции: художественно-эстетическое.
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, коромысло, прялка, самовар и др.);
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
2. Развивающие:
- приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
- создавать у детей эмоционально-радостное настроение от участия и взаимодействия на занятиях;
- развивать творчество детей, приобщать к народной культуре.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик.
Предварительная работа: заучивание слов для игры «Поясок», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.)
Ход занятия:
Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу! Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных — возле порога.
Воспитатель. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица.
Горница в избе небольшая,
Да красивая какая.
На убранство поглядите,
Да про всё мне расскажите!
В деревенской избе самая главная – это печь. Как Вы думаете, зачем людям нужна печь?
Ответы детей: готовить еду, отапливать избу ...
В.: Правильно. Люди в старину готовили еду в печи, грелись, спали на ней.
Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки. Давайте вспомним поговорки о каше.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
А вы, какую кашу любите? …
Пальчиковая игра «Каша в поле росла»
В: Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите.
- Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Ухват - это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ).
- Кто хочет попробовать?
- Что ты доставал из печи?
- Чем ты достал чугунок?
В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые (Рассматривание)
- А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Правильно это самовар. Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Рассматривание самовара.
Прялка. Вечерами женщины садились за прялку (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу и наматывали ее на веретено. А потом вязали носки, варежки (вытаскиваю из корзинки носки и варежки)
Люлька. Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Как вы думаете почему. Люльку покачивали, и младенец засыпал. Чтобы малыш быстрее заснул, ему пели колыбельные. Давайте мы с вами тоже споем ему колыбельную.
Сундук. В старину в горнице на полу стоял сундук с крышкой на петлях и с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали.
Коромысло. Это деревянная дуга с крючками на концах. Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.
Кринка. Этот предмет делали из глины. В кринке хранили молоко.
Очень много интересных и очень нужных предметов было в русской избе.
Воспитатель. А сейчас, мы поиграем в русскую народную игру.
Игра «Поясок» Дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с поясочком. Дети говорят слова: «Наш Даня идёт, Даня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о каком-нибудь предмете старинного быта.
Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Посмотрите, какие игрушки делали из глины и дерева. А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках (Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени…»)
Воспитатель. Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства. Сегодня мы с вами будем заниматься росписью ложек в нашей горнице. А знаете ли вы, чем рисовали на Руси? (Угольками, пёрышками.) А мы сегодня с вами будем расписывать ложки, которые останутся у вас на память о нашей всрече. (Звучит русская народная мелодия, дети расписывают ложки)
Воспитатель. Ой, вы, гости дорогие, у нас ложки расписные.
Рисовали их, старались, подарить вам собирались.
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям!
Как для вас, мои друзья, наша печка напекла,
Пятьдесят пирогов - не найти едоков!
Пирожков поешьте, да себя потешьте! (В конце занятия воспитатель угощает детей и гостей пирогами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"
мои рассуждения по поводу.......
Предания старины глубокой.
1.Вход Сказителя, беседа с ним.2.Стихи о богатырях.3.Составление кратких рассказов о богатырях.4.Физминутка "Дубок".5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.6.Игра "Собери богатыря в дорогу и з...
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"Цель: Познакомить детей с образом жизни людей древней Руси , с их обрядами; с орудиями труда, исп...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме: «Преданья старины глубокой»
Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка дошкольника через ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края. Задач...
конспект занятия " Преданье старины глубокой"
материал для воспитателей ДОУ...
Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»
Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...
Конспект практического занятия «Преданья старины глубокой»
Актуальность темы:С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, яз...