Методическая разработка " Преданья старины глубокой.Русский народный костюм"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры,
познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма.
Расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке.
Расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела.
Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Развивать у детей выдержку, внимательность, ловкость, быстроту движений.
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний).
Воспитывать, любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.
Способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями: рубаха, душегрея, сарафан, кафтан, кокошник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский народный костюм" | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад № 21
Калининского района Санкт-Петербурга Тихорецкий пр. д.9 к.6 лит.А
Конспект интегрированного занятия
«Преданья старины глубокой. Русский народный костюм».
(в подготовительной группе)
Выполнила воспитатель
Слонская Елена Валерьевна
Санкт-Петербург
2023
Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры,
познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма.
Расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке.
Расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела.
Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Развивать у детей выдержку, внимательность, ловкость, быстроту движений.
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний).
Воспитывать, любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.
Способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями: рубаха, душегрея, сарафан, кафтан, кокошник.
Ход занятия:
1.Здравствуйте ребята. Я рада вас приветствовать в нашем зале.
Сегодня я предлагаю вам заглянуть в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
Нам, россиянам, историю русского костюма
Полезно очень знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах может рассказать.
- Ребята, как вы думаете, для чего нужна человеку одежда? В чём её главное назначение? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека).
- Правильно. Давным-давно одежда служила только для защиты от холода и жары, но постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
В старые времена над всем царил обычай. Люди с разным достатком одевались по-разному. Человек одевался в зависимости от его положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей (показать лоскутки разной ткани), и она была разного фасона.
2. В.: Основной одеждой женщин была длинная сорочка.
Поверх сорочки надевали сарафан. (Показ картинки: сорочка и сарафан).
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Показ картинки: душегрея).
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Душегрея — это короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.
- Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была телогрея. (Показ картинки: телогрея).
А что бы узнать какую ткань лучше использовать для пошива телогрейки, давайте проведем опыт «Тепло проводимость».
Взять пластиковую бутылку с горячей водой и приложить к ней лоскутки ткани. (Ситец, фланель, кожа, мешковина, драп, шерсть). Какая ткань дольше сохранит тепло в бутылке?
Вывод: чем плотнее ткань, тем дольше сохраняется
Как и сейчас, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.
И сейчас давайте с вами поиграем в игру «Колечко, колечко» ….
Вывод: итак, женская одежда в старину состояла из …- сорочки, сарафана, душегреи, телогреи
3. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Косоворотка – рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. (Показ картинки: рубашки и косоворотки).
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.
В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки и куницы.
Вывод: Давайте еще раз скажем из каких частей состоял мужской костюм? (рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба).
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру.
Русская народная игра «Поясок».
Правила игры:
• Начинать и заканчивать игру следует по сигналу ведущего.
• Кто первый дойдёт до ведущего – побеждает в игре.
Описание игры: Ведущий держится за середину пояса, а два других участника игры держатся за концы пояса. С началом музыки участники игры начинают кружиться к середине пояса, стараясь, как можно больше сделать оборотов вокруг себя, наматывая на себя поясок.
4. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, т.е. в виде ритмично повторяющегося рисунка, наносили на ворот, рукава, подол
Игра «Составь узор»
- Ребята, а какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Кокошник –один из старинных головных уборов. В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош? - петух, курица.
Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.
Дидактическая игра «Какой головной убор» (с мячом):
- если носят головной убор дети, он какой? (детский) - …у женщины, он какой? - …у мужчин, он какой?
- какие головные уборы надевают летом? (летние) - …осенью? - …зимой?
А что носили мужчины на голове? Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Игра « Колпачок»
«Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает танцевать. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!»
Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
Что же это? До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.
7. Итог.
- Давайте мы невеждами не будем, Историю костюма не забудем!
- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы, чтобы помнить прошлое, историю наших предков).
Что вам понравилось?
Мне сегодня очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями. Все были внимательными и многое узнали. А за ваши старания я хочу вам подарить вот эти замечательные раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа
Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...
Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
Целью этой работы является развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...
Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.
Учебно-методическая разработка предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»
Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...