Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Русский народный костюм".
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
детский сад комбинированного вида № 816
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Русский народный костюм
Составила: Масленченко Марина Владимировна
Программное содержание:
1. Познание - познакомить с элементами народного костюма: зимние костюмы Московской и Архангельской губерний. Учить сравнивать.
2. Коммуникация – словарь: кокошник, подол, тулуп, полушубок, украсы, позумент.
3. Социализация - воспитание любви к своей родине, интереса к ее истории.
4. Музыка – формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
5. Художественное творчество – развивать умение создавать узор в полоске, развивать замысел.
Воспитатель: ребята, мы с вами опять пришли в русскую избу. Давайте с вами вспомним, что же мы знаем про нее.
Дети: в избе обязательно была печь, которую топили дровами. С помощью печки отапливали избу; в печке готовили; внутри печки, когда огня не было, и она немного остывала, мыли маленьких детей; на печке грелись в холода и спали.
Воспитатель: молодцы, а что же еще здесь есть?
Дети: колыбель, стол с самоваром, деревянная посуда, чугунки, ухваты. (дети перечисляют все, что они знают и что находиться в избе) Воспитатель предлагает детям сесть за стол.
Воспитатель: молодцы. Сегодня, ребята. Мы с вами узнаем, что носили женщины в русских деревнях зимой. Я вам расскажу, как называются элементы костюма. Ребята, давным-давно в России существовали губернии. Если сейчас мы говорим – Московская область, Архангельская область, то раньше говорили – Московская губерния, Архангельская губерния. И в разных губерниях одевались по-разному, у каждой была своя мода. Так вот сегодня мы с вами сравним два зимних костюма Московской и Архангельской губернии.
Воспитатель показывает кукол одетых в народные костюмы губерний, дети рассматривают.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что общего в этих костюмах?
Дети: длинный сарафан, платок, шуба, красивые ленты.
Воспитатель: молодцы, а что разное в этих костюмах?
(дети дают ответы)
Воспитатель: вы молодцы, но давайте я вам расскажу, как правильно называются элементы костюма и чем все-таки отличаются костюмы.
Воспитатель рассматривает с детьми поочередно кукол, сравнивая элементы костюма.
В Архангельской губернии головной убор состоял из двух частей. Сначала одевали кокошник – это шапочка на твердой основе, а поверх одевали шаль, которая плотно прилегала к голове, а у шеи крепилась булавками. Шаль часто расшивали золотыми нитками.
В Московской губернии на голову повязывали платок из шерсти с рисунком, украшенный кистями.
В Архангельской губернии зимой одевали тулуп. Он бывает длинный и укороченный. У нашей куклы он – укороченный. Тулуп, как правило, имел однотонную расцветку.
В Московской губернии – одевали полушубок – это короткая шуба мехом внутрь из овчины. У него были длинные не широкие рукава, спереди полушубок застегивали на крючки. Праздничные полушубки расшивали по краям подола. Подол – нижний край одежды. Украшали мехом.
В обеих губерниях женщины носили сарафаны. Зимой они были сотканы из шерсти или более грубой, а значит теплой ткани. Подол сарафана украшали позументом – это тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей. А также большое внимание уделялось украсам – это узор, которым украшали одежду. Самым распространенным был геометрический узор – это были ромбы, кресты, полоски. Как у куклы Московской губернии. Самым популярным был мотив символизирующий жизнь – это распустившийся цветок или вьющаяся ветвь, богатая листвой. Как у куклы Архангельской губернии.
Воспитатель: ну вот, ребята, мы с вами рассмотрели два костюма. Что нового вы узнали?
Дети дают ответы. Воспитатель помогает им наводящими вопросами:
Какой головной убор носили в архангельской губернии? Из скольких частей он состоит, как они называются? (Из двух частей – кокошник и шаль).
Что одевали на голову в Московской губернии? (Шаль с рисунком)
Как называлась верхняя одежда в Архангельской губернии? Чем ее украшали? (Тулуп, ничем не украшали)
Как называлась верхняя одежда Московской губернии? (Полушубок). Чем украшали полушубок? (лентами и мехом).
Что одевали в обеих губерниях под верхнюю одежду? (сарафан). Из чего их шили? (из шерсти или грубой ткани)
Как называется серебряная или золотая нить, которую пришивали к подолу сарафана? (позумент) Что такое «Подол»? (нижний край одежды)
Как назывался узор на лентах? (украсы)
Физкультминутка.
Воспитатель: на Руси очень любили водить хороводы и петь песни. Давайте мы свами послушаем русскую народною песню «Во поле береза стояла» и будем водить хоровод. Кто знает эту песню, подпевайте.
Воспитатель ставит запись песни, дети водят хоровод.
Воспитатель: а сейчас, ребята, вы сами попробуете украсить юбку узорами. Мы с вами помним, что сама юбка – однотонная, а узором украшен только подол юбки.
Воспитатель предлагает детям изображение юбки дети придумывают свой узор и расцветку юбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с русскими народными играми в подготовительной группе «Развиваемся играя».
Конспект НОД в подготовительной группе....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассказывание русской народной сказки "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"
Иетегрированная непосредственно образовательная деятельность по коммуникации, познанию и художественному творчеству по теме рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка" с детьми 2 младшей ...
Непосредственная образовательная деятельность Тема: "Русская народная игрушка – матрешка"
Непосредственная образовательная деятельностьТема: Русская народная игрушка – матрешка Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"
Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по народным промыслам"
Автором представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Путешествие по народным промыслам"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»...