Педагогический проект "Мой край - земля Урала"
проект (подготовительная группа)

Полякова Евгения Владимировна

Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_-_zemlya_urala.docx207.34 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад № 41 «Петушок» комбинированного вида

   «Мой край – земля Урала»

 Педагогический проект по формированию патриотических чувств у дошкольников

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkvIkKnd2WfGwNF4_mmkKbEaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Разработчики:

Озорнина А.Л. воспитатель

высшей квалификационной категории,

Полякова Е.В. музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Верхняя Салда, 2021г

Пояснительная записка.

      Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

      Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

     В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель проекта: формирование и воспитание патриотических чувств через знакомство с родным городом и краем. Пробуждение интереса, чувств сопричастности и любви к малой Родине.

Содействие осознанию роли родителей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Для детей.

 Образовательные задачи:

  • Формировать представления о родном крае: история, государственная символика, достопримечательности, музыкальная культура, фольклор.
  • Расширять познавательный интерес к традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
  • Познакомить детей с полезными ископаемыми Урала. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение находить информацию методами поиска.
  • Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры.
  • Развивать любознательность, интерес к труду людей и народному творчеству Урала.

 Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы Урала.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему краю, интерес к его традициям и обычаям.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, живущим на Урале и их труду.

Для педагогов:

•        Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем.

•        Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.

•        Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

•        Разработать и организовать мероприятия по данной теме.

Для родителей:

  • Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
  • Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  • Объединение усилий педагога и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Вид проекта: творческий, познавательно- исследовательский.

Участники: дети с ОНР (ТНР), родители, воспитатели группы, учитель -логопед, музыкальный руководитель.

Возраст: дошкольники старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Срок проекта: долгосрочный (октябрь – апрель)

 

 В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

  1. Краеведческий (региональный).
  2. Природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.
  3. Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
  4. Тематический — деление материала на мини-проекты.  
  5. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  6. Вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
  7. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  8.  «Позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
  9.  Интегрированое сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Ожидаемые результаты от реализации проекта.

Для детей.

  • Проявляет интерес к малой родине, родному краю, к знакомству с его культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, связанных с прошлым и настоящим родного края.
  • Проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить  способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует музыкальный фольклор, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми.
  • Способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);
  • Обладает начальными знаниями о себе, истории образования родного города; о богатствах музыкальной культуры Урала (русские народные песни, пляски, игры народов Урала)
  • Знает название и герб своего города; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк), названия русских народных песен и игр, может самостоятельно  напеть мелодию, организовать игру.

Для родителей:

  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
  •  Активизации и обогащение знаний по данной теме.
  • Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей.

Для педагога:

  • Повышение профессионализма.
  • Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями путем исследовательской и краеведческой деятельности.
  • Личностный и профессиональный рост.

I Этап – подготовительный (октябрь 2020г).

Цель: создание условий для реализации проекта.

1.        Диагностика детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о родном городе, об Урале.

2.        Разработки перспективного плана, мероприятий по реализации проекта: «Мой край  - земля Урала».

3.        Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

II этап – основной (ноябрь 2020г. – апрель 2021г).

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.

1.        Организация деятельности с детьми, в соответствии с перспективным планом мероприятий по реализации проекта.

2.        Сбор, изготовление и оформление наглядного и дидактического материала.

3.        Включение родителей воспитанников и специалистов ДОУ в активное взаимодействие для реализации плана мероприятий проекта.

III этап – итоговый (апрель 2021г).

Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.

1. Проведение итогового мероприятия - праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы».

2. Итоговое диагностирование детей.

3. Представление проекта коллегам ДОУ.

Основное содержание.

     Реализация цели и задач осуществляется через:

- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края;

- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, музыкального фольклора, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми.

Перспективный план

Образовательные области

Виды деятельности

Методы и формы работы

Задачи

Пособия

Познавательное развитие

- НОД «Мой край Урал»

- Беседа «Природа Урала».

- НОД «Самоцветы Хозяйки Медной горы» Рассматривание уральских камней коллекции, определение схожести и различия.

- Дидактические игры: «Ассоциации», «Что где находится», «Четвертый лишний», «Кто вы такие?»

- Экологическая игра «Самоцветы Урала»,

- Виртуальная экскурсия по заповедникам Урала. Красная книга Урала.

- Знакомство с уральским композитором Е.П.Родыгиным,

-  Викторина «Русские народные песни»

Познакомить с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала, расширить знания о флоре и фауне. Познакомить детей с Красной книгой Среднего Урала. Дать представление об Уральских горах, их богатствами - полезными ископаемыми. Формировать знание о разнообразии мира камней и их свойств.

Воспитывать интерес и любовь к песенному наследию уральского композитора, музыкальному фольклору

Презентация «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы»

Карта России и Урала

Коллекции минералов

Альбом «Драгоценные и поделочные камни»

Книга С. Лавровой «Удивительный Урал»

Социально-коммуникативное развитие

- НОД «Народы Урала»

- Беседа «Урал – край тружеников-металлургов»

 - Сюжетно-ролевая игра «Ювелирная мастерская»,

Музыкальные коммуникативные игры «Здравствуйте»,

«Найди свой самоцвет»

Познакомить с культурой и традициями Урала. Формировать представления о значении заводов Урала для нашей страны. Воспитывать уважение к трудовому народу уральского края.

Формировать представлений о культуре и быте народов Среднего Урала.

Книга С. Лавровой «Удивительный Урал»

Презентация «Национальности Среднего Урала»

Речевое развитие

- Составление творческих рассказов "Мой любимый уголок родного края"

- Чтение пословиц и поговорок о родном крае

-Вечер  стихов об Уральском крае

Учить составлять описательный рассказ из личного опыта. Формировать интерес к устному народному творчеству, побуждать к активному обсуждению текста поговорки или пословицы. Через стихи уральских детских поэтов раскрыть красоту родного края в разные времена года.

Фотоальбом про Урал

Книга пословиц и поговорок

Сборник стихов про Урал

Художественно-эстетическое развитие

- Чтение сказов П.Бажова «Серебрянное копытце», «Огневушка- поскакушка», «Каменный цветок»

- Декоративно-прикладное искусство: урало-сибирская роспись. д/и «Составь уральский узор»

- Беседа об камнерезном искусстве ювелирные изделия из самоцветов Урала. Лепка «Украшения из Малахитовой шкатулки»

- Аппликация «Каменный цветок» (мозаика)

-Танец с флажками «Родина моя»,

Песня «Уральский хоровод», «Танец мастеров»

Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. Формировать знания детей о народно-прикладных промыслах и детских писателях Урала. Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками.

Развивать музыкальные  способности: ритмические ощущения, музыкально- слуховые представления, способность к танцевальной импровизации

Выставка книг П.Бажова

Выставка книг Д.Н.Мамин-Сибиряк

Выставка изделий и украшений из

поделочных камней

Выставка изделий с уральской росписью

Альбом «Урало-сибирская роспись»

Физическое развитие

- Беседа с презентацией «Туристические места по Среднему Уралу»

- Беседа с презентацией «Спорт на Урале»

- Подвижные игры народов Урала с музыкальным сопровождением «Юрта», «Золотые ворота»,

«Слепой Баран»,

«Передай тюбетейку»

Познакомить с туризмом как самой массовой формой активного отдыха и оздоровления. Вызвать интерес к туризму по Уралу. Продолжать знакомить с играми народов Урала. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры.

Видеоролик «Путешествие по Уралу»

Фотографии с изображением туристических мест по Среднему Уралу

Картотека игр народов Урала

Презентация «Знаменитые спортсмены и спортивные команды на Урале»

Взаимодействие с родителями

  1. Рисунки к сказам Бажова
  2. Участие в пополнении коллекции «Полезные ископаемые Урала»
  3. Проекты «Мама, папа, я - туристическая семья» (путешествие по уральскому краю)

Взаимодействие с специалистами ДОУ

Учитель-логопед

Презентация семейных проектов

Музыкальный руководитель

Тематические занятия, посвященные Дню Матери, Дню народного единства

Развлечение «Игры народов Урала»

Праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Продукт

проекта

Коллекция «Полезные ископаемые Урала»

Театрализованная постановка по  сказу П. Бажова «Каменный цветок»

Методическая литература:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. - М.: Издательство Скрипторий 2003. 
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  5. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"

Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....

Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"

Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....

Виртуальная экскурсия «Мой край – родной Урал»

Знакомство детей с родным краем, в котором они живут, с его природными ископаемыми; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край....

Педагогический проект «Мой край – земля Урала»

Педагогический проект для детей 6-7 лет по формированию патриотических чувств у дошкольников....

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...