Педагогический проект "Мой край - земля Урала"
проект (подготовительная группа)
Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_kray_-_zemlya_urala.docx | 207.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Петушок» комбинированного вида
«Мой край – земля Урала»
Педагогический проект по формированию патриотических чувств у дошкольников
Разработчики:
Озорнина А.Л. воспитатель
высшей квалификационной категории,
Полякова Е.В. музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Верхняя Салда, 2021г
Пояснительная записка.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель проекта: формирование и воспитание патриотических чувств через знакомство с родным городом и краем. Пробуждение интереса, чувств сопричастности и любви к малой Родине.
Содействие осознанию роли родителей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Для детей.
Образовательные задачи:
- Формировать представления о родном крае: история, государственная символика, достопримечательности, музыкальная культура, фольклор.
- Расширять познавательный интерес к традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми Урала. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать умение находить информацию методами поиска.
- Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры.
- Развивать любознательность, интерес к труду людей и народному творчеству Урала.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы Урала.
- Пробудить в детях чувство любви к своему краю, интерес к его традициям и обычаям.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, живущим на Урале и их труду.
Для педагогов:
• Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем.
• Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.
• Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
• Разработать и организовать мероприятия по данной теме.
Для родителей:
- Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
- Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
- Объединение усилий педагога и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Вид проекта: творческий, познавательно- исследовательский.
Участники: дети с ОНР (ТНР), родители, воспитатели группы, учитель -логопед, музыкальный руководитель.
Возраст: дошкольники старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Срок проекта: долгосрочный (октябрь – апрель)
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
- Краеведческий (региональный).
- Природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.
- Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
- Тематический — деление материала на мини-проекты.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- «Позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
- Интегрированое сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Ожидаемые результаты от реализации проекта.
Для детей.
- Проявляет интерес к малой родине, родному краю, к знакомству с его культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, связанных с прошлым и настоящим родного края.
- Проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует музыкальный фольклор, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми.
- Способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);
- Обладает начальными знаниями о себе, истории образования родного города; о богатствах музыкальной культуры Урала (русские народные песни, пляски, игры народов Урала)
- Знает название и герб своего города; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк), названия русских народных песен и игр, может самостоятельно напеть мелодию, организовать игру.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
- Активизации и обогащение знаний по данной теме.
- Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей.
Для педагога:
- Повышение профессионализма.
- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями путем исследовательской и краеведческой деятельности.
- Личностный и профессиональный рост.
I Этап – подготовительный (октябрь 2020г).
Цель: создание условий для реализации проекта.
1. Диагностика детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о родном городе, об Урале.
2. Разработки перспективного плана, мероприятий по реализации проекта: «Мой край - земля Урала».
3. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
II этап – основной (ноябрь 2020г. – апрель 2021г).
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.
1. Организация деятельности с детьми, в соответствии с перспективным планом мероприятий по реализации проекта.
2. Сбор, изготовление и оформление наглядного и дидактического материала.
3. Включение родителей воспитанников и специалистов ДОУ в активное взаимодействие для реализации плана мероприятий проекта.
III этап – итоговый (апрель 2021г).
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.
1. Проведение итогового мероприятия - праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы».
2. Итоговое диагностирование детей.
3. Представление проекта коллегам ДОУ.
Основное содержание.
Реализация цели и задач осуществляется через:
- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края;
- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, музыкального фольклора, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;
- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми.
Перспективный план
Образовательные области | Виды деятельности Методы и формы работы | Задачи | Пособия |
Познавательное развитие | - НОД «Мой край Урал» - Беседа «Природа Урала». - НОД «Самоцветы Хозяйки Медной горы» Рассматривание уральских камней коллекции, определение схожести и различия. - Дидактические игры: «Ассоциации», «Что где находится», «Четвертый лишний», «Кто вы такие?» - Экологическая игра «Самоцветы Урала», - Виртуальная экскурсия по заповедникам Урала. Красная книга Урала. - Знакомство с уральским композитором Е.П.Родыгиным, - Викторина «Русские народные песни» | Познакомить с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала, расширить знания о флоре и фауне. Познакомить детей с Красной книгой Среднего Урала. Дать представление об Уральских горах, их богатствами - полезными ископаемыми. Формировать знание о разнообразии мира камней и их свойств. Воспитывать интерес и любовь к песенному наследию уральского композитора, музыкальному фольклору | Презентация «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы» Карта России и Урала Коллекции минералов Альбом «Драгоценные и поделочные камни» Книга С. Лавровой «Удивительный Урал» |
Социально-коммуникативное развитие | - НОД «Народы Урала» - Беседа «Урал – край тружеников-металлургов» - Сюжетно-ролевая игра «Ювелирная мастерская», Музыкальные коммуникативные игры «Здравствуйте», «Найди свой самоцвет» | Познакомить с культурой и традициями Урала. Формировать представления о значении заводов Урала для нашей страны. Воспитывать уважение к трудовому народу уральского края. Формировать представлений о культуре и быте народов Среднего Урала. | Книга С. Лавровой «Удивительный Урал» Презентация «Национальности Среднего Урала» |
Речевое развитие | - Составление творческих рассказов "Мой любимый уголок родного края" - Чтение пословиц и поговорок о родном крае -Вечер стихов об Уральском крае | Учить составлять описательный рассказ из личного опыта. Формировать интерес к устному народному творчеству, побуждать к активному обсуждению текста поговорки или пословицы. Через стихи уральских детских поэтов раскрыть красоту родного края в разные времена года. | Фотоальбом про Урал Книга пословиц и поговорок Сборник стихов про Урал |
Художественно-эстетическое развитие | - Чтение сказов П.Бажова «Серебрянное копытце», «Огневушка- поскакушка», «Каменный цветок» - Декоративно-прикладное искусство: урало-сибирская роспись. д/и «Составь уральский узор» - Беседа об камнерезном искусстве ювелирные изделия из самоцветов Урала. Лепка «Украшения из Малахитовой шкатулки» - Аппликация «Каменный цветок» (мозаика) -Танец с флажками «Родина моя», Песня «Уральский хоровод», «Танец мастеров» | Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. Формировать знания детей о народно-прикладных промыслах и детских писателях Урала. Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками. Развивать музыкальные способности: ритмические ощущения, музыкально- слуховые представления, способность к танцевальной импровизации | Выставка книг П.Бажова Выставка книг Д.Н.Мамин-Сибиряк Выставка изделий и украшений из поделочных камней Выставка изделий с уральской росписью Альбом «Урало-сибирская роспись» |
Физическое развитие | - Беседа с презентацией «Туристические места по Среднему Уралу» - Беседа с презентацией «Спорт на Урале» - Подвижные игры народов Урала с музыкальным сопровождением «Юрта», «Золотые ворота», «Слепой Баран», «Передай тюбетейку» | Познакомить с туризмом как самой массовой формой активного отдыха и оздоровления. Вызвать интерес к туризму по Уралу. Продолжать знакомить с играми народов Урала. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры. | Видеоролик «Путешествие по Уралу» Фотографии с изображением туристических мест по Среднему Уралу Картотека игр народов Урала Презентация «Знаменитые спортсмены и спортивные команды на Урале» |
Взаимодействие с родителями |
| ||
Взаимодействие с специалистами ДОУ | Учитель-логопед | Презентация семейных проектов | |
Музыкальный руководитель | Тематические занятия, посвященные Дню Матери, Дню народного единства Развлечение «Игры народов Урала» Праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы» | ||
Продукт проекта | Коллекция «Полезные ископаемые Урала» Театрализованная постановка по сказу П. Бажова «Каменный цветок» |
Методическая литература:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. - М.: Издательство Скрипторий 2003.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
- Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
комплексное занятие....
Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"
Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....
Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"
Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....
Виртуальная экскурсия «Мой край – родной Урал»
Знакомство детей с родным краем, в котором они живут, с его природными ископаемыми; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край....
Педагогический проект «Мой край – земля Урала»
Педагогический проект для детей 6-7 лет по формированию патриотических чувств у дошкольников....
Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"
Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...