Педагогический проект «Мой край – земля Урала»
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект для детей 6-7 лет по формированию патриотических чувств у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_kray_-_zemlya_urala.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Мой край – земля Урала»
Педагогический проект по формированию патриотических чувств у дошкольников.
Разработчики:
Озорнина А.Л. воспитатель
высшей квалификационной категории,
Полякова Е.В. музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель проекта: формирование и воспитание патриотических чувств через знакомство с родным городом и краем. Пробуждение интереса, чувств сопричастности и любви к малой Родине.
Содействие осознанию роли родителей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Для детей.
Образовательные задачи:
- Формировать представления о родном крае: история, государственная символика, достопримечательности.
- Расширять познавательный интерес к традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
- Расширить знания детей о флоре и фауне родного края. Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми Урала. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
- Учить детей работать с картой. Определять на карте месторасположение Свердловской области, Екатеринбурга, Верхней Салды.
Развивающие задачи:
- Развивать умение находить информацию методами поиска.
- Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры.
- Развивать любознательность, интерес к труду людей и народному творчеству Урала.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы Урала.
- Пробудить в детях чувство любви к своему краю, интерес к его традициям и обычаям.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, живущим на Урале и их труду.
Для педагога:
• Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем.
• Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.
• Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
• Разработать и организовать мероприятия по данной теме.
Для родителей:
- Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
- Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
- Объединение усилий педагога и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Вид проекта: творческий, познавательно- исследовательский.
Участники: дети с ОНР (ТНР), родители, воспитатели группы, учитель -логопед, музыкальный руководитель.
Возраст: дошкольники старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Срок проекта: долгосрочный (октябрь – апрель)
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
- Краеведческий (региональный).
- Природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.
- Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
- Тематический — деление материала на мини-проекты.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- «Позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
- Интегративное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Ожидаемые результаты от реализации проекта.
Для детей.
- Проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, связанных с прошлым и настоящим родного края.
- Проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми.
- Способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);
- Обладает начальными знаниями о себе, истории образования родного города; о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах); Урала о животном и растительном мире Урала; о том, что на Урале живут люди разных национальностей; о промыслах и ремеслах Урала (камнерезное и ювелирное искусство; ограды и решетки города Екатеринбурга; уральская роспись на металле, бересте);
- Знает название и герб своего города; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала; Урал – часть России, Екатеринбург - главный город Свердловской области.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
- Активизации и обогащение знаний по данной теме.
- Осознание родителями своей роли в патриотическом воспитании детей.
Для педагога:
- Повышение профессионализма.
- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями путем исследовательской и краеведческой деятельности.
- Личностный и профессиональный рост.
I Этап – подготовительный (октябрь).
Цель: создание условий для реализации проекта.
1. Диагностика детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о родном городе, об Урале.
2. Разработки перспективного плана, мероприятий по реализации проекта: «Мой край - земля Урала».
3. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
II этап – основной (ноябрь – апрель).
Цель: реализация мини- проектов. Эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.
1. Организация деятельности с детьми, в соответствии с перспективным планом мероприятий по реализации проектов.
2. Сбор, изготовление и оформление наглядного и дидактического материала.
3. Включение родителей воспитанников и специалистов ДОУ в активное взаимодействие для реализации плана мероприятий проекта.
III этап – итоговый (апрель).
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.
1. Проведение итогового мероприятия - праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы».
2. Итоговое диагностирование детей.
3. Представление проекта коллегам ДОУ.
Основное содержание.
Реализация цели и задач осуществляется через:
- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края;
- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;
- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми.
Мини - проект «Моя малая Родина»
Срок: ноябрь - декабрь
Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему городу.
Задачи.
1. Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
4. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивым.
5. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего города.
Перспективный план
Образовательная область | Мероприятия | Задачи | Пособия | |
Познавательное развитие | - Беседа «Верхняя Салда – родной город» - Дидактические игры: «Найди герб родного города», «Тогда и сейчас», «Проложим маршрут», игра -бродилка «Путешествие по городу» - Проблемные ситуации «Где я живу», «Угадай, где я нахожусь» - Виртуальная экскурсия «Вот эта улица, вот этот дом…» - Мозговой штурм «Знай свой город» | Познакомить детей с историей города. Познакомить с символикой города: флагом, гербом. Закреплять знания домашнего адреса, умение ориентироваться на карте города. улице, жилым домам; дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Сравнивать особенности старого и современного города. | Лэпбук «Верхняя Салда – родной город» Фотоальбом «Верхняя Салда» Видеофильм «Верхняя Салда 240 лет» | |
Социально-коммуникативное развитие | - Беседа с фотовыставкой «Профессии нашего города» - «Панорама памятников, посвященные ВОВ, в нашем городе» - с/р игра «Путешествие по городу», «Автобус» - Беседа «Чье имя носит твоя улица?». | Познакомить с предприятиями города и их пользе для него. Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям своих родителей. Познакомить с историей города в годы ВОВ. Показать роль памятников архитектуры как эстафеты народной культуры, которая передаются от поколения поколению. Познакомить с знаменитыми гражданами города, чьими именами названы улицы. | Презентация «Верхняя Салда – родной город» Фотоальбом «Профессии наших родителей» Карта города, атрибуты к сюжетно-ролевой игре Фотоальбом «Мои родные, милые места…» | |
Физическое развитие | - Беседа «Салда спортивная» - п/игры: "Перекресток" - м/п игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» | Познакомить детей с культурными и спортивными центрами города. Пропаганда здорового образа жизни для горожан. Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья. Закреплять знание ПДД для горожан. | Лэпбук «Верхняя Салда – родной город» Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» | |
Речевое развитие | - Словесные игры "Ответь на вопросы", "Кто вы такие?", "Кто больше", "Моя улица", «Какой? Какая? Какие?», «Кто больше подберет слов» - Составление рассказов о городе по схеме - Кроссворд «Родной город» - Пословицы о матери и семье - Пальчиковая гимнастика: «Мой город», «Родная земля» - Лепка: буквы для книги «Азбука юного салдинца» | Формировать представления о понятии "город". Формировать различать городские учреждения по назначению. Учить рассказывать о достопримечательностях города. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам. Учить подбирать к определенной букве достопримечательность города. Развивать связную речь. | Мнемотаблица «Город» Кроссворд Книга пословиц Пластилин, картон | |
Художественно-эстетическое развитие | - Конструирование «Дома на нашей улице» - Аппликация «Наш завод» - Рисование «Моя мама» - Беседа "Хочу быть скульптором" - Рассматривание картин знаменитых салдинских художников: Кузнецов В.А., Гудин Е.И. - Литературный вечер стихов о Верхней Салде - Чтение сказки Г.Гордиенко, О.Медведева "Приключение звездного дракона" | Учить передавать свои впечатления через продуктивную деятельность. Познакомить с знаменитыми художниками города и их творчеством. Познакомить с салдинским скульптором Л.Нечаевым и его творчеством в Верхней Салде. Познакомить детей, через художественную литературу, с историей Урала и родного города. Познакомить с поэзией о родном городе. Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения. | Конструктор «Лего» Репродукции картин художников Гудина Е.И. и Кузнецова В.А. Книга "Приключение звездного дракона" Г.Гордиенко, О.Медведева (1 и 2 часть) Презентация «Творчество Л.Нечаева» | |
Взаимодействие с родителями |
| |||
Взаимодействие с специалистами ДОУ | Учитель – логопед | Участие в изготовлении книги «Азбука юного салдинца» | ||
Музыкальный руководитель | Тематическое занятие, посвященное Дню Матери. | |||
Продукт мини- проекта | Книга «Азбука юного салдинца» |
Мини - проект «Екатеринбург – столица Урала»
Срок: январь - февраль
Цель: познакомить с Екатеринбургом, как с главным мегаполисом Свердловской области.
Задачи:
- Дать информацию о месторасположении города, промышленности и самых интересных достопримечательностях Екатеринбурга.
- Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
Перспективный план
Образовательная область | Мероприятия | Задачи | Пособия |
Познавательное развитие | - НОД «Путешествие по «реке – времени» «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил». - Интерактивная игра «Екатеринбург – столица Урала» - Интерактивная карта «Такие разные и интересные города Свердловской области». - Рассматривание экскурсионно-туристических маршрутов по городам Свердловской области - Проблемная ситуация «Найди на карте России свою область и отметь», «Найди на карте Свердловской области Верхнюю Салду или Екатеринбург». - д/игры «Путешествие по городу», «Собери флаг и герб», «Подбери герб среди других» | Дать понятие «столица Урала». Познакомить с символикой и историей Екатеринбурга. Формировать знания детей о достопримечательностях мегаполиса. Учить ориентироваться по карте Свердловской области. Познакомить с некоторыми городами близлежащими к Екатеринбургу и Верхней Салде. | Презентация «Достопримечательности Екатеринбурга» Видеофильм «Екатеринбург вчера, сегодня» Карта и экскурсионно-туристические маршруты по городу Книга «Дороги, полные открытий» О. Медведева |
Социально-коммуникативное развитие | - Беседа «Екатеринбург – город будущего» - с/р игра «Турагенство» - Игра «Мозаика с видом достопримечательностей города», - Рассказывание сюжетных историй о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с ними. | Познакомить с предприятиями города и их пользе для него. Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Показать роль памятников архитектуры как эстафеты народной культуры, которая передаются от поколения поколению. Учить рассказывать о достопримечательностях города. | Фотогалерея «Градообразующие профессии края» Презентация «Достопримечательности Екатеринбурга» Атрибуты к сюжетно-ролевой игре, карта города |
Речевое развитие | - Словесные игры: «Радиоэфир», «Мой город», «Ответь на вопросы» - Пальчиковая гимнастика: «Мой город», «Родная земля» - Сравнительный анализ - Верхняя Салда и Екатеринбург - Кроссворд « Екатеринбург – сердце Урала» - Речевая копилка: словарь уральского говора | Формировать представления о понятии "город". Активизировать предикативный словарь детей. Формировать умения делать сравнительный анализ. Учить рассказывать о достопримечательностях города. Познакомить с лексикой уральской речи. Обогащать словарный запас. | Мнемотаблица «Город» Сборник слов уральского говора Кроссворд« Екатеринбург – сердце Урала» Фотоальбом «Верхняя Салда», «Екатеринбург» |
Художественно-эстетическое развитие | - Рассматривание открыток о Екатеринбурге - Литературный вечер стихов про Екатеринбург - Чтение и рассматривание книги «Дороги, полные открытий» О. Медведева - Конструирование «Большой город» - Решетки и ограды города Екатеринбурга. Аппликация «Ажурные ограды». | Учить передавать свои впечатления через продуктивную деятельность. Познакомить детей, через художественную литературу, с историей города. Познакомить с народным промыслом Урала – художественная ковка. Развивать умение видеть красоту архитектуры большого города. | Книга «Дороги, полные открытий» О. Медведев Конструктор «Лего» Эскизы решёток и оградок, презентация «Ажурные ограды» Набор открыток «Екатеринбург» |
Физическое развитие | - Беседа с презентацией «Екатеринбургский пульс: спорт, физическая культура» - д/и «Перекресток» - п/и «Юрта», «Продам горшок», «Медный пень» и др. | Рассказать о спортивных международных соревнованиях, проводимых в Екатеринбурге в ближайшие годы. Закреплять знание ПДД для горожан крупного города, знание о транспорте в нем. Познакомить с народными играми Урала. | Презентация «Спортивные достижения» Картотека подвижных игр народов Урала |
Взаимодействие с родителями |
| ||
Взаимодействие с специалистами ДОУ | Учитель-логопед | Оформление сборника слов уральского говора | |
Музыкальный руководитель | Развлечение «Игры народов Урала» | ||
Продукт мини-проекта | Фотоальбом «Екатеринбург – столица Урала» Сборник слов уральского говора Сборник подвижных игр народов Урала |
Мини - проект «Средний Урал. Там, где мы живём.»
Срок: март - апрель
Цель: способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории и народах Среднего Урала.
Задачи.
- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
- Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.
- Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.
- Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их.
- Познакомить с знаменитыми людьми прославивших Урал.
Перспективный план
Образовательные области | Виды деятельности Методы и формы работы | Задачи | Пособия |
Познавательное развитие | - НОД «Мой край Урал» - Беседа «Природа Урала». - НОД «Самоцветы Хозяйки Медной горы» Рассматривание уральских камней коллекции, определение схожести и различия. - Дидактические игры: «Ассоциации», «Что где находится», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Кто вы такие?» - Создание макета «Урал – богатый край» - Экологическая игра «Самоцветы Урала», опыты с камнями - Виртуальная экскурсия по заповедникам Урала. Красная книга Урала. - Викторина «Знатоки родного края» | Познакомить с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала, расширить знания о флоре и фауне. Познакомить детей с Красной книгой Среднего Урала. Дать представление об Уральских горах, их богатствами - полезными ископаемыми. Формировать знание о разнообразии мира камней и их свойств. Учить ориентироваться по карте Урала и России. | Презентация «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы» Карта России и Урала Коллекции минералов Альбом «Драгоценные и поделочные камни» Книга С. Лавровой «Удивительный Урал» |
Социально-коммуникативное развитие | - НОД «Народы Урала» - Беседа «Урал – край тружеников-металлургов» - Сюжетно-ролевая игра «Ювелирная мастерская» | Познакомить с культурой и традициями Урала. Формировать представления о значении заводов Урала для нашей страны. Воспитывать уважение к трудовому народу уральского края. Формировать представлений о культуре и быте народов Среднего Урала. | Книга С. Лавровой «Удивительный Урал» Презентация «Национальности Среднего Урала» |
Речевое развитие | - Составление творческих рассказов "Мой любимый уголок родного края" - Чтение пословиц и поговорок о родном крае -Литературный вечер стихов об Уральском крае | Учить составлять описательный рассказ из личного опыта. Формировать интерес к устному народному творчеству, побуждать к активному обсуждению текста поговорки или пословицы. Через стихи уральских детских поэтов раскрыть красоту родного края в разные времена года. | Фотоальбом про Урал Книга пословиц и поговорок Сборник стихов про Урал |
Художественно-эстетическое развитие | - Чтение сказов П.Бажова «Серебренное копытце», «Огневушка- поскакушка» - Знакомство с творчеством Д.Н. Мамин -Сибиряк: «Серая Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». - Декоративно-прикладное искусство: урало-сибирская роспись. д/и «Составь уральский узор» - Беседа об камнерезном искусстве ювелирные изделия из самоцветов Урала. Лепка «Украшения из Малахитовой шкатулки» - Аппликация «Каменный цветок» (мозаика) - Макет «Уральские горы» | Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. Формировать знания детей о народно-прикладных промыслах и детских писателях Урала. Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками. | Выставка книг П.Бажова Выставка книг Д.Н.Мамин-Сибиряк Выставка изделий и украшений из поделочных камней Выставка изделий с уральской росписью Альбом «Урало-сибирская роспись» |
Физическое развитие | - Беседа с презентацией «Туристические места по Среднему Уралу» - Беседа с презентацией «Спорт на Урале» - п/игры народов Урала | Познакомить с туризмом как самой массовой формой активного отдыха и оздоровления. Вызвать интерес к туризму по Уралу. Продолжать знакомить с играми народов Урала. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры. Формировать представление о традиционных для Урала видов спорта. Познакомить с знаменитыми спортсменами, спортивными командами на Урале. | Видеоролик «Путешествие по Уралу» Фотографии с изображением туристических мест по Среднему Уралу Картотека игр народов Урала Презентация «Знаменитые спортсмены и спортивные команды на Урале» |
Взаимодействие с родителями |
| ||
Взаимодействие с специалистами ДОУ | Учитель-логопед | Презентация семейных проектов | |
Музыкальный руководитель | Праздник «В гостях у Хозяйки Медной горы» Инсценировка сказа П. Бажова «Каменный цветок» | ||
Продукт мини-проекта | Коллекция «Полезные ископаемые Урала» Дидактический материал «Животные и растения Урала» |
Методическая литература:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. - М.: Издательство Скрипторий 2003.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
- Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Растения легкие земли"
Расширение представления о растениях....
ПРОЕКТ«КАЗАЧИЙ КРАЙ- ЗЕМЛЯ МОЯ»
Беседуя с детьми по краеведению выяснилось , что у них очень бедное представление о казаках, об их образе жизни, о трудовой деятельности. А ведь одной из задач детских дошкольн...
Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"
Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....
Конспект НОД "Мой край-Земля Урала"
Тема: "Мой край-Земля Урала"Цель: формировать знания у детей об Урале, как о родном крае....
Педагогический проект "Мой край - земля Урала"
Суть проекта «Мой край – земля Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре Урала....
Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"
Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"...
Проект «Мой Край Южный Урал»
Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городеАктуальность проекта«Дружелюбие, у...