Создание музейного пространства в ДОО
консультация (подготовительная группа)
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев, которая проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Формулируют основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие п р и н ц и п ы :
• интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
«Социально-коммуникативного развития», «Познавательного развития»,
«Художественно-эстетического развития», по воспитанию у детей патриотических чувств;
• деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать
поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
• природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
• научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
• гуманизации и партнерства – мини-музеи должны создавать условия для всестороннего развития ребенка, для поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системах
«взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;
• культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
• динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
• разнообразия – в мини-музеях должны быть экспонаты, разные по форме, содержанию, размерам, отражающие историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
• регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Важная особенность мини-музеев в ДОО – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта по созданию мини-музея педагоги разрабатывают содержание экскурсий, семейных мероприятий, которые можно включить в перспективный план работы с детьми и родителями. Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа
помогает решить следующие з а д а ч и :
– выявление творческих способностей детей;
– расширение их представлений о содержании музейной культуры;
– развитие у детей начальных навыков восприятия музейного языка;
– создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Традиционная форма деятельности музеев – монологические беседы – в мини-музеях ДОО заменяется образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: «Найди спрятавшийся предмет», «Восстанови интерьер», «Дорисуй картинку», «Одень героя» и т. д.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО поможет педагогам найти новые формы взаимодействия с воспитанниками, разработать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Постепенно ребенок пронимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий,
наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологич...
Технологическая карта по теме: « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»
Представленный материал раскрывает организацию системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей детского сада» в образовательный процесс ДОУ. Основной целью...
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ
Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ - сообщение для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
"Пространство из ничего или Технология макетирования в создании игрового пространства"
Участие в межмуниципальном мастер - классе...
Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная среда детского сада.
Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная среда детского сада....