Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная среда детского сада.
консультация (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная
среда детского сада.
Подготовила:
Вачугова А.А.
Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.
6 | 2 | 8 |
4 | 1 | 5 |
7 | 3 | 9 |
1. Этот объект называется «Система» (1) центр.
2. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то, или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2, вторая ячейка в верхнем ряду.
3. Объект «система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой рассматривается анатомия предмета называется «подсистема» (3, вторая ячейка в нижнем ряду.
4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.
5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?
С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.
6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.
7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.
8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?
М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:
Если мы рассмотрим Что – то,
Это Что – то – для чего – то,
Это Что – то из чего – то,
Это Что – то – часть чего – то.
Чем – то было раньше Что – то,
Чем – то будет это Что – то.
Есть противники у Что – то,
Много есть друзей у Что – то.
Всё нейтральное у Что – то
Делает свое чего – то. Приложение 1
Этапы создания мини – музея
1. Подготовительный этап.
Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.
Мини – музей должен содержать разделы:
1) история темы,
2) настоящее темы,
3) результаты детского творчества по теме,
4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).
Выбор темы:
- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;
- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;
- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.
Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.
2. Практический этап.
Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.
Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).
По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2
Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).
Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3
Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы, игры (сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими, лото и т.д.)
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- беседы;
- рассказ педагога;
- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);
- дидактические игры;
- викторины;
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры – экспериментирования;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- вечера загадок;
- народные праздники;
- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);
-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;
-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.
Что означает слово «музей»?
Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.).
Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Мини-музеи вДОУ позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.
Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.
В нашем детском саду, как и в любом, существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, коридоров, холла.
Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Исходя из педагогической значимости в нашем детском саду возникла идея организации мини-музеев:
• «Музей родного края»
- знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему краю; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.
В условиях детского сада ярко, красочно и запоминающей познакомить детей с историей нашего края - создать мини-музей «Люблю тебя, мой край родной!».
Обоснование значимости проекта: недостаточные знания детей об истории ХМАО.
Цель проекта:Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта:
дать знания детям о родном крае: история, достопримечательности, люди, природа;
воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
развивать познавательный интерес детей посредством организации мини-музея «Люблю тебя, мой край родной»;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, сопричастности к этому.
Предполагаемый-результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в музей. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями.
Дети: активное участие и интерес детей в различных видах деятельности; организация изобразительной деятельности, проведение выставок в группе; нравственно — патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края; развитие связной речи, обогащение словаря.
Родители: повышение интереса к образовательной работе группы; активное участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий; совместная организация мини-музея в группе.
• «Музей русского быта»
- знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.
Исходя из педагогической значимости в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, чтобы народное искусство не вытеснялось из жизни ребенка и стало для него интересным и привлекательным.
Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.
2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.
• «Музей Воинской доблести и Славы»
Цель проекта: Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной Войны с помощью создания в дошкольном учреждении мини – музея посвященного ВОВ «Музей боевой Славы».
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о событиях военных лет, земляках - героях войны и их подвигах.
2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой, разными родами войск и наградами.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.
5. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
7. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
8. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы по музейной педагогике.
- Подбор места для создания мини – музея в ДОУ.
- Подбор экспонатов в мини – музей «Комната боевой Славы».
- Специально подобранная литература на тему ВОВ.
- Подбор иллюстраций, рисунков, плакатов, открыток, изображающих события во время ВОВ.
- Создание коллекции презентаций и видеороликов на тему событий, информации об участниках, памятных дат ВОВ.
- Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Продукт:
- Мини - музей «Комната боевой Славы» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).
- Мини - библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Славный праздник - День Победы!».
Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.
Важная особенность организации мини – музея — возможность принимать участие в его создании детям и родителям. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Созданный в ДОУ музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно-образовательного процесса как в рамках ДОУ, так и за его пределами.
Приложение 1
Как работает системный оператор с детьми?
Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки.
1. Система – чашка. В мини – музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов). Подойдет и большая чашка из папье – маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.
2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.
4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.
- Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
- История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.
7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.
- Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
- В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.
Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.
Приложение 2
Схема описания экспоната
- Рисунок (фотография) экспоната.
- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).
- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)
- Кем собран / изготовлен (ФИО «дарителя»).
- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).
- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.
Например:
Название экспоната. Осиное гнездо.
Где собран. На балконе в городе.
Кем собран. Семья Петровых.
Информация об экспонате. Каждую весну самка осы обыкновенной строит новое гнездо. Из пережеванных волокон древесины она сооружает несколько бумажных ячеек и откладывает в них яйца. При строительстве насекомое отщепляет волокна древесины, пережевывает их, смешивая со слюной. В результате получается белая бумажная масса для гнезда. Оса делает все точно по расчету, постоянно измеряя антеннами величину ячеек и толщину бумажных стенок. Вход в гнездо называется «леток». Он всегда обращен вниз.
Как использовать в работе с детьми. Темы «Воздух – неведимка» («Летающие животные»), «Животные» (темы о насекомых, их образе жизни, о связи с растениями – использование осой древесины). Пусть дети осторожно потрогают гнездо: похож ли материал, из которого оно сделано, на бумагу? Чем именно? С чем можно сравнить «дом» осы? Похоже ли оно на гнезда птиц? Обратить внимание на то, что строительный материал оса находит в природе. Рассмотреть фотографию или рисунок с изображением осы: почему она полосатая («пугающая» окраска), где живет.
Приложение 3
Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил:
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание картинной галереи в мини-музее в группах детского сада" (консультация для воспитателей)
Что такое мини-музей в детском саду?...
Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"
Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду в соответствии с ФГОС.
Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвов...
Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"
Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...
Использование в интернет пространстве мессенджера Viber, организация работы группы детского сада для вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффек...
Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада
Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...
Создание музейного пространства в ДОО
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности....