«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
проект по теме
Выступление на педагогической конференции на тему:
«Создание экологического пространства в МБДОУ»
Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологического образования, так как именно в это время ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы. Эмоционально-чувственная восприимчивость детей делает этот период основополагающим, так как способствует тому, что закладываются нормы отношения к природе и формируется мотив гуманистического отношения к миру.
Зачастую отношение к природным объектам создается под влиянием взрослых. Как воспитать экологически грамотную личность, способную изменить отношение к матушке-природе, вернуть ей исконную яркость и полноту - задача далеко не простая. Но мы думаем, что начинать необходимо с дошкольного периода, когда происходит формирование нравственных важных качеств ребенка: понимание, сопереживание, гуманность, доброта, поэтому важно именно в этом возрасте заложить основы правильного отношения к природе, которые научат ребенка бережно относиться к объектам природы и земле в целом.
Формирование у детей основ экологических знаний и представлений зависит от многих факторов. Одним из важных факторов является правильно организованное экологическое пространство или эколого – развивающая среда. Экологическая среда в детском саду - это прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
Поэтому цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого – развивающего пространства, соответствующего природно-климатическим условиям ХМАО округа- Югра.
Для нашего края характерны своеобразные природные условия (длинная холодная зима, короткое лето), которые не позволяют в полной мере создавать такие природные условия для работы с детьми, в которых бы проявлялось разнообразие природных объектов. Но создание экологической тропы в МБДОУ позволило бы решать задачи экологической направленности:
- Расширять у дошкольников элементарных знания о природе, ее объектах, процессах и явлениях окружающей среды:
- Формировать умение дошкольников замечать явления и объекты окружающей природы, находящиеся в зоне маршрута тропы;
- Способствовать воспитанию экологической культуры у дошкольников: желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе;
· Учить оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду
Создание тропы на территории детского сада позволяет педагогам сформировать у детей знания о природных объектах, их роли в природном сообществе, влиянии на человек, но и проследить активное воздействие человека на природу. Это позволяет выработать навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе. Это возможно благодаря использованию разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения художественной литературы.
Очень важно правильно организовать процесс создания экологической тропы на территории МБДОУ. Для этого необходимо: изучить участок природы, находящийся на территории детского сада, выделить наиболее интересные объекты, составить картосхему тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, разработать и провести деятельность с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.
Учитывая природно-климатические особенности края ХМАО-Югра целесообразно создать экологическую тропу, которая характерна для любого дошкольного учреждения. А природные объекты – станции, входящие в ее состав, характеризовались бы неприхотливостью в условиях роста и развития. Можно рекомендовать следующие станции:
«Метеоцентр» –включает в себя:
- Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Термометр- для изменения температуры воздуха.
- Флюгер - ветряной рукав, султанчики, вертушки – приборы для опеределения направления и силы ветра.
- Дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
«Лесная зона» может быть представлена объектами природы: береза, осина, ивовые кусты, рябина.
Для станции «Лекарственный мир» характерно наличие таких растений, как мать-и – мачеха, подорожник, зверобой, мята, одуванчик, календула лекарственная, подорожник, душица, тысячелистник обыкновенный
На станции «Огород» можно использовать различные овощные культуры: лук, чеснок, картофель, фасоль, кабачки, баклажаны, редис, петрушка, укроп, салат.
«Муравейник» -станция, представляющая большой интерес для детей. Поэтому ее создание вызовет у воспитанников массу эмоций и воспоминаний.
«Искусственный водоем» -представляет собой создание мини-водоема, который приобретается в магазине хозяйственных товаров, размещается в земле, заливается водой и украшается различными речными растениями.
«Цветники»-уникальная станция, которая может быть представлена разнообразием культурных растений - клумбовых цветов: астрами, гладиолусами, космеей, бархатцами, анютиными глазками.
На станции «Песочная» детям предоставляется возможность осуществлять познавательно – исследовательскую деятельность: проводить опытно-экспериментальную работу, наблюдения.
Таким образом, на территории МБДОУ нами была создана экологическая тропа, в которую были включены наиболее яркие природные объекты, представляющие познавательный интерес для детей дошкольного возраста. Было определено основное содержание работы с дошкольниками на каждой точке экологической тропы. В течение всего лета осуществлялась данная работа, которая позволила детям научиться воспринимать объекты природы, видеть их красоту и разнообразие, выработать правильное отношение к живым и неживым объектам.
Но успех данной работы был обусловлен и тем фактором, что данная работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями, которые приняли активное участие в озеленении территории, выращивании природных объектов, создании экологических станций, входящих в состав экологической тропы.
Подводя итог можно отметить, что создание экологического пространства в МБДОУ, а именно экологической тропы, позволило сформировать компетентность в вопросе формирования экологического взаимодействия с объектами природы у всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание единого информационного пространства МБДОУ ЦРР ДС №54
Презентация использовалась при выступлении на семинаре для руководителей дошкольных образовательных учреждений Озерского городского округа и знакомила с содержанием, целью, задачами, основными направл...
Создание экологического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическоевоспитание подрастающего поколения. Основная задача эк...
Роль детских экологических движений и общественных организаций в создании социально-экологического пространства
Во все времена своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоразвитое общество, опасное вмешательство человека в природ...
Педагогический проект «Создание условий для познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию единого экологического пространства ДОУ»
В работе отражена концепция деятельности, направленной на создание комплекса условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию единого эколого-развивающего простр...
Семинар " Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников".
Цель речевого уголка : развитие речевых способностей детей....
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
"Пространство из ничего или Технология макетирования в создании игрового пространства"
Участие в межмуниципальном мастер - классе...