Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.
И это правильно, ведь воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа и освоения его культуры.
Истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра!- говорит народная мудрость.
Последнее десятилетие в дошкольном образовании широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.
Мы решаем задачу приобщения детей к национальным традициям и народной культуре через использование музейного пространства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения
«Современное дошкольное образование
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:
новые перспективы».
Секция «Дети в музее»
Тема выступления «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Текст выступления Крук Аллы Валерьевны
- Актуальность
В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям.
Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра
Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.
Мы знаем, что ребенка воспитывает все, что его окружает. В том числе и предметно-развивающая среда. Поэтому особо внимание уделяется организации образовательного пространства. Последнее десятилетие в дошкольном образовании широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.
Мы решаем задачу приобщения детей к национальным традициям и народной культуре через использование музейного пространства.
- Цели и задачи
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувство любви к своей родине.
Задачи: познакомить детей с народными промыслами, рассказать о древних ремеслах, быте , традициях Руси, вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности
Решаем дополнительные задачи:
Создание условий для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений.
Помимо основных задач, которые всем и так понятны, мы ставим перед собой и дополнительные. Это: развитие навыков общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали).
Отражение полученных знаний в жизни, прикладное использование музейных предметов.
Формирование навыков взаимного общения по поводу музейных экспонатов
Развитие навыка визуальной грамотности: смотреть и видеть, выделять главное в предмете, замечать детали.
- Как мы это решаем?
Сегодня не удивить наличием мини-музеев дошкольных учреждениях.
Наш музей «Живая Русь: вот она какая – сторона родная», который включает в себя разнообразные тематические мини-музее групп.
У нас наличие нескольких экспозиций в группах ( мы называем их мини-музеями).
Есть мини-музеи в группах с пополняемыми экспозициями «Деревянные шедевры», Музей «Деревянные шедевры» расширяет кругозор детей, формирует представления о культурах не только своей страны, но и разных народов. Учит бережно относиться к прошлому человечества. Акцент делаем на изделиях русских мастеров.
Особый интерес вызывает у детей экспозиция мини-музея «Серебряный перезвон». Музей постоянно пополняется. Дети вместе с родителями, когда путешествуют по городам России, обязательно привозят в музей интересные колокольчики, сами много рассказывают о том, что узнали, что увидели. Представленные колокольчики здесь самые разнообразные, интересные, оригинальные.
«Народные промыслы – народные шедевры» знакомит с народным искусством», «В гостях у сказки», «Народные инструменты». И конечно же - «Русская Матрешка», первая кукла-игрушка в жизни, самая красивая и дорогая.
Есть сменные экспозиции «Подкова на счастье», «Куклы Неваляшки»,
есть передвижные «Игрушки-забавы», «Русские валенки» ,
Какая работа по созданию мини-музеев предшествовала, я много говорить об этом не буду. Это и сбор материалов, и обсуждение с детьми , и подбор и оформление места, и размещение экспозиции. Тем более, что во всех садах подобная работа ведется.
Формы работы с использованием музейного пространства у нас самые разнообразные.
Проводятся экскурсии по мини-музеям с педагогом и с детьми. Особо внимание уделяется рассматриванию отдельных предметов и вещей, рассказ, беседа, чтению воспоминаний людей. Постепенно в старшем возрасте дети берут на себя роль экскурсоводов.
Достойное место в работе дошкольных учреждений заняла проектная деятельность .У нас в детском саду был большой общесадовский проект «Что за прелесть эти валенки». Сначала оформили выставку, потом
В одной группе был оформлен мини-музей «Русские валенки», который потом перенесли в помещение холла,
Валенки для этого музея собирали всем садом. Активно участвовали в этом и родители.
Провели игровое развлечение совместно с родителями на основе фольклорного материала «Валенки, валенки….» во всех возрастных группах. Дети узнали много нового и интересного о быте и праздниках русского народа в зимнее время года.
При ознакомлении с народным искусством постоянно проводим занятия с использованием материалов из музеев. Это и ознакомление с народными промыслами (дымка, гжель, хохлома, городец), это и цикл занятий «Моя родина». Знания, полученные на занятиях, находят свое отражение в художественном творчестве детей.
Материалы мини-музея используем в календарных народных праздниках. «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Весенняя ярмарка».
Стало нашей традицией в день музеев в мае организовывать музейные часы. Дети разных возрастных групп в течение нескольких дней ходят к друг другу в мини-музеи, проводят экскурсии, организовывают интерактивные игры, викторины, познавательные игры.
В процессе этих дней происходит взаимообщение по поводу музейных предметов, воспитанники узнают для себя много нового, закрепляют пройденное, пробуют себя в роли работников музея.
В старших группах организуется сюжетно-ролевая игра «Наш музей»
Есть такая форма использования музейного пространства для формирования у детей представлений о жизни и трудовой деятельности предков своей страны, как включение отдельного музейного предмета в образовательную деятельность.
Происходит знакомство с отдельными предметами музея в рамках тематических недель.
Например. «Знакомство со свойствами предметов. Металл» Даем представление о подкове, ее назначении. Параллельно знакомим с профессией кузнеца. Дети лепят, раскрашивают подкову, делают аппликацию, создают объемную подкову из бросового материала. На досугах показывают инсценировку «Во кузнице…».
Многие предметы мини-музеев имеют прикладное назначение: не просто лежат на полках, а активно используются в детской деятельности. Дети слышали оркестр колокольчиков (музей «Серебряный перезвон»), оркестр ложкарей ( музей «Народные промыслы -народные шедевры»).
В гости к малышам приходят матрешки из музея «Наша первая кукла Матрешка », потом традиционно проводится развлечение «Русская Матрешка».
В группах старшего возраста используем такие приемы работы для создания мотивационного интереса к музея, как появление новых предметов в музее ( потом начинаем подробно изучать, что это такое, так было со шкатулками), вдруг сидят незнакомые персонажи (домовенок), это дает повод узнать об обычаях, преданиях Руси.
В подготовительной группе используем метод познавательных игр. В мини-музее на полке лежит конверт, в котором в образной форме предлагаются задания для детей, вопросы, незаконченная информация. Это стимулирует детей к тому, что они начинают искать ответы на вопросы не только опираясь на музей своей группы, но и черпая информацию из других источников (дома, музеи других групп). Дети проявляют активность, самостоятельность в поисках ответов на вопросы.
В октябре 2015 года в нашем учреждении прошел тематический день музейной программы «Русь ремесленная. Русь мастеровая». В этот день дети всех возрастных групп были охвачены разными формами работы: экскурсии по музеям, творческая мастерская, интерактивная познавательная игра, фольклорные развлечения, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», игры-путешествия.
Мы вам предлагаем посмотреть ролик – итог проведения этого дня и показатель нашей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...
Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Выступление на ММО...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Тема выступления на педагогическом совете: Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
Использование музейного пространства группы для приобщения детей к национальной культуре и традициям нашего народа....