Компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка
консультация
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsiya_roditelya.docx | 22.83 КБ |
kompetentsii_roditeley.pdf | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
- показ видеоролика про воспитание, обсуждение с родителями видеоролика, подведение к теме занятия.
- Титульный слайд (тема)
- “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В. А. Сухомлинский
- Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
- Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:
• семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;
• семейное воспитание весьма результативно, т. к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
- Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности.
Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко. Родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота. Однако этот существенный недостаток в оценке происходящего не мешает возникновению потока советов по воспитанию детей знатоков родителям. Эти советы варьируют от научно обосновываемых рекомендаций до стопроцентных воспитательных средств, которые вы слышите, проходя с ребенком от бабушки, сидящей на скамейке
К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания детей, и вы не можете получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля или, что недостаточное внимание является причиной множества психологических проблем ребенка.
Упражнение «кто такой родитель»
Уважаемы родители, предлагаем вам выполнить следующее упражнение: напишите на листочке ответ на вопрос «Кто такой родитель, какой он?».
Каждый берет лист бумаги и в течение 2-х минут пишет определение к фразе: «Родители, какие они...» По окончании работы тексты зачитываются, участники составляют портрет родителя (часто идеализированный и многогранный) Обмен мнениями.
Давайте обсудим с вами то, что вы написали. Спасибо за ваше мнение!
Упражнение «Кто такой ребенок?»
А теперь, уважаемые родители, хочу предложить вам выполнить еще одно упражнение; ответьте на вопрос «Кто такой ребенок, какой он?» напишите свой ответ на листочке.
Выполняется аналогично предыдущему (обычно для родителя его ребенок уникален и неповторим). Обмен мнениями.
Давайте обсудим ваши ответы.
Спасибо за ваши ответы. А теперь попробуем с вами соединить эти два упражнения и ответить на следующий вопрос, каким же должен быть родитель по отношению к ребенку?
Спасибо за ваше мнение!
Исходя из проделанной нами работы, мы можем сделать вывод о том, кто же такой компетентный родитель.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Если мы хотим сформировать у ребенка четкую жизненную позицию, мы должны приобщать его к семейным и общественным проблемам — разумеется, в соответствии с возрастом ребенка. Так вырабатываются черты характера, утверждается шкала моральных ценностей. Все, что происходит в семье, так или иначе, влияет на нравственное становление личности.
Позвольте представить вам характеристику разных стилей воспитания в семье
Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений.
Положительное:
- Внимание к контролю;
- оперативное принятие решения в экстренной ситуации;
- планирование;
- выполнение всех дел в соответствии со сроками.
Отрицательное
- Формальность отношений;
- большая социальная дистанция;
- решения не обсуждаются.
Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно.
Положительное:
- удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи;
- благоприятный психологический климат;
- обмен информацией и адекватное принятие решений.
Отрицательное
- контроль;
- медленное принятие решений;
- родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.
Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка
- Положительное: ориентация членов семьи на самостоятельность
- Отрицательное - отсутствие контроля и руководства.
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт.
Позвольте представить пять таких тактик воспитания:
1. Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку, вдруг превращаются в приказы и насилие. Происходит подавление самостоятельности и инициативы ребенка, унижение его чувства собственного достоинства.
2. Опека. Чрезмерная опека ребенка с ограждением его от всяческих трудностей и отстранение от всех вопросов, встающих перед семьей. Дети перестают стремиться к самостоятельности, у них отсутствует инициатива творческое мышление.
3. Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи встают в позицию вражды. Взрослые и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг друга и демонстративно выражая недовольство ими.
4. Мирное сосуществование. Можно сохранять внешнюю гармонию и быть при этом совершенно чужими друг другу. Мирное сосуществование доходящее до невмешательства и полного отсутствия интереса членов семьи друг к другу. Обособленность родителей от ребенка в таких семьях считают мудрым педагогическим принципом, который способствует самостоятельности маленького человека.
5. Сотрудничество. Семья – это маленький коллектив с общими устремлениями. При этом каждый член семьи – личность со своим характером и своими целями в жизни. Если каждый стремиться помочь и поддержать друг друга, и все вместе строят и совершенствуют свой семейный очаг, это называется сотрудничеством. Такая семейная тактика – самая плодотворная.
Мы, взрослые, часто не обращаем внимания на то, что поведение ребенка зачастую зависит от того, что мы вкладываем в ребенка, как мы его воспитываем.
Предлагаю вам выполнить следующее упражнение:
Практическое задание родителям "Загибаем лист":
Вспомните, когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно? Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка вспоминайте негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Взаимодействие родителей и ребенка – это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.
Мать – это человек, с которым малыш связан еще до своего рождения и непосредственно после рождения. Мать ухаживает за ним, кормит, воспитывает. Поэтому еще до рождения малыша возникает сообщество мама-ребенок.
Папа — это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои «тараканы». С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами.
Если в семье нет отца – ребенок не видит модели семьи, и в дальнейшем ему самому будет труднее строить отношения в своей собственной семье. Хорошо, когда отношения в семье теплые, не выясняйте отношения на глазах у ребенка, это травмирует его психику.
Некоторые папы говорят: "Я буду заниматься с ребенком, когда он вырастет, то есть когда ему будет лет 10-12". Но может возникнуть такая ситуация, что ребенок, недополучив Вашего внимания в детстве, просто не захочет с Вами общаться в этом возрасте.
Основным условием развития ребенка возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.
Упражнение
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.
Возьмите листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: "Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?" (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Заключение.
Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Всего вам доброго, растите хороших людей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников»
«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с в...
«Формирование компетенции родителей в вопросе духовно-нравственного развития и воспитания детей».
Основные направления работы с родителями в ДОО....
Родительское собрание "Повышение компетенции родителей в вопросе готовности ребенка к школьному обучению"
Тема собрания: «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению» Цель: повышение компетентности родителей по вопросам психологической, п...
«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей
laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...
Памятки для родителей по вопросам воспитания ребенка
Памятки разработаны педагогом-психологом по воспитанию и развитию детей...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...
Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".
О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...