«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников»
статья на тему


 

«Формирование компетенции родителей  в вопросах гендерного воспитания дошкольников»


 Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника педагоги нашего МБДОУ считают взаимодействие семьи  и детского сада в вопросах гендерного воспитания, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Гендерная идентичность осознается детьми не сама собой.  Начнем с того, что хорошо известно всем работникам детских садов. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот. По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. Однако, и это не все, что подразумевает под собой гендерное воспитание. Есть общечеловеческие ценности, которые передаются из поколения в поколение, и нельзя забывать, что ценности, переданные нам нашими родителями, мы должны суметь передать детям. А больше того, есть ценности, приобретенные нами в нашей жизни, и о них тоже нельзя забывать. Многие родители не понимают всей важности этого процесса.
Поэтому в своей работе по взаимодействию педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи:
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия
 - Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.
Решать данные задачи мы стараемся через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
- возможность понимания своего ребенка;
 -совместную деятельность родителей и ребенка.
Исходя из вышесказанного, в работе с семьей мы используем следующие методы:
 наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

 здоровье и физическое развитие;

 социально – личностное;

 познавательно-речевое развитие;

 художественно-эстетическое.

В своей работе используем разнообразные формы:

•  лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности;

•  участие родителей в развивающих занятиях-тренингах с мальчиками и девочками; 

•  дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе;

•  проведение  совместных  учебно-воспитательных  мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.);

•  факультативные  занятия  совместно  с  родителями:  анкетирование  и тестирование родителей с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье;

•  индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача и т.д.);

•  наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, выполненных на занятиях,  выставки  совместных  работ  родителей  и  детей.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка

В рамках данного направления в нашем дошкольном учреждении работает клуб для родителей « Родительский остров», в программу которого включен цикл занятий по проблеме гендерного воспитания девочек и мальчиков в условиях семьи. 

 На занятиях клуба  решаются следующие задачи:

1. Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста.

2. Помочь  родителям  осознать  необходимость  учета  психологических  особенностей в воспитании мальчиков и девочек.

3. Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками.

4. Вовлекать  родителей  в  процесс  реализации  дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

5. Стимулировать к обмену родительским опытом.

Основной замысел данных занятий – привлечь внимание родителей к  воспитанию  мальчиков  и  девочек  как  будущих  мам  и  пап,  мужчин  и женщин.

Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов.

Литература

. Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред.А. А. Денисовой. — М.: Информация —ХХI век, 2002.

. Гусева Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. —СПб.: «Питер», 2003.

. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред.Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. —СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

. Краснова Е. Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. —М.: Информация — ХХI век, 2002.

. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23ноября 2009 г.

. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: Монография. — Н. Новгород: НГПУ,2009.

. Семенова Л. Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: Монография. — Н. Новгород:НГПУ, 2009.

. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». —М.: МЦГИ: МВШСЭН: МФФ, 2001

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ne_pechatannaya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

 


«Формирование компетенции родителей  в вопросах гендерного воспитания дошкольников»


Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника педагоги нашего МБДОУ считают взаимодействие семьи  и детского сада в вопросах гендерного воспитания, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Гендерная идентичность осознается детьми не сама собой.  Начнем с того, что хорошо известно всем работникам детских садов. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот. По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. Однако, и это не все, что подразумевает под собой гендерное воспитание. Есть общечеловеческие ценности, которые передаются из поколения в поколение, и нельзя забывать, что ценности, переданные нам нашими родителями, мы должны суметь передать детям. А больше того, есть ценности, приобретенные нами в нашей жизни, и о них тоже нельзя забывать. Многие родители не понимают всей важности этого процесса.
Поэтому в своей работе по взаимодействию педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи:
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия
- Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.
Решать данные задачи мы стараемся через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
- возможность понимания своего ребенка;
-совместную деятельность родителей и ребенка.
Исходя из вышесказанного, в работе с семьей мы используем следующие методы:
наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

 здоровье и физическое развитие;

 социально – личностное;

 познавательно-речевое развитие;

 художественно-эстетическое.

В своей работе используем разнообразные формы:

•  лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности;

•  участие родителей в развивающих занятиях-тренингах с мальчиками и девочками;  

•  дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе;

•  проведение  совместных  учебно-воспитательных  мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.);

•  факультативные  занятия  совместно  с  родителями:  анкетирование  и тестирование родителей с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье;

•  индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача и т.д.);

•  наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, выполненных на занятиях,  выставки  совместных  работ  родителей  и  детей.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка

В рамках данного направления в нашем дошкольном учреждении работает клуб для родителей « Родительский остров», в программу которого включен цикл занятий по проблеме гендерного воспитания девочек и мальчиков в условиях семьи.  

 На занятиях клуба  решаются следующие задачи:

1. Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста.

2. Помочь  родителям  осознать  необходимость  учета  психологических  особенностей в воспитании мальчиков и девочек.

3. Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками.

4. Вовлекать  родителей  в  процесс  реализации  дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

5. Стимулировать к обмену родительским опытом.

Основной замысел данных занятий – привлечь внимание родителей к  воспитанию  мальчиков  и  девочек  как  будущих  мам  и  пап,  мужчин  и женщин.

Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов.

Литература

. Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред.А. А. Денисовой. — М.: Информация —ХХI век, 2002.

. Гусева Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. —СПб.: «Питер», 2003.

. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред.Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. —СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

. Краснова Е. Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. —М.: Информация — ХХI век, 2002.

. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23ноября 2009 г.

. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: Монография. — Н. Новгород: НГПУ,2009.

. Семенова Л. Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: Монография. — Н. Новгород:НГПУ, 2009.

. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». —М.: МЦГИ: МВШСЭН: МФФ, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....

Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье

Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

Процесс патриотического воспитания дошкольников  в современном дошкольном образовании является  одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении  детей...

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания детей

Делимся с родителями и коллегами нашими наработками в области гендерного воспитания старших дошкольников. Рассказываем о современных формах взаимодействия с семьей....