«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников»
статья на тему
«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников»
здоровье и физическое развитие; социально – личностное; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое. В своей работе используем разнообразные формы: • лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности; • участие родителей в развивающих занятиях-тренингах с мальчиками и девочками; • дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе; • проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.); • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье; • индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача и т.д.); • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, выполненных на занятиях, выставки совместных работ родителей и детей. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка В рамках данного направления в нашем дошкольном учреждении работает клуб для родителей « Родительский остров», в программу которого включен цикл занятий по проблеме гендерного воспитания девочек и мальчиков в условиях семьи. На занятиях клуба решаются следующие задачи: 1. Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста. 2. Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек. 3. Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками. 4. Вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. 5. Стимулировать к обмену родительским опытом. Основной замысел данных занятий – привлечь внимание родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин. Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей. |
Литература
. Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред.А. А. Денисовой. — М.: Информация —ХХI век, 2002.
. Гусева Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. —СПб.: «Питер», 2003.
. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред.Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. —СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
. Краснова Е. Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. —М.: Информация — ХХI век, 2002.
. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23ноября 2009 г.
. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: Монография. — Н. Новгород: НГПУ,2009.
. Семенова Л. Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: Монография. — Н. Новгород:НГПУ, 2009.
. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». —М.: МЦГИ: МВШСЭН: МФФ, 2001
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ne_pechatannaya.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
| |
«Формирование компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников»
здоровье и физическое развитие; социально – личностное; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое. В своей работе используем разнообразные формы: • лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности; • участие родителей в развивающих занятиях-тренингах с мальчиками и девочками; • дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе; • проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.); • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье; • индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача и т.д.); • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, выполненных на занятиях, выставки совместных работ родителей и детей. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка В рамках данного направления в нашем дошкольном учреждении работает клуб для родителей « Родительский остров», в программу которого включен цикл занятий по проблеме гендерного воспитания девочек и мальчиков в условиях семьи. На занятиях клуба решаются следующие задачи: 1. Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек дошкольного возраста. 2. Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек. 3. Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками. 4. Вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. 5. Стимулировать к обмену родительским опытом. Основной замысел данных занятий – привлечь внимание родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин. Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей. |
Литература
. Воронина О. А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред.А. А. Денисовой. — М.: Информация —ХХI век, 2002.
. Гусева Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. —СПб.: «Питер», 2003.
. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред.Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. —СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
. Краснова Е. Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. —М.: Информация — ХХI век, 2002.
. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23ноября 2009 г.
. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: Монография. — Н. Новгород: НГПУ,2009.
. Семенова Л. Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: Монография. — Н. Новгород:НГПУ, 2009.
. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». —М.: МЦГИ: МВШСЭН: МФФ, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....
Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье
Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Процесс патриотического воспитания дошкольников в современном дошкольном образовании является одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении детей...
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания детей
Делимся с родителями и коллегами нашими наработками в области гендерного воспитания старших дошкольников. Рассказываем о современных формах взаимодействия с семьей....