Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".
методическая разработка (старшая группа)

Лаврова Татьяна Михайловна

О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимают коммуникативные умения,  необходимые  для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_-_uchim_obshchatsya.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка семьи в вопросах воспитания и развития.

Мастер-класс для родителей «Учим ребенка общаться»

Цель: Ознакомить родителей с игровыми приемами и методами обучения ребенка общению в совместной деятельности.

Задачи:

- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей;

-  расширить представления родителей о важности и значимости общения для полноценного развития ребёнка;                                                                                                    

- дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения.                                                                                                            

Оборудование: методические пособия, листы бумаги,  фломастеры, каталог демонстрационных картинок, мяч, зеркало, буклеты.

Ход мастер-класса:


I. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители.

Вначале  я немножко  расскажу Вам о значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимают коммуникативные умения,  необходимые  для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения,  требованиями ситуации и особенностями собеседника. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение богатое эмоциями, мимикой, жестами существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно мы, взрослые,  семья и педагоги даруем детям опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, взаимодействовать. Поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

II. Основная часть

Сегодня, Уважаемые родители, я познакомлю Вас с игровыми приемами, с помощью которых можно научить ребенка общаться и сотрудничать. Я познакомлю Вас с играми, которые помогут детям научиться понимать взрослых и сверстников, сочувствовать и сопереживать,  позволят ребятам найти общий язык, учиться слышать и слушать друг друга, настроиться на позитивный лад.

1. Игры, направленные на снятие психологической скованности, дискомфорта, раскрытие способности идти на контакт.

 «ХЛОПКИ»:Инструкция: представим себе, что у каждого в ладони Ваше приветствие. Выбирая глазами того, кому хотите подарить Ваше приветствие, вы передаете ему хлопок. Ваш партнер должен поймать хлопок и передать его другому.

«АКТЕРЫ»: Родители стоят в кругу. Инструкция: Вы все- актеры, мы с гостями зрители. Я буду говорить, что вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зритель верит в то, что он изображает. Старайтесь представить, как чувствуют себя ваши герои и точно передавать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим же настроением.

«ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ»: Все вместе встают в круг, берутся за руки и, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов и за что-то похвалить.

«ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ»: Родители делятся на пары, и каждому творческому дуэту предлагается с помощью мимики и жестов, не используя речевой аппарат, рассказать (показать) предложенное стихотворение, остальные должны отгадать, о чем идет речь.

 «ЗАКОНЧИ РИСУНОК»: Родители сидят по кругу. У каждого набор фломастеров и листок бумаги.Инструкция: сейчас вы все начнете рисовать свою картину. По моему хлопку прервете рисование и тут же отдайте свою незаконченную картину соседу, он продолжит рисовать ваш рисунок. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось.

2. Игры на развитие навыков взаимодействия:

 «ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ»Содержание: Один садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты.

«ПИРАМИДА»Содержание:  Родители сидят в кругу. Инструкция: «Каждый из нас что-то  или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем сбою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим «пирамидку» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.  Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить и  любимы».

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»Содержание:  предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем ведущий говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к ведущему, он обращает внимание  на то, что за это время «зайчик» вырос  и  уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»Содержание: Игра проводится с мячом, в кругу. Родители  бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите» сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

 «ПОЖАЛУЙСТА»Содержание: Все становятся в круг. Ведущий показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает из игры.

«КЛЕЕВОЙ РУЧЕЕК»Содержание: Родители встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны и  т. д.

3. Игры на развитие положительных эмоций, эмпатии:

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»Содержание: Родители становятся в круг. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный  ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. В игре можно вместо мяча передавать игрушку или предложить поприветствовать друг друга по имени.

«РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»Содержание: Родители делают тесный круг – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь намного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:   «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!». Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то изкруга ) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»Содержание: Родителям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания.

«ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»Содержание:  дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда  передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий.

4. Игры на развитие невербального общения:

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»Инструкция: «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы гладим друг друга по руке, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого, когда хотим сказать, что все хорошо, хлопаем и радуемся, когда хотим выразить другому свою дружбу обнимаемся.  Готовы? Тогда -  начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко. Вы здороваетесь друг с другом. Подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу.Животные ходят друг другу в гости и интересуются как у них дела и т.д. Важно чтобы во время игры все использовали невербальные средства общения.

«ВОЛНЫ»Инструкция: Родители становятся в круг. Инструкция: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем  предлагается всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«ПОДАРОК ДРУГУ»Содержание: Один  становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

«ТИХИЙ РАЗГОВОР»Содержание: Участники садятся в круг. Задание – невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую предварительно шепнул  на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.

«ТЕАТР ТЕНЕЙ»Инструкция:  «У каждого из вас есть тень, мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, занимается и спит вместе с нами. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, беззвучно. Хорошо? Тогда начали». Молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Ведущий берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает  к себе остальных, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

5. Игры на развитие умения разбираться в настроении, чувствах.

«ПИКТОГРАММА» Родителям предлагается из 6-8 пиктограмм найти требуемую. Например: «У Ванюши сегодня потерялся котёнок и поэтому он очень грустный. Найдите Ванюшу среди других детей.

«НАСТРОЕНИЕ»

1. Каждому для игры раздаётся лист с нарисованным на нём  лицомс глазами. К листу прилагается «ротик»- отрезок красной шерстяной нити (5-7 см.). Родителям объясняются правила игры- как сделать лицо своего человечка грустным - (ниточку выложить дугой концами вниз), весёлым( дуга концами вверх) , удивлённым ( ротик колечком), сердитым ( ротик такой же, как у грустного лица), спокойным ( ротик выложить прямым отрезком). Выкладывают по заданию мимику.

2. Сделай своему человечку такое лицо, какое у тебя было настроение, когда ты поссорился с другом? Когда ты гулял? Когда ты смотришь любимый фильм? Когда ты был на празднике. Какое у тебя настроение сейчас?

3. Демонстрация иллюстраций, сюжетных картинок- какое настроение у героя, изображённого на картинке?(спокойное, весёлое, грустное, удивленное, сердитое).


4. Передавать мягкую игрушку по кругу, прислушиваясь к ней. Она расскажет какое у нее настроение. Рассказать по очереди, о чем рассказала игрушка.

«ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ» Рассматривать любимую книгу с иллюстрациями и рассказывать какое настроение на картинке у любимого героя.

III. Заключительная часть.

Я надеюсь, что эти интересные игры и  рекомендации помогут Вам в воспитании детей. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

В заключении занятия, родителям можно вручить сертификат о прослушанном практическом курсе по обучению общению.

Используемая литература:

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Педагогика, 2008. – 270 с.

3. Василик М.А. основы теории коммуникации: учебник/М.А.Василик, М.С.Вершинин, В.А.Павлов и др. / под ред. Проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

4. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.

5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008.- 235с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.

Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает  практика и проведенные научные исследования,...

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей...

Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей...

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...