Родительское собрание "Повышение компетенции родителей в вопросе готовности ребенка к школьному обучению"
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема собрания: «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению»
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе, совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению
Задачи: - формирование активной педагогической позиции родителей; - вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; - вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Предварительная работа: выбор темы собрания и определение целей проведения, изучение научно-методической литературы по данной проблеме, определение вида, формы, этапов проведения родительского собрания, подготовить материал для практической части собрания, своевременно и правильно пригласить родителей и гостей собрания, подготовить проект решения собрания, рекомендации родителям, подготовить оборудование и определить время проведения родительского собрания, отправить ссылки участникам на место проведение собрания в сети Интернет.
Участники собрания: родители, педагоги, психолог, медработник
Вид собрания: информационно-просветительское
Форма организации собрания: дистанционное собрание –практикум для родителей
Способы и приёмы для активизации участников собрания: решение проблемных задач, приведение примеров, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, анализ собственной воспитательной деятельности, видеофрагменты, тестирование, игровые упражнения.
Оформление и оборудование: компьютер или ноутбук, веб-камера, презентация по теме собрания, видеоролик с анализом воспитательной деятельности по теме собрания, список методической литературы для родителей для подготовки ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_sobraniya.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области
Тема конкурса:
«ВОСПИТАНИЕ – НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Номинация:
«ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ»
Название работы:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению»
Воспитатель:
Щербакова Светлана Александровна
Тема собрания: «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению»
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе, совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению
Задачи: - формирование активной педагогической позиции родителей; - вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; - вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Предварительная работа: выбор темы собрания и определение целей проведения, изучение научно-методической литературы по данной проблеме, определение вида, формы, этапов проведения родительского собрания, подготовить материал для практической части собрания, своевременно и правильно пригласить родителей и гостей собрания, подготовить проект решения собрания, рекомендации родителям, подготовить оборудование и определить время проведения родительского собрания, отправить ссылки участникам на место проведение собрания в сети Интернет.
Участники собрания: родители, педагоги, психолог, медработник
Вид собрания: информационно-просветительское
Форма организации собрания: дистанционное собрание –практикум для родителей
Способы и приёмы для активизации участников собрания: решение проблемных задач, приведение примеров, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, анализ собственной воспитательной деятельности, видеофрагменты, тестирование, игровые упражнения.
Оформление и оборудование: компьютер или ноутбук, веб-камера, презентация по теме собрания, видеоролик с анализом воспитательной деятельности по теме собрания, список методической литературы для родителей для подготовки ребенка к школьному обучению.
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительный этап.
Добрый вечер, уважаемые родители, я рада приветствовать Вас на родительском собрании в формате онлайн –практикума на тему «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению» . Тема родительского собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс.
И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Сегодня участниками нашего собрания будут педагог-психолог и медработник, которые дадут свои рекомендации.
Хочу напомнить вам, что теперь мы - подготовительная группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Каждое день у нас проходит артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры и ритмическая гимнастика . Она способствует укреплению здоровья, развивает умение согласовывать движения с музыкой; формирует навыки выразительности и пластичности движений. После завтрака у нас начинается НОД по требованию ФГОС.
2. Основной этап
2.1. Теоретическая часть Выступление воспитателя: Как все мы уже знаем, у наших детей менее чем через год начинается новый, большой и основной этап в их жизни – обучение в школе. Хочется напомнить вам , что должны знать и уметь наши дети перед тем, как они пойдут в школу. Сейчас мы об этом коротко расскажем и покажем.
А вы внимательно слушайте и для себя отмечайте: знает ли или умеет ли ваш ребенок, или надо еще с ним поработать. За 9 месяцев многое еще можно повторить. Над всем тем, о чем мы расскажем, мы работаем на повседневных занятиях. Не будет лишним все это повторять еще раз дома.
Готовность ребенка к школе…
Есть еще такое понятие - готовность родителей к школе.
И сейчас давайте проведем небольшой тест «Готовность родителей».
Если Вы испытываете сильное беспокойство перед поступлением ребенка в школу– поднимаете 2 руки, слегка волнуетесь – одну руку, если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка – сложите руки перед собой, как ученик.
Демонстрация презентации «Ступеньки к школе»
Эпиграфом своей презентации я взяла слова выдающегося детского психолога, автора практических образовательных программ для дошкольников «Развитие» и «Одаренный ребенок»Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Проблема для родителей: Как же нам этому учить ребенка?
Слайд Речевое развитие – по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, одним из важнейших критериев готовности к школе. Что мы должны знать и уметь по этому направлению?
Мы думаем, если ребенок хорошо говорит, то у него с развитием речи все в порядке. Но это далеко не так. Бывают дети, которые знают много, но не могут это рассказать. Потому что у них не развит словарный запас, они не могут построить правильно предложения и согласовывать слова в предложениях. Они не могут подобрать слова, чтобы выразить свою мысль. Они хотят ответить, поднимают руку, встают но… не могут ничего сказать. Поэтому, нужно очень серьезно подходить к вопросу развития речи у ребенка.
А как же проверить, как обстоять дела у ребенка с развитием речи? Дайте ребенку простую сюжетную картинку и попросите его составить рассказ по этой картинке т. е. рассказать, что он видит на картинке. Ответы должны быть развернутыми, а не состоять из одного слова. Еще попросите их пересказать короткий (не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма, или интересную историю, которая с ним произошла. Если при рассказе ребенок с трудом согласовывает слова, не может правильно строит предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец, значить, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ – чтение книг вслух. Читайте ребенку сказку или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Ответы, конечно, должны быть развернутыми, а не состоять из одного слова. Расспрашивайте, как прошел день, что интересное он видел. т. е. просто побольше общайтесь со своим ребенком.
Слайд Мелкая моторика
Следующее, не менее важное, что должно быть развито у ребенка – мелкая моторика. Обратите внимание, что должно быть развито у ваших деток в этом направлении. На что нужно еще обращать внимание, смотрим дальше.
Слайд Внимание.
Ребенок должен:
-Уметь находить одинаковые предметы.
- Находить 5-6 отличий между предметами.
-Выполнять задания, не отвлекаясь 30-40 минут.
-Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
-Копировать в точности узор или движение.
-Выполнять задания по предложенному образцу
Слайд Память.
Развивая память, ребенок должен:
- Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов.
- Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.
- Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки.
- Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.
- Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности
Слайд Мышление
- Классифицировать предметы в группы по определённым признакам.
- Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
- Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- Решать простые логические задачи.
- Выстраивать логический ряд из фигур.
Слайд Интеллектуальная готовность
На входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков. В таких условиях учитель не может обучать каждого ребенка в соответствии с его уровнем знаний и умений, он просто задает некое общее направление. При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу. . И на этой почве у ребенка может появиться неуверенность в собственных силах, нежелание ходить в школу, потому что у него не получается как у других детей делать задания правильно и быстро. Ребенок спешит, пытается успеть за хорошо успевающими детьми и в результате спешки делает много ошибок. И в результате – стресс. Именно поэтому мы рекомендуем все же готовить ребенка к школе заранее, но делать это нужно с умом. Не надо превращать подготовку к школе к прохождению программы 1 класса.
Слайд Волевая готовность
Совет для вас: Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.
На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе?
Слайд Развитие самостоятельности.
- Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
- Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
- Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
- Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы.
- Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.
- Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Слайд Развитие мелкой моторики
Подготовка руки к письму предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
1. Лепка из глины и пластилина.
2. Рисование или раскрашивание картинок
3. Изготовление поделок из бумаги,
4. Изготовление поделок из природного материала;
5. Конструирование.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
9. Всасывание пипеткой воды.
10. Нанизывание бус и пуговиц.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Переборка круп.
13. «Показ» стихотворения.
14. Театр теней.
15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
А теперь, чтобы закрепить все просмотренное, прослушайте некоторые рекомендации при подготовке ребёнка к школе. На что вам обращать внимание, расскажет наш медработник.
Выступление медработника:
Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:
-Четкое и строгое выполнение режима дня (приучает ребенка к определенному распорядку)
-Достаточная продолжительность ночного и дневного сна (в сумме примерно 12 часов) предотвращает утомляемость.
Свежий воздух – подлинный эликсир здоровья
Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд. Воспитатель:
Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
А теперь свои пожелания к вам в процессе подготовки ребенка к школе даст педагог-психолог
Выступление педагога –психолога:
- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.
- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
- Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
- Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
-Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
- Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
- Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
- Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
-Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями. Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания. Учите малыша играть в домино, шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания». Развивайте у дошкольника наблюдательность.
2.2. Практическая часть
А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с тем, чем мы с детьми занимаемся в детском саду.
Развитие речи:
Игра с родителями «Я – вам, вы – мне». Ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „ Поспевает брусника, стали дни холоднее“.
ФЭМП:
Игровая ситуация «Поход в лес».
Поочередно достаю карточки с изображением предметов:
- Определите, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Родители показывают или называют соответствующие геометрические фигуры.
Обучение грамоте:
Начинаем занятия с артикуляционной разминки – выучим скороговорку.
Женя на скамейку села
Справа – Сева
Слава – слева.(родители говорят скороговорку)
Игра «Назови слова со звуком ц».(называют слова).
А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент «Один день из жизни детского сада» (утренняя зарядка, завтрак, музыкальное занятие, прогулка, изобразительная деятельность, конструирование и т.п.»
3.Заключительный этап. Рефлексия. Обратная связь. Принятие решения.
А сейчас предлагаю Вам поиграть в серьёзную игру:
«Каким вы хотите видеть ребенка в конце учебного года?» Задание такое:
Обведите ладошку Вашего ребенка и напишите на каждом пальчике, каким Вы хотите видеть Вашего ребенка в конце учебного года.
Сфотографируйте и поднесите к экрану.
Варианты надписи на пальчиках
Умным – ? человек
Спортивным – ? человек
Здоровым – ? человек
Послушным – ? человек
Усидчивым – ? человек
Подготовленным к школе – ? человек
Любопытным - ? человек
Уверенным – ? человек
Самостоятельным – ? человек
Активным – ? человек
Умеющим читать и писать - ? человек
Мог выражать свои мысли полным ответом – ? человек.
Итог: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребенок.
Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение.
Сейчас мне хотелось бы поблагодарить родителей, которые принимают самое активное участие в различных творческих конкурсах, акциях - как в очном формате, так и в дистанционном (назвать родителей, которые вместе с детьми приняли участие в мероприятиях различного уровня).
Спасибо вам за то, что стараетесь быть примером для своих детей!!!
В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение.
Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость. Как показывает время и наше общение друг с другом, то мы можем назвать себя командой.
И поэтому я предлагаю нашей команде обсудить проект решения нашего собрания:
- Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе.
- Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
- Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
- Во втором полугодии провести дистанционный обмен мнениями по результативности работы по подготовке детей к школе.
- Принимать участие вместе с детьми в дистанционных мероприятиях познавательной и эстетической направленности.
Пожалуйста, выскажите свое мнение и проголосуйте – поставьте сердечки! Решение принято.
Спасибо, что приняли активное участие в нашем таком необычном собрании.
Видеоматериалы собрания, а также список методической литературы и рекомендации можете посмотреть на странице нашей группы ВК
Приложение
Рекомендации родителям будущего первоклассника.
1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
6. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.
7. Лепите из пластилина - это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
8. Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
9. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
10. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
11. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.
Мудрые советы Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех»
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития:
• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Список литературы для родителей
- Абельмас Н. В. Занимательные игры и задания на развитие логического мышления. Математика. Русский язык. – Феникс, Кредо, 2007
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М., АРКТИ, 2006
- Логические задачи. Серия «Умный малыш». – ИП Бурдина С. В., г. Киров
- Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры. – Эксмо, 2010
- Николаева Е. Н. Я в мире других. Книга для размышления. – Мой учебник, 2007
- Рогалевич Н. Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе. – Минск, Харвест, 2004
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Академия развития, 1997
- Пятак С.В. «Узнаю буквы и звуки»
- Пятак С.В. «Читаю слова и предложения»
- Володина Н.В. «Пишу красиво»
- Сорокина Т.В. «Занимаюсь математикой»
- Пятак С.В., Мальцева И.М. «Готов ли я к школе?»
- Пьянкова Е.А., Володина Н.В. «Начинаю считать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
План родительского собрания в подготовительной к школе группе....
Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?»
Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?»...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школьному обучению; осознать собственное отношение к поступлению ребен...
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Родительское собрание педагога-психолога в подготовительной группе...
Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо нач...
Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению
Подготовка к школе – это переход от дошкольного детства к школьной жизни.Это путь не прямой, на нем есть препятствия.Представим, что этот путь – лестница.Препятствия – ступеньк...