«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (старшая группа)

Лубенская Наталья Анатольевна

 

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно!

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете, человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

 

Дошкольный возраст - уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характер, формы поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.

Детство. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.  В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начнется, тем больше результатов можно достигнуть.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика безгранична и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, особенно если он связан с игрой. Дети - волшебники, они изменяют мир по – своему, а потом живут в этом воображаемом мире. Важно использовать многоликуюдетскую фантазию, направить её в творческое русло.

  • процессе театрализованных игр, дети обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Особо стоит уделить  внимание играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать своидействия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводят образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радуются, сопереживают, проявляют эмоции. Это может служить познанием мира, общения, насыщать жизнь красотой и богатством. Первое знакомство детей с играми-драматизациями начинается с младшего дошкольного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, би-ба-бо, настольным театром в исполнении взрослого. Привлечение детей к посильному участию в играх-драматизациях происходит на музыкальных занятиях. У детей появилось желание подпевать, вторить голосам, изображать героев и их движения в такт музыки.

С помощью взрослого дети учатся разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.

  • роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной деятельности детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства  со стороны воспитателя. Поэтому работу по ознакомлению детей с театром необходимо начинать с бесед, целью которых является желание сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эта работа призвана, обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,профессиональной терминологией театрального искусства, систематизировать знания детей о театре.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют егосочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов,  создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал В.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

Легкость и радость                       общения с ребенком, готовность кимпровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
  2. Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
  3. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М., ГНОМиД, 2001.
  4. Чурилова Т. Кукольный театр своими руками. – М., Рольф,2001.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ  И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно!

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете, человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Дошкольный возраст - уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характер, формы поведения, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.

Детство. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.  В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начнется, тем больше результатов можно достигнуть.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика безгранична и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, особенно если он связан с игрой. Дети - волшебники, они изменяют мир по – своему, а потом живут в этом воображаемом мире. Важно использовать многоликуюдетскую фантазию, направить её в творческое русло.

  • процессе театрализованных игр, дети обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Особо стоит уделить  внимание играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать своидействия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводят образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радуются, сопереживают, проявляют эмоции. Это может служить познанием мира, общения, насыщать жизнь красотой и богатством. Первое знакомство детей с играми-драматизациями начинается с младшего дошкольного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, би-ба-бо, настольным театром в исполнении взрослого. Привлечение детей к посильному участию в играх-драматизациях происходит на музыкальных занятиях. У детей появилось желание подпевать, вторить голосам, изображать героев и их движения в такт музыки.

С помощью взрослого дети учатся разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.

  • роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной деятельности детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства  со стороны воспитателя. Поэтому работу по ознакомлению детей с театром необходимо начинать с бесед, целью которых является желание сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эта работа призвана, обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,профессиональной терминологией театрального искусства, систематизировать знания детей о театре.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют егосочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов,  создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал В.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

Легкость и радость         общения с ребенком, готовность кимпровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями.

Список использованной литературы

  1. Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
  2. Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
  3. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М., ГНОМиД, 2001.
  4. Чурилова Т. Кукольный театр своими руками. – М., Рольф,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

«Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»

Данная статья  посвящена проблеме развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности, а также использваоие в спектаклях различных видов теа...

Развитие коммуникативных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности

Научить ребенка формулировать вопросы для общения и поиска информации, работать в паре и микрогруппе позволяет организация исследовательской деятельности....

План работы по самообразованию на 2018\2021 учебные года. «Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»

Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основн...

Игры и упражнения, используемые при работе с детьми по развитию коммуникативных качеств дошкольников

В статье предложена подборка разнообразных игр и упражнений, используемых педагогом при взаимодействии с детьми дошкольного возраста по развитию их коммуникативных качеств....