Развитие коммуникативных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности
статья по теме
Научить ребенка формулировать вопросы для общения и поиска информации, работать в паре и микрогруппе позволяет организация исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_v_poznavat.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирование личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным. Это обусловлено развитием у детей норм морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств. Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателями детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.
С возрастом, изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим воспитатель должен определить, какие необходимо выработать у детей умения для ее формирования? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения его использовать.
Я считаю, что своевременное развитие коммуникативных качеств положительно влияет на развитие личности дошкольника в целом: его самооценку, самореализацию.
Для этого я использовала комплекс методов и приемов:
- Индивидуальное взаимодействие;
- Различные игры социального характера;
- Собственный пример;
- Игровые ситуации, упражнения;
- Беседы по рассказам;
- Цикл занятия «Эмоциональное состояние»;
- Сюжетно-ролевые игры.
Все эти методы способствуют решению задач, направленных на установление дружеских взаимоотношений в группе, взаимопониманию в процессе общения.
Научить ребенка формулировать вопросы для общения и поиска информации, работать в паре и микрогруппе позволяет организация исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность может быть использована на всех предметных занятиях, можно организовать специальное занятие – исследование по какой-либо теме, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую деятельность ребенка ограничивать не следует, поэтому серьезную работу по проведению исследований лучше организовывать в блоке совместной деятельности во вторую половину дня. Когда тема выбрана, ребенок (или пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно: собирать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников. Задача воспитателя при этом – выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Для обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм классификации полученных данных. Вопросы или схематические изображения станут определенным ключом к поиску информации.
Когда дети соберут информацию, им необходимо обобщить ее и рассказать другим ребятам. Для этого всех детей нужно собрать и усадить для прослушивания докладов. Эти доклады можно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Неважно, что содержание материала выглядит простым и даже может показаться примитивным, с точки зрения взрослого, важно в данном случае то, что дети учатся высказываться, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, оппонировать собеседнику. Опыт работы показывает, что дети легко вступают в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Вряд ли существует более эффективное средство для развития коммуникативных качеств, критического мышления и творческой активности.
Очень важно и то, что все нужно сделать за определенное, заранее оговоренное время и при этом необходимо следовать определенным правилам:
- Не шуми!
- Умей договориться с товарищами!
- Убирай свое рабочее место!
- Умей вовремя закончить работу!
- Аккуратно работай с мелкими и острыми предметами!
Соблюдение этих правил эффективное средство для развития морально-волевых качеств дошкольников.
В процессе систематической организации такой деятельности мне удалось добиться сформированности коммуникативных качеств воспитанников (умения слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в парах и малых группах, уметь договариваться, вести диалог), что, безусловно пригодится в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Развитие связной речи дошкольников является неотъемлемой частью образовательной работы. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают значительные изменения, как...
Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность – «это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для...
Статья Развитие личностных качеств дошкольников в процессе ИЗО деятельности
Как развиваются личные качества дошкольников в ДОУ в процессе учебной деятельности....
Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Доклад
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...
Развитие личностных качеств дошкольника в процессе игровой деятельности
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры «Телевидение» в старшем дошкольном возрасте.2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра &nda...