Игры и упражнения, используемые при работе с детьми по развитию коммуникативных качеств дошкольников
картотека

В статье предложена подборка разнообразных игр и упражнений, используемых педагогом при взаимодействии с детьми дошкольного возраста по развитию их коммуникативных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог C:\Users\lubov\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2021\LG.png

высшей квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка»

комбинированного вида г. Орска»

Козлова Л.В.

Игры и упражнения, используемые при работе с детьми  

по развитию коммуникативных качеств дошкольников

«Снежный ком»

Цель: познакомить детей друг с другом, сплочение группы.

Дети садятся в круг, называют  по очереди свои имена и одним прилагательным дают  себе характеристику,  до  начала выполнения  задания можно попросить детей закрыть глаза и попробовать представить (увидеть) свое имя, какое оно, какого цвета.

«Друг к дружке»

Цель: познакомить детей друг с другом, сплочение группы.

Количество игроков – нечетное. Ведущий просит пары встать рука к руке или нога к ноге и т.д.

«Давайте  поздороваемся»

Дети садятся в круг. Обращаясь  к соседу,  ребенок называет его имя и здоровается с ним, при этом ребенок может положить руку на колено соседу.

«Давайте  поздороваемся»

Детям дается задание: поздороваться с соседом  и сказать ему что-нибудь ласковое или прикоснуться к нему ласково.

«Давайте поздороваемся»

Дети садятся в круг. По очереди  каждый ребенок говорит свое имя, например: «Я – Миша. Здравствуйте!». Дети хором отвечают: «Здравствуй, Миша!».

«Мимическая гимнастика»

Детям предлагается выполнить несколько упражнений.

  • сморщить лоб, поднять брови, расслабиться;
  • сохранить лоб и глаза в спокойном состоянии в течении некоторого времени;
  • сдвинуть брови, нахмуриться, расслабиться;
  • полностью расслабить брови, закатить глаза, расслабиться;
  • расширить глаза, рот открыть, руки сжать в кулаки, все тело напрячь, расслабиться;
  • расслабить веки, нос, щеки, опустить уголки губ, расслабиться;
  • расширить глаза, сморщить нос, расслабиться;
  • сжать губы прищурить глаза, расслабиться;
  • улыбнуться, подмигнуть, улыбнуться.

После выполнения каждого упражнения детям предлагается отгадать, какую эмоцию они демонстрировали.

 «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница;
  • улыбнуться как ребенок, увидевший чудо, котенок на солнце, солнышко, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок;
  • позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое или любимую игрушку, два барана на мосту, как человек, которого ударили;
  • испугаться как ребенок,  потерявшийся в лесу, заяц увидевший волка, котенок, на которого лает собака;
  • устать как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большой лист;
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как усталый воин после победы.

«Музей восковых фигур»

По команде «Раз, два, три – замри!»  дети принимают позу, которая по их замыслу отражает, какое-то эмоциональное состояние. Ведущий должен отгадать, какое состояние задумал ребенок.

«Скульптор»

Выбирается водящий, остальные дети встают в круг. Водящий выбирает трех-четырех детей и каждому из них придает ту или иную позу (скульптор лепит). Остальные дети отгадывают, какое настроение пытался передать водящий.

 «Придумай сказку»

 Цель:  это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а также преодолению  страха перед группой и установления в ней  доброжелательной атмосферы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого  зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.  

                           

«Сочиним историю» (для детей с затруднениями в общении)

Психолог начинает рассказ “Жили-были …”, а участники продолжают рассказ по кругу, каждый ребенок говорит по одному предложению. Когда опять очередь доходит до психолога, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делая более осмысленным, и упражнение продолжается.

 

«Паровозик»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает  определенные движения (без слов). Ведущий  как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети – “вагончики”. Они должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает. Эта игра  без слов  помогает замкнутому ребенку легче вступить в  контакт  со сверстниками.

«Как поступить?» (авт. Артемова Л.В.)

Цель: Игра учит детей быть внимательными, заботиться друг о друге.

Для этой игры потребуется несколько  сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие - все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок  сидит без дела;

- дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

- двое детей едят что-то вкусное , а третий смотрит на них;

- дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;

- ребёнок плачет.

Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей, например: “Одному не под силу – зови товарищей”, “Все силы отдай, а друга в беде выручай”. Дети должны, взяв картинку, подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выход из них можно разыграть.                                                                                                                                  

«Окажи внимание  другому» (может быть  продолжением предыдущего упражнения).

Цель:  Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, оказывать и принимать знаки внимания.

Дети садятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: “Спасибо, я тоже думаю, что я … “(повторяет сказанное ему), а затем  подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: “А еще я думаю, что я …”

«Пошли письмо»

Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон в центре круга. Он говорит: ”Я посылаю письмо от Сережи к Лене.” Сережа начинает передавать “письмо”. Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему  и так дальше по кругу, пока “письмо” не дойдет до Лены. Цель почтальона – “перехватить” письмо, т.е. увидеть у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока “письмо” не будет “перехвачено”. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

 «Представь себя и поздоровайся»

Ребенок громко говорит свое имя и здоровается со всеми. «Я, Миша, здравствуйте!». Затем можно попросить детей по очереди перечислить имена всех детей или попросить их построиться по росту, цвету волос и т.п.    Это упражнение можно применять в течении всего группового процесса, особенно когда группа выходит из-под контроля вследствие психоэмоционального возбуждения.

 «Продолжи слово» (авт. Петрушинский В.В.)

Участники игры садятся в круг и перебрасывают мяч, бросающий произносит половину какого-либо слова, а  тот, кто ловит, должен его закончить. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.  Возможен и более сложный вариант этой игры, когда взрослый произносит половину слова, а дети придумывают как можно больше вариантов его окончания (теле-граф, теле-фон, теле-визор, теле-мост).  

                                                                                                                               

«Поем все вместе» (вариант 1)

Цель:  Игра помогает  детям раскрепоститься, особенно она полезна,  в тех случаях, когда вместе собираются несколько незнакомых друг другу детей. Взаимодействия, которые спонтанно возникают по ходу этой игры, помогают детям установить контакт друг с другом.

Дети хором поют какую-нибудь всем известную песню. По сигналу  ведущего пение прекращается, и участники  продолжают песню мысленно, «про себя». По второму сигналу ведущего они снова начинают петь вслух. Тот, кто собьется, выбывает из игры или предлагает новую песню.  

«Поем все вместе» (вариант 2)

Один ребенок начинает песню (одна строка) следующий продолжает песню (другая строка) и т.д.

 «Незнайка» (авт. Чистякова  М.И.)

Цель: Эта игра способствует развитию выразительности жестов.

Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказывать свою мысль.

Каждый ребенок – Незнайка. Ведущий (психолог) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты. После игры определяется лучший Незнайка.

     

«Близнецы»

Цель: Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные  особенности других людей.

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т.п. После игры проводится обсуждение, понравилась ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности.

«Помоги принцессе» (авт. Чижова С.Ю.).

Цель: Эта игра формирует у ребенка уверенность в своих силах.

Принцессу забрал к себе злой дракон и запер ее в своем замке. Замок находится очень далеко и  со всех сторон окружен водой. Есть только один тоненький мостик, по которому можно пробраться к замку, но чтобы спасти принцессу, нужно еще принести ей волшебную воду. Помещение, в котором проводится игра, оформляется под сказочный интерьер. Ставится «замок» дракона, в котором сидит принцесса. К замку подходит тоненький мостик  (узкая гимнастическая скамейка или что- то подобное), по которому должен пройти принц, неся в руках «волшебную воду».  

 «Назови свои сильные стороны»

Цель:  Упражнение развивает умение думать о себе  позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в  себе, о том, что  дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных  чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умоляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например «ну», «вот», «если» и т.д.

«Разыгрывание ситуации»

 Цель: Может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у  детей. Можно использовать такие приемы, как «обмен ролями»,  когда дети меняются  ролями в ходе разыгрывания. Это дает возможность почувствовать себя в роли другого  (например, обиженного и слабого) и «зеркало» – ребенок смотрит в «зеркало» которое повторяет все его движения и  жесты  (приемы очень полезны для пассивных, неуверенных в себе детей). Оно помогает ребенку  открыться, почувствовать себолее свободно, раскованно,  а также увидеть себя как бы со стороны уверенных в себе детей

- ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе;

-  ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели  ли  они ее;

-  несколько детей играют во дворе, присоединись к ним;

-  к маме с папой пришли гости, покажи им комнату и игрушки.

Можно использовать реальные ситуации, которые вызвали затруднения у ребенка (детей), предложенные детьми:

- два незнакомых ребенка  вышли погулять во двор, там,  кроме них никого нет;

- два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят  покачаться;

- ребенок гулял во дворе  и  видит  другого,  незнакомого ребенка, который  громко  плачет.                                  

 

«Закончи предложение»

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я. (имя), хочу…

Я, (имя), умею…

Я, (имя), смогу…

Я, (имя), добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

«Сердитая старуха»

Дети разыгрывают эпизод встречи старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

                   

Вот неделя, другая проходит

Еще пуще старуха вздурила

Опять к рыбке старика посылает:

 «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей»

Испугался старик, взмолился:

 «Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь

Насмешишь ты целое царство»  

Осердилась пуще старуха,

Пол щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле»

Дети изображают мимику и движения старика и старухи,  а затем участники игры меняются ролями. Разыгрывание этого этюда позволяет почувствовать ощущения гнева, а также побыть в роли того, на кого этот гнев направлен.

 

«Рисуем море»

Эта рисуночная игра является логическим продолжением предыдущего упражнения. Прочитав отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» дети рисуют море, настроение которого меняется с каждым приходом старика:

- вот пришел он к морю видит, море слегка разыгралось;

- вот пришел он к синему морю, помутилось синее море;

- пошел старик к синему морю, неспокойно синее море;

- старичок отправился к синему морю, почернело синее море;

- вот идет он к синему морю, видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют

В процессе рисования можно предложить детям на следующие вопросы: почему изменилось настроение моря, как меняется цвет моря с каждым приходом старика, что нужно было сделать, чтобы море снова стало синим, голубым, спокойным?

«Настроение»

В игре участвуют два или больше детей. Они садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Ведущий бросает его одному из детей, называя при этом  какое либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение. Пример: веселый – грустный, добрый – злой  и  т.п. Если ребенок затрудняется назвать настроение, он передает мяч сидящему рядом ребенку. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку. Игра помогает увидеть разнообразие возможных настроений и понять, как они связаны друг с другом.

«Сосредоточенность»

Командир сидит за столом и изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага. Выразительные движения: левая рука опирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте

 «Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу, но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«Кузнечик»

Мальчик гулял в лесу и вдруг увидел большого зеленого кузнечика, стал он к этому кузнечику подкрадываться, только протянул руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг, и вот уже стрекочет совсем  в другом месте.

«Вожатый удивился»

Разыгрывается отрывок из стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной»

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая, вожатому сказал:

Глубовоукаваемый  вагоноуважаемый!

Вагоноуважаемый глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала

Воквал остановить?

Вожатый удивился,

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный                                                  

С улицы Бассейновой!

Этот этюд является миническим спектаклем, из гимнастической скамейки или детских стульчиков можно сделать трамвай, Выбирается ребенок на роль вагоноважатого, к нему со странной просьбой обращается человек рассеянный.

«Солнышко вернулось»

Разыгрывается отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденное солнце», распределяются роли. Дети изображают как обрадовались звери вернувшемуся солнцу.

«Здравствуй, солнце, золотое!»

Здравствуй небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки на лужайке

Кувыркаться и скакать.

И гладите: медвежата,

Как веселые котята

Прямо к дедушке мохнатому

Толстопятые бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого.

Ну, спасибо тебе дедушка за солнышко!

«Дождик и зернышко»

Дети показывают, как прорастает зернышко. Сначала оно лежит в земле (дети садятся на корточки, руки и голову опускают в низ). Из семечка проклевывается росток и вырастает прекрасный побег (поднимаются медленно вверх, корпус постепенно распрямляется). Росток рад каждому лучу весеннего солнышка и становится все выше и выше (руки поднимаются вверх, голова поворачивается вслед за солнцем).

Дождик песенку поет: кап, кап …

Только кто ее поймет: кап, кап …

Не поймем ни  я, ни ты

Но зато поймут цветы

И весенняя листва

Лучше всех поймет зерно,

Прорастать начнет оно!

                                                                                                                         

«Чунга-чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках и ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, а в волосах красивые перья. Можно инсценировать под музыку В. Шаинского  «Чунга-чанга» дети весело улыбаются и пританцовывают.

 «Звери заболели»

В Африке заболели звери. Им больно и грустно, они страдают, смотрят по сторонам, на океан и ждут доктора Айболита. Дети разыгрывают отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит»:

А в Африке, а в Африке      

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

А рядом бегемотики

Схватились за животики,

У них у бегемотиков,

Животики болят.

И тут же страусята

Визжат, как поросята

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят.

Они лежат и бредят:

 «Ну что же он не едет,

 ну что же он не едет,

доктор Айболит.

А рядом прикурнула зубастая акула

Зубастая акула на солнышке лежит.

Ах, у ее малюток,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

И вывихнуто плечико у бедного кузнечика.

Не прыгает,  не скачет он

И доктора зовет:

 «О где же добрый доктор,

когда же он придет?

«Испытание»

Многие 5-6 летние дети знают и любят телевизионную передачу «Форт Боярд» и очень хотят стать участниками захватывающих испытаний. Для начала давайте попробуем на себе почувствовать ощущения участников этой игры. Одно из испытаний, которое предлагается членам команды: поиск ключа в емкостях, наполненных различными веществами и предметами. Этот конкурс можно достаточно легко воспроизвести в условиях занятия: возьмите несколько небольших емкостей и наполните их тем, что есть под рукой, это могут быть остатки варенья, мука, кусочки меха, ткани, какая-нибудь крупа, вода, закрашенная любой акварельной краской и т.д.; в одну из емкостей положите небольшой предмет, который надо найти; ребенку завязывают глаза и предлагают найти этот предмет. В конце игры обсуждаются ощущения ребенка.

«Спаси птенца»

Скажите детям: «Представь, что у каждого из вас  в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенчика, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и посмотрите, как птенец радостно взлетел; улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к каждому из вас!»

«Солнечный зайчик»

Скажите детям: «Солнечный зайчик заглянут каждому из вас в глазки, Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним.

                                                                                                                           

«Рычи, лев, рычи: стучи, поезд, стучи»

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте утроим соревнования, кто громче рычит, только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая  при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт; каждый слушает и подстраивается под соседей. «Паровоз» едет по помещению в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. «машинист» на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

                                                                                                           

 «Уходи злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу, между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить  руками по подушкам с громким криком «Уходи злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды» широко раздвинув ноги и руки  спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты (следите, чтобы  ударяя по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа, отдельные попадания полезны).

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться,  но не плохими словами, а … овощами (фруктами). Например: «Ты – огурец», «А ты –капуста», и т.д.

   

«Возьми себя в руки»

     Научите детей: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти, сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

«Врасти в землю»

Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты могучее крепкое дерево, у которого сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Часовой»

Надо сказать ребенку: «Сильно надави пятками на пол, руки прижми к туловищу. Ты часовой на посту. На твоем лице спокойствие и уверенность в своих силах. Тебе никто не страшен. Это поза бесстрашного человека»

«Стойкий солдатик»

Скажите ребенку:  «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, вспомни сказку про стойкого оловянного солдатика,  встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты стойкий  солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается,  кто чем занимается, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальнее, Молодец! Ты настоящий защитник!»

                                                                                                                                   .

«Просыпайся третий глаз»

Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб, между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся третий глаз…(6-10 раз)», «Дыши и думай красиво». Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать, закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи себе:

«Я – лев!» вдохни, выдохни;

«Я – птица!» вдохни, выдохни;

«Я – камень!» вдохни, выдохни;

«Я – цветок!» вдохни, выдохни;

«Я – спокоен!» выдохни

Ты действительно успокоишься»

 «Ты – лев!»

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва – царя зверей, сильного и могучего, уверенного в своих силах, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут твоим именем. У него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»

«Гора с плеч»

 «Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Сделайте это упражнение 5-6 раз и сразу станет легче»

«Волшебный ковер»

Игра направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности. Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик,, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа. Психолог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не просто коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, детский садик, спортивный зал, кроватку, группу и т.п. в зависимости от проблемы). Затем психолог  предлагает поиграть на этом коврике и сам (другой ребенок, не имеющий такой проблемы) включается в эту игру, беря на себя роль мамы, воспитателя, врача и т.д.

«Представь, что ты это можешь»

Упражнение используется с целью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться, В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным процесс самостоятельного действия, чем его результат.

«Я есть, Я буду»

Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества,  поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки. Предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа.

         

«Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому ребенок мог бы дать свое имя. После того, как ребенок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку. Данная  игра позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны.

«Это Я – такой…»

Ребенку предлагается несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов, книг и т.п.), он  должен посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я – такой …», желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков. Если ребенок затрудняется выделить качества, изображенные на картинке, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к называнию нужного качества.

«Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что пошел клеевой дождик и всех склеил, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, все дети начинают двигаться, условия движения меняются. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча т т.д. Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.

                                                                                                                                 

«Мудрец» (для игры используется спокойная, расслабляющая музыка).

Цель: Помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способен более свободно общаться с другими людьми и в реальной жизни. Психолог говорит ребенку: «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб  на краю луга.  Под деревом сидит мудрец, который может ответить на любой вопрос, который ты ему задашь. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который тебя волнует, и выслушай ответ. Позади мудреца прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число». После этого ребенок открывает глаза и делиться своей фантазией с окружающими его людьми.

                                                           

«Облака»

Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на большого пушистого зайчика, другое на дракона с огромным хвостом, а третье – на большой красивый цветок. Детям предлагается  закрыть глаза, представить небо с облаками и рассмотреть, кого они видят на этом небе (можно использовать спокойную музыку).

Релаксация «Бабочка»

«Закройте глаза, и слушайте мой голос, дышите легко и спокойно (пауза). Представьте себе, что Вы находитесь на лугу в прекрасный летний день (пауза).  Прямо перед собой вы видите  великолепную бабочку, порхающую  с цветка на цветок (пауза). Проследите за движением  ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит (пауза), что он бабочка, и у него красивые крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх – вниз. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ (выделить голосом) ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым Вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый  красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно Вы садитесь на мягкую, пахучую середину цветка. Вдохните его аромат (повторить еще раз). Откройте глаза, кулачки покрепче  сжали, приподнялись, потянулись, улыбнулись!»

«Путешествие  в волшебный лес»

Закройте глаза и слушайте мой голос, дышите легко и спокойно  (пауза). Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Вы садитесь на нее (пауза). Прислушайтесь к звукам  и наслаждайтесь запахами  вокруг Вас. Пахнет влажная земля, ветер доносит  запах сосен  (пауза). Вы слышите  пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно останется с вами на весь день. Сейчас я буду считать до трех: один – вы просыпаетесь, два –потягиваетесь, три – открываете глаза. Кулачки покрепче сжали, приподнялись, потянулись, улыбнулись

« Разговор с лесом»  (можно использовать магнитофонную запись со звуками леса).

Цель: Развитие творческой фантазии, умения расслабляться.

«Давайте мысленно представим себя в лесу  (дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени). Посмотрите на деревья, кустарники, траву , какие вокруг вас летают птицы (перечисляется всевозможный, живой и неживой мир леса). Ребята, давайте пообщаемся с лесом: потрогаем листочки, траву, понюхаем, как пахнут цветы, послушаем пение птиц, шум листвы и пр. (выполняется 1 –2 мин.)» Детям после выполнения упражнения предлагается поделиться своими ощущениями и впечатлениями от общения с лесом.                                                                                                                                

Релаксация «Что рассказало море»  (можно использовать магнитофонную запись со звуком моря)

Цель:  Развивает творческую фантазию,  речь, снимает барьеры в   общение,  учит расслабляться.

 «Ребята, нас ждет необычное путешествие к морю. Закройте глаза и попробуйте мысленно представить какое оно, море, какое у него настроение, какой берег, кто обитает в море. Послушайте, как разговаривают море, песок, ветер, волны». Затем дети делятся впечатлениями.                                                                                                              

«Какой я есть и каким бы хотел быть»   

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке   ребенок рисует себя, таким,  какой сейчас, на втором – таким, каким хотел бы быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые  использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка. В психологии считается, что различия между этими рисунками отражают самооценку ребенка. В рисунках некоторых детей наблюдаются совпадения между «реальным» и «идеальным» Я. Ребенок не видит расхождения между двумя Я, считая, что нет необходимости что-то в себе менять. Такие дети обычно характеризуются несколько завышенной самооценкой. В рисунках других детей наблюдается расхождения между двумя Я, но оно не очень большое. Обычно у таких детей самооценка адекватная. Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темными, маленького размера, рисунок грязный, не аккуратный. При рисовании «идеального Я» используется большее количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде, элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков. После рисования проводится обсуждение рисунков каждого ребенка, если рисование проходит в группе. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Выполняется коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа.  Каждый свой уголок в доме, а возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату.

Рисунок  «Я в будущем»

Цель: упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.  

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким  он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Игра – спектакль  «Встретимся через пять лет»

Цель:   Игра позволяет выявить уровень осознания каждым ребенком своих личностных особенностей и возможности влияния их на развитие  личности и жизненный путь  в целом.

Дети ставят спектакль. Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети. Оговаривается примерный сценарий, место встречи, обстановка. Детям напоминают, что они должны продемонстрировать все свое умение общаться. Каждый ребенок играет себя таким, каким он будет через пять лет.

                               

 «Пойми  меня»

Игра предназначена для эмоционального развития детей от 5 лет и старше. Дети познакомятся не только с названиями эмоций, но и научатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения, которые они испытывают, произвольно направляя свое внимание на эти эмоции и чувства (радостно, удивленно, страшно и т.д.). Дети узнают выразительные движения, сопровождающие любые эмоциональные проявления (поднятие руки, наклон головы и т.д.).

Правила игры:

Раздайте большие карты, на них в трех рядах нарисованы человечки с этим эмоциональными состояниями. В каком-либо ряду не хватает одного человека. Ребенок должен найти карточку с недостающим человечком и закрыть ею пустое место на большой карте. Покажите ребенку карточку со схематическим изображением эмоции и попросите закрыть этой карточкой человечка с таким же эмоциональным состоянием. Прочтите слово на карточке. Попросите ребенка к карточке с этим словом подобрать нужную карточку с изображением эмоции и карточку с соответствующим человечком. Устройте импровизированный спектакль! Показав ребенку любую карточку, попросите его изобразить через движения и выражения лица представленную эмоцию. В каких ситуациях мы испытываем такие эмоции? Спросите об этом у ребенка.

 «Зоопарк настроений»

Народная мудрость, фантазия сказочников, авторы мультфильмов знакомят детей с жизнью и всеми ее проявлениями через образы животных, которые, как и дети, смеются, плачут, радуются. Эта игра поможет детям в знакомстве с разнообразными эмоциональными проявлениями: с настроением, т.е. устойчивым переживанием эмоций (грусть, робость, злость). Эти знания являются основой общения с окружающими.

Правила игры:

Играют от 2-х до 6 человек. Перед началом игры разрежьте 3 больших разрезных листа с животными и 1 карточку с названиями эмоций на отдельные карточки. Из белого картона нарежьте 18 фишек. Детям разделяются 6 игровых полей с изображением 18 животных.

ВАРИАНТ 1. Покажите детям карточку с животными и попросите их на своей карте найти такую же картинку, называя животное и его эмоциональное состояние (веселый тигренок, виноватый бегемот и т.д.).

ВАРИАНТ 2. Ведущий зачитывает название эмоции, предлагая детям найти животное с заданным эмоциональным состоянием и закрыть изображением фишкой (жетоном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые в работе с детьми дошкольного возраста

Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые  в работе с детьми дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности

Научить ребенка формулировать вопросы для общения и поиска информации, работать в паре и микрогруппе позволяет организация исследовательской деятельности....

Консультация «Спортивные игры в работе с детьми по развитию физических качеств и приобщению к занятиям спортом»

     Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются...

План работы по самообразованию на 2018\2021 учебные года. «Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»

Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...

Развитие коммуникативных качеств дошкольников посредством использования дидактических игр и упражнений по речевому этикету

В материале подобранны игры, упражнения и различные приёмы для сознательного овладения дошкольниками формулами речевого этикета....