«Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»
статья на тему
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности, а также использваоие в спектаклях различных видов театров, в том числе и нетрадиционных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Известно, что речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В дошкольный период у ребёнка активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Одним из самых эффективный средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей в игре широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Совместная театрализовано-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:
- содержательность;
- разнообразие тематик.
Театрализованная игра должна постоянно ежедневно включаться в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети максимально активно участвовали в такой игре.
Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.
Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, то и образно-эмоциональной стороны языка. Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Он должен научиться выразительно и чётко разговаривать не только в обычной обстановке, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно –пространственной среды. В нашей группе созданы интересные виды театра. Театр на дисках сказки «Кто сказал, Мяу?», «Три котенка». Театр на прищепках «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», театр на ложках «Три поросенка».Родителям на родительском собрании показан мастер класс по изготовлению театра на дисках.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...
Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников
В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Сценарий педагогического совета "Театрализованная деятельность детей, как средство развития речи дошкольников"
Сценарий педагогического совета...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы" 9.12.2021 г
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы"...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Формирование коммуникативности – важное условие развития ребенка с нарушением зрения. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми....