«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
материал (старшая, подготовительная группа)

Безрукова Юлия Борисовна

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек, начинается с детства.

Любовь к Родине является одним из духовно-нравственных постулатов.  Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezrukovayu.b.doklad.docx28.09 КБ
PDF icon bezrukovayu.b.pdf2.99 МБ

Предварительный просмотр:

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Безрукова Юлия Борисовна

 МАДОУ №30 воспитатель 

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек, начинается с детства.

Любовь к Родине является одним из духовно-нравственных постулатов.  Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.

Я  поставили цель и определила задачи в работе над этой темой.

Цель: Воспитание  у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, уважение к защитникам Отчизны.
Задачи:

1.Формировать у дошкольников интерес к истории своего народа, сохранять патриотические традиции старших поколений;

2.Развивать личностные качества детей (сострадание, сочувствие, отзывчивость, справедливость, смелость) потребности совершать добрые дела и поступки;

3.Расширять и обобщать знания и представления детей о Российской армии: родах войск, военной технике, военных профессиях;

4.Развивать умения отражать впечатления в творческой исполнительской деятельности: пении, игре, танце, художественном слове.

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами.

Но как рассказать об этом маленьким жителям нашей страны, которые только начинают жить, и может даже, не совсем понимают смысл этих слов – война, горе, слёзы, голод и наконец, долгожданный мир!

Я хочу поделиться своим опытом работы по данной теме.

Первые знания о войне дети находят в рассказах взрослых. Я провожу с детьми беседы  «Как это было?», «Великая Отечественная война», «Война и дети», «День победы». Цель, которых  познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны. Для сопровождения рассказов,  использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки, которые ярко раскрывают перед детьми события военных лет.

Просматривая презентации о ВОВ ребята переживают события прошлых лет, а песни о войне, которые сопровождают кадры, усиливают впечатления.

Особое место в своей работе  уделяю  ознакомлению детей с художественной литературой, военной тематики,  так как,  художественная книга для ребенка — это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине,  будит детское воображение.

Я  использую литературу самого разного объема, формы и стиля.

Стихи о Великой Отечественной Войне, на мой взгляд, являются важной         составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С. Васильева,   А.Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, позволяют знакомить современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара,

 Л. Кассиля, А. Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех  национальностей.

После прочтения произведений провожу беседы о смысле данных произведений, их героях, их подвигах. Выбираю важные отрывки из рассказов для пересказа с детьми.

Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине я использовала для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа (например, «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!» и др.). Дети любят рассматривать книги с военной тематикой, обсуждают увиденное, задают вопросы. В группе оформлен  тематический книжный уголок.

Очень любят ребята играть в сюжетно-ролевые игры военной тематики: «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «Пограничники», «Военный корабль», «Медсестры» - играя, воспитываю у мальчиков стремление быть защитниками, сильными и смелыми, в девочках воспитываю уважение к мальчикам, как к защитникам.

Приобщать к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ,  помогла такая форма работы, как «Встреча с интересными людьми».

В гости к ребятам приходил  ветеран Великой Отечественной войны – Субботин Владимир Петрович, и заместитель командира батальона 98 авиационного полка Александр Дементьев. Они  рассказывали о тех далёких годах, как жили и боролись люди, помогали друг другу и смогли выстоять и победить. Также к нам в гости приходили бабушки и дедушки, чьё детство пришлось на военные годы, ребята приготовили для них концерт и вручили подарки.

Всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, и такие встречи необходимы ребятам для воспитания нравственно - патриотических чувств: любви к Родине, к её Защитникам, уважения к старшим, заботе о ветеранах, ведь их осталось очень мало. 

Специально организованные тематические занятия, подводят к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину.  Воспитывают чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них. В ходе этой деятельности ребята читают стихи о войне, поют песни, ставят сценки, играют, рисуют.

Взаимодействуя с социумом,  организую экскурсии в музеи города. В нашем городе их два. Общественный музей «Дети войны» посвящен тем, кто встретил Великую Отечественную войну ребенком — целому поколению, лишенному детства.

В Музее истории города Мончегорска, ребята познакомились с выставкой «Мончегорск в годы Великой отечественной войны».

Прекрасной традицией стали торжественные памятные мероприятия «День освобождения Заполярья от немецких захватчиков», «23 Февраля», «9 мая».

Родители моих воспитанников являются активными участниками образовательного процесса и, конечно, разделяют и поддерживают  идею воспитания патриотических чувств у детей. Они участвуют вместе с детьми в парадах, посещают памятные мероприятия, рассказывают о родных, участниках ВОВ,  знакомят детей с военной техникой,  посещают дни открытых дверей в авиационном  военном городке. Являются участниками проектов, участвуют в тематических конкурсах вместе с детьми.

Память о прошедшей войне мы  храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. Полученные впечатления ребята отражают в своем творчестве.

На основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена проблема патриотического воспитания дошкольников, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе.

Результатом моей  работы является то, что дети стали более открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к Родине, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родной страны. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

Список используемой литературы:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А.М., - М.,1980.

2. Детям о Великой Победе / Казаков А.П., Шорыгина Т.А., 2007г.

3. Дошкольникам о защитниках отечества /Пол ред. Кондрыкинской Л.А., 2006г.

4. За край свой насмерть стой: сб. пословиц и поговорок / сост. Жигулев А. М., Кузнецов Н. П. - М. : Воениздат, 1974.

5. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., - М., 2005.

6. Кассиль Л. А. Рассказы о войне. - М., Оникс, М., Детство-Пресс, 2010 .

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева -- М.: Сфера, 2010.

8. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. -- К.: Сфера, 2013.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Пе...

Статья "Значимость использования тем патриотического воспитания детей дошкольного возраста в системе работы по формированию физической культуры и здоровья."

Использование  патриотического направления  в формировании физической культуры и здоровья, личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса по данному направлени...

"Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" из опыта работы

Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру....

ОМД «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы ДОУ) (2016 г.)

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит о...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

1 слайд - Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). Воспитатель первой квалификационной категории Ярцева Е.Д.2 слайд -  «Любовь к ро...