ОМД «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы ДОУ) (2016 г.)
материал

Бурина Светлана Валерьевна

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник»

ОТКРЫТЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(из опыта работы ДОУ)

Старший воспитатель

Бурина Светлана Валерьевна

2016 год

г. Канск


Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...» Тема патриотизма важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчизне, чувства гордости за свою Родину.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.;

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.;

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.»

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:

- содержательный (представления ребенка об окружающем мире): о культуре народа, его традициях, творчестве; о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках; о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг);

- эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру): любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; интерес к жизни родного города и страны; гордость за достижения своей страны; уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, к родному языку; уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

- деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности): труд; игра; продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; познавательная деятельность.

По результатам проведенного в ДОУ мониторинга по теме «Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, Родины. Родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребёнка.

Система патриотического воспитания нашего ДОУ охватывает все уровни деятельности педагогов и включает:

- методическую работу;

- образовательную работу с детьми;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

- всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога;

- развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом;

- достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;

- формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

В содержание ее входят следующие направления работы:

- оказание помощи педагогам ДОУ;

- осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;

- организация и проведение педсоветов;

- изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;

- создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.

В соответствии с ФГОС ДО, вопросы патриотического воспитания решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность с детьми включает разнообразные формы работы:

- НОД, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики с использованием различных технологий: здоровьесберегающих, ИКТ, игровых, сказкотерапии;

- рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

- чтение художественной литературы, сказок и былин, стихов о родине, о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали», пословиц, поговорок.

- разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений;

- ознакомление с произведениями народного творчества;

- обогащение и стимулирование детского творчества;

- воспитание уважения к ветеранам войны и труда;

- проведение мероприятий, посвященных государственным и народным праздникам (День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, Рождество, Масленица, Пасха, спортивные конкурсы и развлечения, военно-спортивная игра «Зарничка»);

- встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

- подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны.

- очень значимой и познавательной формой работы с детьми являются экскурсии, прогулки, наблюдения. Дети изучают достопримечательности города, знакомятся с профессиями родителей, природой родного края.

Мы знакомим детей с достопримечательностями г. Канска, Красноярского края, но, так как не все экскурсии, возможно, организовать, мы используем виртуальные экскурсии, показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях;

- и, конечно, основной вид деятельности детей – игры: сюжетно-ролевые, настольно-печатные, театрализованные, дидактические, строительные, подвижные, народные и др.

Используя такие формы работы, мы смогли познакомить детей с историческими памятниками, с народными традициями и бытом, с животными и растениями наших лесов.

Большое значение для патриотического образования и воспитания имеет предметно пространственная развивающая среда.

Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

В детском саду совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей были созданы мини-музеи «Родная старина», «Мой любимый город Канск», «Когда была война», «Защитники Отечества», основная цель которых воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре, знакомство со старинными предметами быта, защитниками Отечества.

Работа над созданием мини-музеев продолжается. В перспективе пополнение экспонатов, создание макетов и выставки детских работ.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установлена тесная связь детского сада и семьи. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Используем различные формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы взаимодействия с родителями:

- беседы, консультации;

- папки-передвижки, стенды;

- дни открытых дверей;

- родительские собрания;

- выставки совместных работ;

- праздники, развлечения.

Нетрадиционные формы:

- фотовыставки, фотомонтаж;

- совместные прогулки, экскурсии;

- проведение акций;

- выставки семейных реликвий;

- создание мини-музеев, лэпбуков.

Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», встречи в семейном клубе и собрания, совместные спортивные праздники, музыкально-литературные гостиные с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещение музеея.

Сравнительно новое средство обучения – лэпбук. Лэпбук – это один из способов взаимодействия родителей и детей, где родители помогают организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют.

В лэпбуке собран материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения темы. Чтобы заполнить эту папку, необходимо выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет освежить в памяти пройденные темы.

В решении задач патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.

Сотрудничество с социальными партнерами заключается в проведении совместных досугов и праздников, проведение экскурсий.

Таким образом, патриотическое воспитание – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

"Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" из опыта работы

Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру....

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.Патриотическое воспитание ребенка &nda...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

1 слайд - Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). Воспитатель первой квалификационной категории Ярцева Е.Д.2 слайд -  «Любовь к ро...

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...