Методические рекомендации по разработке и реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Кукла в военном костюме»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 городского округа-город Камышин
Методические рекомендации
по разработке и реализации проекта
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
«Кукла в военном костюме»
2019г.
Назначение
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических вузов.
Актуальность пособия
В связи с модернизацией системы дошкольного образования и введением Федеральных государственных образовательных стандартов возникла необходимость пересматривать подходы к организации образовательной деятельности
На базе детского сада функционирует региональная инновационная площадка по теме «Создание оптимальных условий в ДОО для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством музейной педагогики в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием
основных характеристик музейной педагогики, как современной
образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО:
-имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический
(методы и формы сотрудничества с детьми) аспект, для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и
физического развития дошкольников;
-несет потенциал развития личности, мотивации и способности дошкольника в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской музыкальной, художественной, восприятии художественной литературы и фольклора);
-представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в
предметно-развивающем пространстве ДОУ (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие);
-отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и
партнерской формой организации (возможность свободного замещения,
перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание дошкольников является приоритетным. Главной целью гражданско-патриотического образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями.
Метод проектов является эффективной образовательной технологией и позволяет сформировать умения, необходимые в любой сфере деятельности.
Предлагаемый инновационный продукт представляет собой методические рекомендации по разработке и реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Кукла в военном костюме», с определенным алгоритмом действий, органично вписывающихся в календарный год работы образовательного учреждения и позволяющий успешно решать проблему гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание детей - одно из важнейших направлений деятельности дошкольной образовательной организации. При этом в некоторых детских садах данное направление может быть в числе приоритетных и предусматривает систематическую работу. В других же реализуется через тематические проекты, приуроченные к памятным датам, например ко Дню Победы. В этом случае важен грамотный подбор материала, доступного для восприятия дошкольников, и их непосредственное участие. Решить эту проблему поможет создание тематического мини-музея, главные экспонаты которого - куклы.
Проект по созданию мини-музея военного костюма «Кукла в военном костюме» (далее - проект) приурочен к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на воспитание у детей морально-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности.
Цели проекта:
повысить качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством обогащения предметно-пространственной среды детского сада;
создать условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (в системах «родители - педагоги» и «родители - дети - педагоги»);
расширить их знания о военной форме разных видов и родов советских войск периода Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
познакомить взрослых и детей с историей развития советской военной формы периода Великой Отечественной войны посредством изучения соответствующей литературы, просмотра видео-фильмов, фотографий, чтения писем ветеранов, создания наглядных пособий в виде кукол в военной форме;
создать в детском саду мини-музей военного костюма «Кукла в военной форме»;
организовать свободный доступ детей и педагогов к экспонатам мини-музея военного костюма;
и привлекать на ознакомительные экскурсии в мини-музей военного костюма воспитанников из других детских садов.
Актуальность и трудность реализации проекта в том, что в качестве методического материала по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны обычно используются иллюстрации к книгам, картины, изображающие солдат и офицеров в форме до 1943 г. Про облик солдата начала войны известно немного. Между тем военная форма, история ее появления и развития представляет большой интерес. В задачу воспитателей входило объяснить детям, что такое военная форма, для чего она служит, почему со временем меняется, как зависит от рода войск. Для оказания им организационно-методической помощи была создана творческая группа из числа опытных педагогов ДОО.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно и предполагала привлечение педагогов, воспитанников ДОО, их родителей к изучению истории военной формы времен Великой Отечественной войны, участию в мероприятиях по подготовке экспонатов мини-музея, пополнению их коллекции, расширению границ музейного пространства детского сада
посредством сотрудничества с другими образовательными организациями.
Таким образом, проект предусматривал разные виды деятельности для детей (коммуникативная, игровая, познавательная деятельность, восприятие художественной литературы) и взрослых (знакомство с новым материалом, непосредственное изготовление костюмов для кукол, создание и демонстрация презентаций по теме проекта, организация мероприятий, творческих встреч по плану, укрепление общественных связей).
Подробный план проекта по созданию мини-музея военного костюма «Кукла в военной форме» представлен в приложении 1.
Реализация проекта предусматривала определенное ресурсное обеспечение. Это методические ресурсы: пособия по патриотическому воспитанию дошкольников; библиотечный фонд ДОО (детская литература); наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, фотографии военных из семейных архивов воспитанников и педагогов, книги); видео-тека (мультипликационные фильмы о войне для детей); изостудия (выставка репродукций картин, иллюстраций из книг о войне).
Материально-технические ресурсы: технические средства обучения (мультимедиа, видео- и аудио-материалы); материал и аксессуары для пошива костюмов.
Финансирование проекта осуществлялось за счет ресурсов ДОО и спонсорской помощи родителей.
Согласно идее проекта мини-музей военного костюма должен стать одним из центров по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОО.
Уникальность мини-музея военного костюма в том, что моделями для демонстрации военной формы, максимально приближенной к историческому аналогу, являются куклы - знакомые и любимые детьми игрушки.
Экспонаты изготавливали педагоги и родители в рамках конкурса «Кукла в военной форме», положение о котором представлено в приложении 2.
По результатам проведенного конкурса педагоги оформили выставку кукол, что позволило сделать мини-музей систематизированным, тематическим собранием уменьшенных копий военных костюмов времен Великой Отечественной войны.
Организация мини-музея включала три направления:
- рассмотрение военной формы, деталей и атрибутов данного исторического периода;
- оценка конкретной военной формы с точки зрения ее места в общеисторическом процессе;
-изучение истории развития военного костюма путем сравнения формы времен Великой Отечественной войны и современности. Подводя итоги проекта, педагоги сделали следующие выводы. Воспитанники получили обобщенные представления об историческом прошлом нашей страны, стали проявлять интерес к изучению событий Великой Отечественной войны.
Дошкольники знают о том, как изменялась военная форма с течением времени, могут показать на экспонатах мини-музея детали исторических костюмов и отличительные знаки представителей разных видов и родов советских войск периода Великой Отечественной войны.
В результате совместной деятельности родителей и детей стали крепче семейные связи, достигнуто взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, создание мини-музея в детском саду комплексно решает многие задачи. В процессе проектной деятельности дети расширяют свои знания, стараются привнести свой вклад в общее дело. Еще интереснее, когда в работу активно включаются родители, заинтересованные в ее результате. При этом становится содержательно насыщенной развивающая предметно-пространственная среда ДОО. Мини-музей военного костюма «Кукла в военной форме», посвященный Победе в Великой Отечественной войне, - яркое тому подтверждение.
Срок проведения | Мероприятие | Форма проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
Март | Создание творческой группы по разработке проекта | Заседание творческой группы | Администрация и педагоги ДОО |
Обсуждение концепции проекта | Круглый стол | Администрация ДОО, творческая группа, родители воспитанников | |
Разработка положения о конкурсе «Кукла в военной форме». Утверждение состава жюри, комиссии по оказанию организационно-методической помощи, порядка и сроков проведения конкурса | Заседание творческой группы | Администрация ДОО | |
Сбор и систематизация исторического материала о советской военной форме, относящейся к периоду Великой Отечественной войны, адаптация информации для детей с учетом их возраста | Самостоятельная деятельность по изучению справочной и методической литературы | Воспитатели | |
Взаимодействие с родителями: согласование с ними плана совместной деятельности по реализации проекта | Беседы о предстоящей работе | Воспитатели | |
Приобретение материалов для реализации проекта | Закупка, отчетность | Воспитатели | |
Проведение конкурса «Кукла в военном костюме» | Сбор готовых экспонатов -кукол в военной форме времен Великой Отечественной войны. Оценка сходства костюмов кукол с историческим аналогом | Члены жюри конкурса | |
Основной этап | |||
Апрель | Создание мини-музея военного костюма «Кукла в военном костюме» | Оформление тематического пространства | Творческая группа |
Торжественное открытие мини-музея военного костюма «Кукла в военном костюме» | Выставка кукол в военной форме. Медиапрезентация экспонатов мини-музея, сделанная родителями совместно с детьми | Творческая группа, воспитанники и их родители | |
Организация экскурсий в мини-музей военного костюма «Кукла в военном костюме» для воспитанников ДОО, их родителей и педагогов | Экскурсии, беседы на тему военного костюма с изложением исторических фактов в форме презентаций | Воспитатели | |
НОД «Юные экскурсоводы» | Занятия по подготовке юных экскурсоводов по мини-музею военного костюма из числа воспитанников | Воспитатели, родители | |
Кинозал «Военная форма одежды. История отечественной военной формы» | Подбор и просмотр фрагментов из фильмов, где показана экипировка солдат времен Великой Отечественной войны. Демонстрация документального сериала «Военная форма одежды» о появлении и развитии отечественной военной формы в период с 1917 по 1991 г. | Воспитатели, родители | |
Май | «Чтобы помнили, чтобы знали...» -мероприятие по привлечению воспитанников других детских садов на экскурсии в мини-музей военного костюма «Кукла в военном костюме» | Показ презентации о мини-музее военного костюма, электронные приглашения для родителей других детских садов в электронной системе «Сетевой город. Образование» | Администрация ДОО, педагоги, воспитанники и их родители |
Заключительный этап | |||
Май | Оценка эффективности реализации проекта | Анализ числа посетителей мини-музея, выявление степени их заинтересованности выставкой, обработка пожеланий о его деятельности и развитии в будущем | Администрация ДОО, творческая группа |
Подведение итогов реализации проекта | Мониторинг проделанной работы | Администрация ДОО, творческая группа | |
Планирование вариантов развития мини-музея военного костюма «Кукла в военном костюме» | Составление программы по наполнению мини-музея новыми экспонатами | Администрация ДОО, творческая группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»
Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....
Методическая разработка проекта по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "Салют Победы"(средняя группа)
Деятельность ДОУ – это содружество с родителями по вопросам патриотического воспитания, формирования у дошкольников предпосылок гражданско – патриотической позиции. Проблема состоит в том, что в совре...
Методическая разработка. Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Актуальность. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. «формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой...
Методическая разработка. Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Методическая разработка. Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.«Россия – это я! Это ты! Это мы!» Автор: ...
Авторская методическая разработка «Серия дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию на тему: « Народы Восточной Сибири»
Авторская методическая разработка на тему: «Серия дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию на тему: « Народы Восточной Сибири» была разработана и внедрена а...
Методическая разработка " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста" автор Ильина Марина Анатольевна представляет...