Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
материал (средняя группа)

Яушева Жанна Ивановна

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yausheva_zh.i._wecompress.com_.docx271.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  

Яушева Жанна Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 31 «Аленушка» Красноярского края, г. Лесосибирска

Библиографическое описание:

Яушева Ж.И. Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, стране, культурных традициях. Тематика знаний сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например знакомство с городом, в котором мы живем, - в сентябре (перед празднованием дня города), календарные праздники – «Будем в армии служить» - в феврале (перед Днем защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по программе «Развитие», в разделах «Ознакомление с окружающим», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Экологические представления», «Изобразительная деятельность», «Музыкальное развитие».

Следует подчеркнуть, что для развития ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме.

Каждая изучаемая тема подкрепляется сопутствующими темами знаний разделов образовательной программы «Развитие» под редакцией Л.А. Вагнера, О.М. Дьяченко, реализуемой в дошкольном учреждении, и творческими проектами. Итоги работы над темой могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений, интеллектуально-познавательных игр, КВН.

Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:

  • проведение бесед, игр-бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
  • дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются родителями для занятий с детьми дома;
  • игры путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
  • досуговые мероприятия (военно-спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, КВН, сюжетно-ролевые и творческие игры) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).

Программа нравственно-патриотического воспитания рекомендуется к использованию воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.

Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Цель. Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:  

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Представляем опыт, систему и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе:

  • Мой детский сад - дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них.
  • Моя семья - мир ребенка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Например, дети младшей группы «Смешарики» рассматривая альбом «Моя семья - СМЕШАРИКИ», или альбом «Герб моей семьи», также рассматривая совместно с воспитателем  «Лейтбука» и различных игр сделанными своими руками,  дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях.

                                   

В разделе «Моя семья» представляем  такие дидактические игры, как: «Герб моей семьи» сделанные родителями совместно с детьми, книгу «Моя первая родословная», игры - «Кто что делает», «Кто в домике живет» и «Семья».

                 C:\Users\admin\Downloads\20221014_151651.jpg

  • Раздел «Мой город». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными и наиболее значимыми местами города.

                                     C:\Users\admin\Downloads\20221014_151403.jpg

  • Страна, ее столица, символика. Следующий раздел, представленный в центре, «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в этом разделе способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери картинку», глобус, «герб» и «флаг». Рассматривая «Стенд кремля» дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой.

                                   C:\Users\admin\Downloads\20221014_151209.jpg 

  • Культура и традиции. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

В данном разделе, дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, национальными праздниками и костюмами. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте. Оформлены дидактические игры: «Подбери костюм», «Подбери пару», «Угадай какой узор», «Домино» и др.)

                                       C:\Users\admin\Downloads\20221014_151100.jpg             

  • Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе.

Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, где формируем основы экологической культуры.

                                           C:\Users\admin\Downloads\20221014_150646.jpg

  • Будем родине служить. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками.

Воспитываем у детей гордость за победу и желание быть похожими на них. Ко Дню Победы – подобрана литература, выполнен альбом памяти «ДЕТИ ВОЙНЫ», дети совместно с родителями приняли участие в акции «ОКНА ПОБЕДЫ».

                                             C:\Users\admin\Downloads\20221014_150015.jpg

  • Правила по которым мы живем. Содержание данного раздела способствует формированию у детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. В данном разделе представлены подбор сказок «Знай свои права», «Сказки о правах для малышей и их родителей» в которых нарушены права ребенка, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию, дидактическая игра «Что такое хорошо».

                                             C:\Users\admin\Downloads\20221014_153744.jpg                       

 Участие младшей группы в смотре – конкурсе центров патриотического воспитания, где результатом стало почетное II МЕСТО.

Важно и нужно помнить всегда! Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств будущего поколения!

Библиографический список

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.- 352с.
  2. Ветохина А.Я. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Детство – Пресс, 2019. – 192с.

Ссылка на свидетельство: https://files.s-ba.ru/publ/sert/2022/10/1472189061.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.

Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

1.Актуальность и перспективность опыта Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, на...

Опыт работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В презентации представлены все виды деятельности , формы работы, проводимые педагогами в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...