Дополнительная образовательная программа "Ступеньки детства" предшкола
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Программа по предшкольной подготовке «Ступеньки детства» модифицированная, разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Ступеньки детства» по редакцией Н.М.Конышевой (Ассоциация XXI, 2010г.). Авторы программы : д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева «Ассоциация XXI век» 2010
В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programm_stupenki_detstva.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………...2
Задачи…………………………………………………………………………….. 4
Содержание программы…………………………………………………………. 9
I. Подготовка к чтению и письму………………………………………………..9
II. Математическая подготовка…………………………………………………10
III. Окружающий мир……………………………………………………………11
IV. Сохрани здоровье сам……………………………………………………….12
V. Художественно – конструкторская деятельность………………………….13
Методическое обеспечение программы………………………………………..13
Используемая литература……………………………………………………….17
Ребенок не может быть счастлив, если в школе
ему скучно и плохо, если он не чувствует себя
достаточно способным, чтобы овладеть
школьной наукой. Сделать ребенка счастливым
— значит, прежде всего, помочь ему учиться.
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Программа по предшкольной подготовке «Ступеньки детства» модифицированная, разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Ступеньки детства» по редакцией Н.М.Конышевой (Ассоциация XXI, 2010г.). Авторы программы : д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева «Ассоциация XXI век» 2010
В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
Соответственно этому данная система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);
- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);
- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);
- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Данная программа реализуется в рамках культурологической направленности развития дошкольников и способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. Комплексный характер заданий позволяет:
1) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);
2) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности);
3) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к школьной жизни, выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи:
1. Обучающие
- Формирование умения учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
-Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
- Формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
- Совершенствование необходимого уровня монологической и диалогической речи.
2. Развивающие
- Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
-Формирование потребности к самопознанию, саморазвитию.
3. Воспитательные
- Воспитание у детей коллективизма, стремления оказывать друг другу помощь.
- Формирование этических норм и правильного поведения на занятии и переменах.
Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Подготовка к обучению в школе по данной программе инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и окружающим.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Комплексный подход при разработке занятий
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Наглядность.
Занятия по Программе предшкольной подготовки проходят для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Режим занятий: 1 раз в неделю (по субботам), с октября по май. Продолжительность занятий: 3 занятия в день по 30 минут, 10 мин – перемена.
Количество часов в год - 84 ч., которые распределены следующим образом:
- Подготовка к чтению и письму - 27 ч.
- Математическая подготовка – 27 ч.
- Интегрированные занятия (окружающий мир/ сохрани свое здоровье/ художественно – конструкторская деятельность) – 28 ч.
Ожидаемый результат
Ребенок знает: | Ребенок умеет: |
- разные виды счета (порядковый и количественный), их отличия | - пользоваться количественным и порядковым счетом, правильно называть числительные в пределах 10 |
-называть «соседей» числа, последующее и предыдущее число | |
-сравнивать по количеству (больше, меньше, столько же) | |
-названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и их отличительные особенности | -чертить геометрические фигуры (от руки по клеточкам и с помощью линейки (квадрат и треугольник) на не разлинованном листе) |
-названия направлений: впереди – сзади, справа – слева, по центру, внизу, вверху | -ориентироваться в пространстве, определять расположение предметов относительно своего место расположения, ориентироваться на листе бумаги, выполнять графические диктанты |
-названия частей суток, времен года, дней недели и их последовательность | -называет дни недели, времена года и части суток в установленной последовательности |
-признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма, материал и т.д. | -сравнивать три и более предмета по цвету, форме, размеру, материалу и т.д. |
сравнивать предметы по длине и ширине приемом наложения | |
-буквы и звуки русского алфавита | -выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику; определять место звука в слове |
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям | |
правильно и четко отвечать на вопросы педагога, слушать и выполнять инструкцию | |
-правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными | соблюдать правила, применять в повседневной жизни |
-различные изобразительные техники | -конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения |
-самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета | |
-конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения | |
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета |
Учебный план
В день | В месяц | Итого | |||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | |||
Подготовка к чтению и письму | 1 ч | 5 ч | 4 ч | 4 ч | 3ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 27 ч |
Математическая подготовка | 1 ч | 5 ч | 4 ч | 4 ч | 3ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 27 ч |
Интегрированные занятия (Окружающий мир / Сохрани свое здоровье сам/ Художественно-конструкторская деятельность) | 1 ч (чередуя через неделю) | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 7 ч |
1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1ч | 1 ч | 7 ч | ||
3 ч | 2ч | 2ч | 1ч | 2 ч | 2ч | 2 ч | 14 ч | ||
Итого: | 3 ч | 12 ч | 12 ч | 12 ч | 9 ч | 12 ч | 12 ч | 12 ч | 84 ч |
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Подготовка к чтению и письму | Речь. Предложение. | 1 | 1 | 2 |
Слоги и слова | 1 | 1 | 2 | ||
Звуки речи. Ударение. | 2 | 2 | 4 | ||
Гласные и согласные звуки и буквы. | 5 | 14 | 19 | ||
Итого: | 9 | 18 | 27 | ||
2 | Математическая подготовка | Количество и счет. Числа от 0 до 9. Цифры от 1 до 10. Состав числа. | 3 | 6 | 9 |
Геометрические фигуры. | 1 | 2 | 3 | ||
Признаки предметов. Понятие одинаковый/неодинаковый. | 1 | 1 | 2 | ||
Пространственные отношения. | 2 | 4 | 6 | ||
Решение задач, примеров. Логические задачи. | 1 | 3 | 6 | ||
Время, ориентировка во времени. Временные представления. | 1 | 2 | 3 | ||
Итого: | 9 | 18 | 27 | ||
3 | Окружающий мир | Сезонные изменения в природе | 1 | 1 | 3 |
Мир животных и растений | 2 | 1 | 4 | ||
Окружающий мир и наша безопасность. | 1 | 0 | 1 | ||
Итого: | 5 | 2 | 7 | ||
4 | Сохрани здоровье сам | Человек и его здоровье. Органы чувств, зрения, пищеварения и слуха. | 1 | 2 | 4 |
Питание. Витамины и здоровье. | 1 | 1 | 2 | ||
Здоровый образ жизни | 1 | 1 | 2 | ||
Итого: | 3 | 4 | 7 | ||
5 | Художественно-конструкторская деятельность | Лепка (объемная и плоскостная) | 0 | 4 | 4 |
Рисование (сюжетное, декоративное) | 0 | 2 | 2 | ||
Аппликация | 0 | 5 | 5 | ||
Конструирование из бумаги | 0 | 3 | 3 | ||
Итого: | 0 | 14 | 14 |
Содержание программы
I. Подготовка к чтению и письму
Данный раздел нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.
1. Речь. Предложение.
Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет. Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи. Текст, предложение.
Практика. Раскрашивание, штриховка предметов. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки. Рисование декоративных узоров разных форм. Составление предложений с помощью схем.
Инструкция по технике безопасности: Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
2. Слоги и слова.
Теория. Слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Многозначность слов.
Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова с использованием схем. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
3. Звуки речи. Ударение.
Теория. Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов.
Практика. Звуковой анализ слова с помощью карточек.
4. Гласные и согласные звуки. Буквы как значки звуков.
Теория. Гласные звуки, их особенность. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки (сонорные, глухие - звонкие, твердые – мягкие, шипящие). Согласные звуки и буквы.
Практика. Различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Звуковой анализ слова с помощью схемы и значков. Придумывание слов на заданный звук. Нахождение заданного звука в слове. Выделение звуков в начале, в конце и в середине слова. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д.
II. Математическая подготовка.
Данный раздел направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
Раздел 1. Количество и счет
Теория. Понятия: число, цифры (1 – 10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 10. Понятия равенство, неравенство. Состав числа.
Практика. Счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества предметов соответствующей цифрой; образование предыдущего и последующего числа натурального ряда; получение большего числа из меньшего и меньшего из большего путем добавления или убавления одного предмета; составление групп, содержащих определенное количество предметов; счет предметов на слух, на ощупь, отсчет движений. Игры-упражнения «Найди столько же», «Сосчитай геометрические фигуры», «Соедини картинку с карточкой»», «Соедини по порядку», «Раскрась столько предметов, сколько указывает цифра», «Найди цифру», «Угости кукол конфетами», «Где больше?», «Сколько овощей выросло на грядках?».
Раздел 2. Геометрические фигуры
Теория. Понятия: круг - овал, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция и т.д.
Практика. Игры-упражнения на узнавание, различение, нахождение отличительных особенностей геометрических фигур; упражнения на группировку фигур по форме; выкладывание контуров фигур из палочек, ниток и т. д. Игры-упражнения «Сосчитай фигуры», «На что похоже», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Составь предмет», «Соедини предмет с фигурой».
Раздел 3. Признаки (свойства) предметов
Теория. Понятия: размер (больше, меньше), форма (круглая, квадратная), цвет.
Практика. Игры-упражнения на сравнение предметов по различным признакам (размер, форма, цвет), используя приемы наложения и приложения. Игры-упражнения «Найди предметы», «Выше - ниже», «Каждой машине свой гараж», «Мама и детёныш», «Короче – длиннее», «Ведёрки для снеговиков».
Раздел 4.Пространственные отношения
Теория. Понятия: право, лево, впереди, сзади.
Практика. Игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях «Раскрась машины, которые едет вправо», «Помоги водителю найти дорогу», «Раскрась лыжника, который едет с левой стороны», «Раскрась предметы, которые находятся перед ёлкой», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место»,
Раздел 5. Решение примеров, задач. Логические игры и упражнения.
Теория. Знаки + - =. Состав задачи.
Практика. Решение примеров в пределах 10 (на основе присчитывание и отсчитывания по 1. Решение задач с использованием схем и рисунков. Выявление элементарных закономерностей между предметами или группами предметов. Игры-упражнения «Когда это бывает?», «Кто спрятался?», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые рисунки», «Найди закономерность и дорисуй недостающие предметы», «Найди сходства и отличия», «Заполни таблицу», «Что сначала, что потом».
Раздел 6. Временные представления
Теория. Понятия: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра. Времена года, их последовательность. Чередование дней недели.
Практика. Рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним. Восстановление правильной последовательности чередования частей суток, времен года, дней недели.
III. Окружающий мир
Данный раздел основывается на координации и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
1. Сезонные изменения в природе.
Теория. Природа. Живая, неживая природа. Сезонные изменения в природе.
Практика. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений о природе, временах года и т.д. Упражнения на установление соответствия между временами года и их признаками.
2. Мир животных и растений.
Теория. Животные нашей местности. Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске. Разнообразие птиц. Насекомые (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Практика. Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске. Чтение статей из «Детской энциклопедии». Дидактические игры «Кто, где живёт», «Узнай по описанию», «Дикие - домашние», лото «Парочки», «Животные и их детёныши». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений; дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели», «Угадай животное», «Ты чей, малыш?», «Золотая рыбка». Сравнение птиц по размерам и окраске. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений. Дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели» и др.
Теория. Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Практика. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений: «Ты чей детёныш?», С. Маршак «Двенадцать месяцев», К.Д. Ушинский «Четыре желания»; организация дидактических игр «Путаница», «Съедобные и несъедобные», «Кто живёт в реке?», «Что растёт на лугу?», «С какого дерева листочек», «Оранжерея».
3. Окружающий мир и наша безопасность.
Теория. Экология. Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
IV. Сохрани здоровье сам.
Данный раздел направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья.
1. Человек и его здоровье. Органы чувств, зрения, слуха и пищеварения.
Теория. Строение человека. Отличительные черты современного человека от человека первобытного. Органы чувств (кожа), зрения (глаза), слуха (уши), пищеварения (зубы). Забота человека о своем здоровье.
Практика. Составление правил «Что нужно делать, чтобы глаза (уши, зубы, кожа) оставались здоровыми)
2. Питание. Витамины и здоровье.
Теория. Правильное питание. Режим питания. Рацион дошкольника. Витамины и их значение для здоровья. Витамины в продуктах.
Практика. Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок, поиск картинок с изображением продуктов питания; дидактическая игра «Витаминный калейдоскоп», рисование «Витамины на грядке и в саду».
3. Здоровый образ жизни.
Теория. Основы ЗОЖ. Способы заботы о себе и модели социального поведения. Виды закаливания. Правила личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.
Практика. Составление правил здорового образа жизни в виде схемы.
V. Художественно – конструкторская деятельность.
Данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач, готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами.
1. Лепка.
Практика. Простые конструкции из пластилина; плоскостная и объемная лепка. Простые приёмы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка).
2. Рисование.
Практика. Рисование на плоскости (декоративная роспись). Рисование по замыслу.
3. Аппликация.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами. Приемы сгибания бумаги.
Практика. Модульное конструирование на плоскости. Декоративная аппликация (узоры на плоскости)
4. Конструирование из бумаги.
Практика. Применение приемов сгибания бумаги для составления объемных композиций. Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и склеивание бумаги.
Методическое обеспечение программы
Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, домашнее задание.
Формы проведения занятий:
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению грамоте приобретают
- речевые игры,
- конструирование
- работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений
- инсценировка;
- ролевая игра;
- конкурс;
- предметная игра;
- сочетание всех элементов на одном занятии.
Методы и приемы:
- Словесные: рассказ, беседа, проблемные ситуации. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
- Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
- Практические: игровой метод, работа в тетради в крупную клетку и рабочих листах. Приемы: игры с мелкими предметами, счетными палочками, схемами, графические упражнения.
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- доска аудиторная (магнитная);
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран настенный;
- счётные палочки;
- набор геометрических фигур;
- учебно-наглядные пособия по темам программы;
- плакат настенный «Цифры»;
- часы демонстрационные;
- набор счётного материала;
- учебно-наглядные пособия по темам программы; времена года, растения, животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;
- алфавит настенный;
- лента букв;
- касса букв;
Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию | Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок принимает участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. | В результате каждый ребенок должен: |
2. Затруднение в игровой ситуации | В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. | В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. |
3. Открытие нового знания или умения | Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. | Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. |
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации | Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. | Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. |
5. Повторение и развивающие задания | Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени. | |
6. Итог занятия | Рефлексия деятельности | Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится. |
Используемая литература:
- Учебно-дидактические пособия к УМК «Ступеньки детства» (Изд. «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2011):
1. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста (в 3-х частях).
2. Зверева М.В. Школа здоровья для детей и их родителей: Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста.
3. Зверева М.В. Методические рекомендации к тетради для старших дошкольников «Сохрани свое здоровье сам!»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
4. Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста (в 2-х частях).
5. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
6. Конышева Н.М. Методические рекомендации к дидактическому материалу «Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
7. Кубасова О.В. Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста.
8. Бадулина О.И., Конышева Н.М. Организация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в театральных играх и импровизациях.
- Методическая литература:
1. Бондарева Л.Ю. Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль, Академия развития, 2007
2. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Знакомство с математикой. М.: Изд «Экзамен, 2010
3. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2002 г.
4. Л.В. Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Курс развития познавательных способностей для массовой школы из серии «Юным умникам и умницам». М: Издат. РОСТ, 2012.
5. Интернет ресурсы:
Оглавление
I. Подготовка к чтению и письму
II. Математическая подготовка.
V. Художественно – конструкторская деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...