Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
рабочая программа по математике (старшая группа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.
Размер, см | цвет | Условное обозначение |
2*2 | Белая | 1 |
2*4 | Розовая | 2 |
2*6 | Голубая | 3 |
2*8 | Красная | 4 |
2*10 | Желтая | 5 |
2*12 | Фиолетовая | 6 |
2*14 | Черная | 7 |
2*16 | Бордовая | 8 |
2*18 | Синяя | 9 |
2*20 | Оранжевая | 10 |
На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.
Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать заниматься с детьми, надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже входе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):
- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);
- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;
- одни полоски длиннее, одни- короче.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:
- о направленности интересов каждого ребенка;
- о том насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;
- об уровне развития того или иного ребенка.
Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»
- Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
- Построение лестницы
- Составление ковриков
- Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
- Развитие количественных представлений
- Считаем ступеньки
- Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
- Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
- Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера
Занятия проводятся 1 раз в неделю по25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую половину дня, согласно расписания ООД.
Мониторинг проводится 2 раза в год – ( сентябрь – начало года- промежуточный), май – конец года – итоговый)
Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий; с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.
Самостоятельная деятельность детей:игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры. Игры с «сухим бассейном» по принципу «Сам себе режиссер». Игры «Оживлялки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_stupenki_tvorchestva.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Волжского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 94 «Вишенка»
Утверждаю
заведующий МДОУ
Детский сад № 94 «Вишенка»
. ______________З.Р. Купаева
Приказ №85 от 30.08.2013
Рабочая программа
по дополнительному образованию
Кружка «Ступеньки творчества»
( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
МДОУ Детский сад № 94 «Вишенка»
Принята
На педсовете
Протокол № 1
От 30.08.2013г
Руководитель:
Шарыгина Е.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.
Размер, см | цвет | Условное обозначение |
2*2 | Белая | 1 |
2*4 | Розовая | 2 |
2*6 | Голубая | 3 |
2*8 | Красная | 4 |
2*10 | Желтая | 5 |
2*12 | Фиолетовая | 6 |
2*14 | Черная | 7 |
2*16 | Бордовая | 8 |
2*18 | Синяя | 9 |
2*20 | Оранжевая | 10 |
На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.
Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать заниматься с детьми, надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):
- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);
- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;
- одни полоски длиннее, одни - короче.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:
- о направленности интересов каждого ребенка;
- о том насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;
- об уровне развития того или иного ребенка.
Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»
- Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
- Построение лестницы
- Составление ковриков
- Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
- Развитие количественных представлений
- Считаем ступеньки
- Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
- Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
- Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера
Занятия проводятся 1 раз в неделю по25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую половину дня, согласно расписания ООД.
Мониторинг проводится 2 раза в год – ( сентябрь – начало года- промежуточный), май – конец года – итоговый)
Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий; с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.
Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры. Игры с «сухим бассейном» по принципу «Сам себе режиссер». Игры «Оживлялки».
Содержание рабочей программы кружка «Ступеньки творчества»
для детей старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет)
1 год обучения (5-6 лет)
месяц | Этап работы, № занятий | № упражнений | Тема занятия | Литература |
Сентябрь |
Занятия с 1-4 | 1-5 | Что какого цвета? «Строим дорожки» «Ленточки в подарок» «Подбираем ленточки к фартучкам» «Моделируем квадрат» | Л.Д.Комарова стр. 8-13 |
Октябрь |
Занятия с 5-9 | 6-10 | Что какого цвета? «Моделируем прямоугольник» «Подбираем к домику крышу» «Дом и мебель для матрешки» «Собачка» и «Кошечка» «Рисуем цветными палочками» (игрушка) | Л.Д.Комарова стр. 13-17 |
Ноябрь |
Занятия с 10-13 | 10 | «Рисуем цветными палочками» (человечек) «Рисуем цветными палочками» (самолет) «Рисуем цветными палочками» (по замыслу) | Л.Д.Комарова стр. 18 |
Декабрь |
Занятия с 14-16 | 11 | «Пирамидка и лесенка» | Л.Д.Комарова стр. 19-20 |
Январь |
Занятия с 17-18 | 12-14 | Составление ковриков | Л.Д.Комарова стр. 21-23 |
февраль | III. Составление ковриков Занятия с 19-22 | 15-16 | Составление ковриков | Л.Д.Комарова стр. 24-25 |
март |
Занятия с 23-26 | 17-19 | «Длинные и короткие ленточки для кукол» «Поезд» «Заборы низкие и высокие» | Л.Д.Комарова стр. 26-29 |
апрель | IV. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий» Занятия с 27-30 | 20-21 | «Лесенка высокая и лесенка низкая» «Лесенка широкая и лесенка узкая» | Л.Д.Комарова стр. 30-32 |
май | IV. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий» Занятия с 30-32 | 22-23 | «Мосты через реку» «Конструирование плотов на реке» | Л.Д.Комарова стр. 33-34 |
2-й год обучения (6-7 лет)
месяц | Этап работы, № занятий | № упражнений | Тема занятия | Литература |
Сентябрь | Повторение Занятия с 1-4 | 5, 10, 16, 22, | Что какого цвета? Построение лестницы Составление ковриков | Л.Д.Комарова стр. 13, 18, 25, 33 |
Октябрь |
| 24-26 | «Цвет и число» «Число и цвет» «Путешествие на поезде» | Л.Д.Комарова стр. 35-37 |
Ноябрь | V. Развитие у детей количественных представлений Занятия с 9-12 | 27-28 | «Путешествие на поезде» «Как разговаривают числа» «О чем говорят числа» | Л.Д.Комарова стр.37- 39 |
Декабрь |
Занятия с 13-16 | 29-31 | «Какие лесенки умеет строить незнайка» «Состав чисел из единиц» «Как растут дома из чисел» | Л.Д.Комарова стр. 40-43 |
Январь | VI. Считаем ступеньки Занятия с 17-18 | 32-34 | «Кто в домике живет» (Оживлялки) «Как узнать номера домов на новой улице?» | Л.Д.Комарова стр. 44-48 |
февраль | VI. Считаем ступеньки Занятия с 19-22 | 35-37 | «Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки) «Сломанная лесенка» «Чет-нечет» | Л.Д.Комарова стр. 49-51 |
март |
Занятия с 23-26 | 38-40 | «Измерить дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» | Л.Д.Комарова стр.52-55 |
апрель |
Занятия с 27-28 | 41-43 | «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» Палочки можно делить» «Палочки можно умножать» | Л.Д.Комарова стр. 56-59 |
май |
| 45- | «Логические задачи на цветовую последовательность» «Детская железная дорога» | Л.Д.Комарова стр. 60-62 |
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:
Дети будут знать :
- о цвете, размере;
- о дочисловых математических представлениях;
- о количественных изменениях, о составе числа, о числовой прямой;
Уметь:
- совершать математические действия с палочками Кюизенера;
- решать логические задачи с палочками Кюизенера.
Используемая литература:
- «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М.,
Издательство ГНОМ, 2012
- «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
- «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества
Рабочая программа составлена на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....
Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"
Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней группы с использованием цветных счетных палочек Кюизнера (4-5 лет)
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие спос...
2020-2021 уч.г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы...