Виды визуальной поддержки в коррекции нежелательного поведения детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Виды визуальной поддержки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_vizualnoy_podderzhki.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

 ДЕТЕЙ С ОВЗ

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ   - система, использование которой позволяет ребенку четко видеть последовательность происходящих событий. Структура данной системы  предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. Для того,  чтобы ребёнка с дезадаптивным  поведением  сделать максимально самостоятельным и независимым от родителей можно использовать различные виды визуальных расписаний: визуальное расписание дня,  расписание на неделю или расписание отдельного промежутка времени или отдельного занятия. Первоначально ребёнка необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем  использовать его постоянно.

 Данное расписание, рассчитанное на весь день, наглядно  показывает ребёнку, что его ожидает в течении дня. Отдельные  виды деятельности ребёнка     визуально структурируются. Это обеспечивает ребёнка  необходимой информацией:

  • Какие привычные действия будут сделаны в этот день
  • Какова последовательность событий в будущем
  • Какие новые виды деятельности появятся
  • Каких видов деятельности не будет
  • Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому

С помощью расписания  можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня  или какого-то другого отрезка времени, что помогает снизить тревожность и предупредить нежелательное поведение.

 Составляется такое расписание с помощью специальных  карточек. Дети  чётко видят, что их ожидает, каждый этап их деятельности   находится перед  глазами.  Благодаря этому приёму отдельные дети чувствуют себя  более спокойно. Визуальное  расписание также  помогает ребёнку ответить на такие вопросы:

- что должно происходить сейчас?

- и что будет происходить потом?

  Практика показывает, что чаще всего   дети нуждаются в подсказках со стороны родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому.

 При изготовлении расписания, например,   на неделю используется  готовый планшет с окошками или используется  лист ватмана, где определённым образом размещаются пустые окошки по дням недели или используется магнитно-маркерная доска. Нужно отметить, что нежелательно использовать большое количество карточек на начальном этапе работы с таким расписанием. В зависимости от возраста ребёнка количество  карточек можно постепенно увеличивать. По прошествии определённого промежутка времени  постепенно убираются карточки или как-то символически  обозначается (с помощью смайлика, звёздочки), что этап успешно пройден. Расписание должно располагаться на видном месте на уровне глаз ребенка, чтобы в течении дня он имел свободный доступ к нему.   Такое расписание  должно быть мобильным, карточки с изображением последовательности событий – на липучках или на магнитной основе.  Картинки могут быть цветные или чёрно-белые, реалистичные или упрощенные (схематичные) или это могут  быть реальные фото из жизни ребёнка (например, ребёнок кушает, ребёнок гуляет, ребёнок играет и т.д.). Главное, чтобы их обозначение было понятно и доступно.

Чем полезно:

  • Помогает уменьшить тревожность ребёнка
  • Улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации

Как использовать визуальное расписание:

  • Необходимо определить специальное чёткое время, когда  взрослый  сможет не торопясь объяснить ребёнку расписание
  • Удаляйте изображение как только деятельность закончена (например, убираем картинку «завтрак», когда ребёнок поел). В более старшем возрасте  это можно поручить  выполнять  самому ребёнку.

Самое главное, о чём нужно помнить, что эту работу необходимо проводить систематически и тогда эффективность будет максимальной.         

 ВИЗУАЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ     - это наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать в определенный момент времени. Например, одеться на прогулку, вымыть руки или просто - подождать.

Данные инструкции  можно использовать в спальне, кухне, ванной комнате или детской комнате.

Например, инструкция «Как правильно одеться на прогулку». Эту инструкцию можно использовать как в детском саду, расположив её на видном месте в раздевалке, а также порекомендовать родителям использовать её в домашних условиях и тем самым постепенно приучать своего ребёнка самостоятельно правильно одеваться.

Поскольку данная визуальная инструкция  постоянно находится перед глазами ребёнка  она помогает  ему  запомнить,  что за чем необходимо надевать.      

   Для изготовления таких инструкций также используются карточки  на  липучках, магнитах, которые меняются   в зависимости от времени года.  Данный вариант инструкции способствует еще и развитию  коммуникативных качеств детей. Перед выходом на прогулку  взрослый может  побеседовать с ребёнком  о времени года, что он  будет одевать, что возьмёт с собой на прогулку, что он будет  делать на улице.

 В ванной комнате можно  разместить инструкцию  по правильному мытью рук и умыванию. Чёткая последовательность определённых действий изображённых в  инструкции  помогает вырабатывать и закреплять правильный  навык  у ребенка.

   Визуальные правила помогают регулировать нежелательное поведение ребенка во время приёма пищи, во время общения и игры, во время прогулки.

 Визуальные подсказки в виде карточек-символов, например, «Сиди», «Жди», «Не кричи», «Поднимай руку», «Слушай», «Смотри» помогают регулировать поведение ребёнка во время  занятий и  в свободной деятельности. Первоначально необходимо обучить  ребенка, а затем использовать карточки в повседневной жизни. При постоянном использовании данных карточек взрослому не требуется многократно о чём-то повторять, а лишь обратить внимание ребёнка на карточку с нужным символом, чтобы добиться нужного действия с его  стороны.

 Использовать данные карточки-символы можно в любой возрастной группе не только  с детьми с особенностями в поведении, с детьми с ОВЗ, но и с нормально развивающимися детьми.

ПЛАНШЕТ «СЕЙЧАС - ПОТОМ»

Что это такое?   Планшет  «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Он сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Планшет «Сейчас-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску «Сейчас-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки такие как визуальное расписание занятия, визуальные инструкции, визуальные правила и т.д..

Например, сейчас ты заштриховываешь  фигуры, а потом будет твоя любимая игра или сейчас ты моешь руки с мылом, а потом ты будешь есть грушу и др..

Изготовить данное пособие не сложно – это может быть переносной планшет с двумя окошками или прозрачными карманами куда крепятся карточки на липучках или вставляются в окошки.

Визуальное подкрепление - ТАЙМЕР.

Современный ребёнок плохо ориентируется во времени, т.е. чувство времени  развито недостаточно, дети не умеют ждать, не усидчивы, нетерпеливы; слова взрослого «позже», «сейчас», «подожди» для некоторых абстрактны, т.е. ни о чём не говорят. Дети ожидая чего-то  становятся нетерпеливы, раздражительны.  В таких ситуациях рекомендуется использовать визуальное подкрепление в виде специального таймера – это инструмент, который может переключить внимание ребёнка, т.е. просигнализирует о том, что завершился какой-то вид деятельность. Визуальное изображение сужающийся красный сектор будет наглядно напоминать сколько времени осталось для текущей деятельности. Некоторые дети самостоятельно пишут цифры, буквы, раскрашивают или играют – звуковой сигнал таймера сигнализирует о том, что время для текущей деятельности закончилось. Вместо таймера можно использовать песочные часы. Если данные инструменты недоступны то можно использовать  мобильное приложение «Visual Timer» на мобильном телефоне. Например, чтобы определить временные рамки просмотра мультфильма или игры на компьютере, взрослый устанавливает таймер на определённое  время. Ребёнок  сам следит за тем какое количество времени ему осталось и тем самым негатив по отношению к взрослому, который раньше сам определял временные рамки, значительно снижается.

ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПООЩРЕНИЙ.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять с хорошей стороны.

Как правило,  положительная оценка, похвала воспитателя, мамы  не всегда значимы  для  ребенка с проблемным поведением. Поэтому приходиться использовать систему «положительных подкреплений», которые играли бы роль стимула и положительной оценки деятельности ребенка.

На первых порах, когда ребёнок ещё маленький, взрослый может использовать «положительные подкрепления» в виде игрушек, и даже еды – печенья, конфет, любимого сока – которые ребенок получал «в награду» за то, что «хорошо себя вёл». Такие виды поощрения можно считать  допустимыми до тех пор, пока  ребенок не начинает сам осознанно оценивать    своё поведение. Тогда можно пробовать вводить жетонную систему поощрений.

Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения как дома, так и во время пребывания ребёнка  в ДОУ. За каждое выполненное задание или поручение ребёнок должен сразу получить «жетон», который крепится с помощью липучки или магнита на специальную ленту рядом с фото ребёнка или на специальную страницу в персональном  альбоме ребёнка, или на дверцу холодильника дома. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик, смайлик и др.), который выдается за желательное поведение или выполненное задание. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на покупку игрушки или совместную игру и др.), но это на усмотрение взрослого. Отсроченное поощрение также может  заранее обговориться с ребёнком.

  Система  жетонов включает три основных элемента:

1) какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить,

2) важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов,

 3) четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон

 Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели и радость от достигнутого успеха.

ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ.

Использование в работе такого приёма как  оценивание поведения  с помощью «Шкалы поведения» также  помогает в конкретный  настоящий момент времени регулировать поведение как всей группы, так и отдельных детей. Можно использовать магнитные смайлы с фото детей (или фото на липучках). В процессе занятия или во время режимных моментов смайлы с изображением ребёнка перемещаются по шкале в зависимости от его поведения. Например, можно использовать схематичное изображение шкалы из трёх условных  цветов:

- фиолетовый  или чёрный цвет обозначает не допустимое, плохое поведение;

- зелёный  цвет – нейтральное (допустимое поведение);

- оранжевый  цвет – желательное, положительное поведение.

Данное пособие можно разместить сбоку на магнитной доске или рядом с магнитной доской в группе. Это может быть переносной, мобильный  планшет, который воспитатель может взять с собой  на прогулку, на занятия вне группы (музыкальные или физкультурные занятия). В домашних условиях родители также могут использовать данный вид визуальной поддержки. «Шкалу поведения» необходимо разместить на видном для ребёнка месте.

Система визуальной поддержки даёт стойкий положительный эффект  в коррекции нежелательного поведения у детей  с особенностями при условии целенаправленной, систематической и комплексной совместной работы воспитателей, специалистов и конечно родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о непослушании" - коррекция нежелательного поведения посредством Сказкотерапии.

Ребенок дошкольного возраста стремительно развивается. По мере взросления накапливается и жизненный опыт. Существует немало актуальных тем, вопросов, проблем, с которыми сталкивается дошкольник. В сво...

Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС

Рассмотрим техники коррекции нежелательного поведения у детей с РАС....

«Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка», Анна Корниенко.

Время от времени любой ребенок ведет себя агрессивно или страдает от действий агрессора. Поведение своего или чужого ребенка вызывает шок, раздражение, злость, негодование у родителей, пострадавших де...

Применение техник визуальной поддержки для улучшения памяти у детей с ЗПР.

Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Нежелательное поведение детей в детском саду: вопросы психопрофилактики, способствующих сохранению психического здоровья

Увеличение случаев девиантного поведения у детей и подростков и актуализирует проблему профилактики и коррекции нарушений поведения как психолого-педагогическую, выстроенную на основе диалог...