Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья по логопедии

Назарова Татьяна Николаевна

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Всестороннее представление об  предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Стереогноз (также известный как тактильное восприятие или тактильный гнозис) - это способность воспринимать и распознавать форму объекта в отсутствие визуальной и слуховой информации, используя тактильную информацию для получения сигналов от текстуры, размера, пространственных свойств, температуры. Это важный аспект работы тактильного восприятия у человека. Стереогноз - это высшая ассоциативная функция коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stereognoz.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Развитие стереогноза (тактильного восприятия) у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Ключевые слова: стереогноз, речь, осязание, восприятие, тактильные ощущения, дети с речевыми нарушениями

Один из важных моментов в современной педагогике дошкольного возраста является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие – это, прежде всего, способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте существенно, поскольку именно этот период считается самым подходящим для развития органов чувств и накопления первичных представлений об окружающем мире.

Число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Дети с речевыми нарушениями – это особая категория детей с отклонениями в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. У детей данной категории процесс формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира протекает достаточно сложно, а недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка: как правило, такие дети имеют трудности в обучении. Поэтому при подготовке детей в ДОУ важно уделять особое внимание сенсорному развитию.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое или шершавое, твердое или мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское или объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное восприятие – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира. Осязание представляет собой тактильную чувствительность с помощью рецепторов кожи – самого большого органа нашего тела, которые  отвечают за распознавание тепла, холода, боли. Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир. К примеру, после появления на свет ребенок первое, что чувствует – это прикосновение. Тактильные игры для детей-малышей необходимы и важны для развития осязания так же, как мы развиваем слух и зрение ребенка.

Исследуя речевое и психическое развитие ребенка (деятельность головного мозга у детей), ученые обнаружили закономерность: чем лучше развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Оказывается, область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевой зоной, и соответственно, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей способствует «пробуждению» речевых зон мозга.

Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Ведь это огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребенок может страдать физически с отсутствием настроения. Необходимо отметить, что зрительное восприятие у детей с нарушениями речи отстает в развитии от восприятия нормально развивающихся детей. Так, у детей с речевыми недостатками простое зрительное узнавание объектов окружающего мира и их изображений не отличается от нормы, в то время как  восприятие целостного образа предмета сформировано недостаточно. Дети допускают ошибки в выделении существенных признаков предмета. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Например, дети с тяжелыми нарушениями речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с такими трудностями: дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. В школьном возрасте дети сталкиваются с другой проблемой – сложностью формирования буквенного гнозиса. Отмечается трудность дифференцирования нормально и зеркально написанных букв, не узнавание букв, наложение букв друг на друга. Такое состояние зрительного восприятия приводит к неготовности таких детей к овладению процессом письмом.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями важно использовать игры на стереогноз. Что это такое?

Стереогноз – это умение определять свойства предметов на ощупь, это способность воспринимать и распознавать форму объекта в отсутствие визуальной и слуховой информации. Дети, например, с тяжелыми нарушениями речи, часто испытывают трудности в этой области, поскольку их мозговая деятельность несколько отстает в связи с нарушением функции речи. На ранних этапах развития ребёнка именно зрение и движения рук (хватание предмета, перекладывание из руки в руку) становятся основным источником познания окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок получает первые представления (впечатления) о форме и величине предметов, расположении их в пространстве, фактуре.        

Это важный аспект работы тактильного восприятия у человека. Стереогноз возникает благодаря восприятию тактильных сигналов, которые поступают в мозг через кожу. Основным органом тактильного восприятия являются наша кожа и рецепторы, которые находятся в ее верхнем слое . Человеческие пальцы являются наиболее чувствительными частями нашего тела. Благодаря пальцам их способности хранимы, пытливые руки могут рассмотреть любой предмет, ощутить его текстуру и даже определить его форму. Стереогноз имеет большое значение в повседневной жизни. Без стереогноза мы не смогли бы так эффективно взаимодействовать с предметами и выполнять различные повседневные задачи.

При проверке стереогноза можно использовать следующие методы:

  1. Определение формы предметов. На этом этапе ребенку предоставляются различные предметы. Педагог просит определить их форму, используя только тактильные ощущения в руках. Этот метод обычно начинается с простых форм (квадрат, круг, треугольник) до сложных.
  2. Определение размеров предметов. Педагог просит ребенка определить размеры предложенных предметов, исходя из тактильных ощущений.
  3. Определение веса предметов. Ребенка просят определить вес предметов, полагаясь на тактильные ощущения.
  4. Определение текстуры предметов. Этот метод заключается в том, что ребенок определяет текстуру предоставленных предметов (мягкие, гладкие, шершавые).
  5. Определение формы частей тела. Этот метод используется для проверки, насколько хорошо ребенок может определить форму различных частей своего тела, например, рук, ног, головы.
  6. Определение формы букв и чисел. Этот метод определяет уровень зрительного восприятия у ребенка. Ребенок опирается на зрительные ощущения.

Для того чтобы у ребенка полноценно сформировались образы представления предметов, чтобы он овладел словарем и грамотной речью ему необходима полноценно развитая способность к стереогнозу. Кроме того, тактильно-двигательное восприятие является одной из предпосылок формирования наглядно-образного мышления, играет одну из важнейших ролей при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. На ранних этапах развития ребенка, многие родители совершают распространенную ошибку, говоря ему: «Не трогай. Не лезь. Не пачкайся», забывая о том, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Следует отметить, что на занятиях, направленных на развитие функции стереогноза, детей раннего и младшего возраста необходимо познакомить с теми предметами, которые будут находиться вне поля их зрения и, если педагог  работает с помощью волшебного мешочка, нужно вместе с ребенком сначала рассмотреть и пощупать те предметы, которые там спрятаны. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с речевыми нарушениями проводится в несколько этапов.

Этапы развития тактильной чувствительности:        

– ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

– нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен;

– нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 шт.).

Для развития тактильной чувствительности у детей с речевыми нарушениями необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.        

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями речи можно предложить следующие варианты игр:

 «Чудесные мешочки» (определить и назвать, что за предмет он достал; достать только мягкие (жесткие) шарики и т.п.);        

 «Найди двойника» (отыскать объемный предмет, опираясь только на его плоскостное изображение);

«Узнай фигуру» (достать такую же геометрическую фигуру как на столе);

 «Сухой бассейн» (активизация пальцевого гнозиса; сенсорные коробки: игры с крупами, кинетический песок, коробочка с мелкими предметами);

«Поймай киску» (ребенок с закрытыми глазами определяет, до какой части тела касается «киска»);

 «Тактильное лото» (с закрытыми глазами ребенок находит предметы одинаковой текстуры);

 «Сенсорная тропа для ног» (дорожка из ковролина с разными наполнителями);

«Золушка» (с закрытыми глазами ребенок разбирает семена на кучки);        

 «Чудесные буквы и цифры» (ребенок ощупывает буквы и цифры из шершавой бумаги, с постепенным усложнением).

Таким образом, игры на стереогноз оказываются универсальным средством для развития не только тактильного восприятия, но и коррекции эмоционально-волевой сферы, а также формирования высших психических функций ребёнка на ранних этапах его развития, таких как восприятие, речь и мышление.

Список использованных источников:

  1. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. – 2001. - №1.
  2. Жулина Е.В. Логопсихология / Е.В. Жулина,О.В. Трошин. – М., 2005.
  3. Веренич С.В. Нервная система в норме и патологии: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2005. – 76 с.
  4. Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. С. 13-17.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...