Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья по логопедии
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Всестороннее представление об предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Стереогноз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stereognoz.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Развитие стереогноза (тактильного восприятия) у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Ключевые слова: стереогноз, речь, осязание, восприятие, тактильные ощущения, дети с речевыми нарушениями
Один из важных моментов в современной педагогике дошкольного возраста является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие – это, прежде всего, способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте существенно, поскольку именно этот период считается самым подходящим для развития органов чувств и накопления первичных представлений об окружающем мире.
Число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Дети с речевыми нарушениями – это особая категория детей с отклонениями в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. У детей данной категории процесс формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира протекает достаточно сложно, а недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка: как правило, такие дети имеют трудности в обучении. Поэтому при подготовке детей в ДОУ важно уделять особое внимание сенсорному развитию.
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое или шершавое, твердое или мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское или объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорное восприятие – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира. Осязание представляет собой тактильную чувствительность с помощью рецепторов кожи – самого большого органа нашего тела, которые отвечают за распознавание тепла, холода, боли. Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир. К примеру, после появления на свет ребенок первое, что чувствует – это прикосновение. Тактильные игры для детей-малышей необходимы и важны для развития осязания так же, как мы развиваем слух и зрение ребенка.
Исследуя речевое и психическое развитие ребенка (деятельность головного мозга у детей), ученые обнаружили закономерность: чем лучше развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Оказывается, область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевой зоной, и соответственно, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей способствует «пробуждению» речевых зон мозга.
Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Ведь это огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребенок может страдать физически с отсутствием настроения. Необходимо отметить, что зрительное восприятие у детей с нарушениями речи отстает в развитии от восприятия нормально развивающихся детей. Так, у детей с речевыми недостатками простое зрительное узнавание объектов окружающего мира и их изображений не отличается от нормы, в то время как восприятие целостного образа предмета сформировано недостаточно. Дети допускают ошибки в выделении существенных признаков предмета. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Например, дети с тяжелыми нарушениями речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с такими трудностями: дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. В школьном возрасте дети сталкиваются с другой проблемой – сложностью формирования буквенного гнозиса. Отмечается трудность дифференцирования нормально и зеркально написанных букв, не узнавание букв, наложение букв друг на друга. Такое состояние зрительного восприятия приводит к неготовности таких детей к овладению процессом письмом.
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями важно использовать игры на стереогноз. Что это такое?
Стереогноз – это умение определять свойства предметов на ощупь, это способность воспринимать и распознавать форму объекта в отсутствие визуальной и слуховой информации. Дети, например, с тяжелыми нарушениями речи, часто испытывают трудности в этой области, поскольку их мозговая деятельность несколько отстает в связи с нарушением функции речи. На ранних этапах развития ребёнка именно зрение и движения рук (хватание предмета, перекладывание из руки в руку) становятся основным источником познания окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок получает первые представления (впечатления) о форме и величине предметов, расположении их в пространстве, фактуре.
Это важный аспект работы тактильного восприятия у человека. Стереогноз возникает благодаря восприятию тактильных сигналов, которые поступают в мозг через кожу. Основным органом тактильного восприятия являются наша кожа и рецепторы, которые находятся в ее верхнем слое . Человеческие пальцы являются наиболее чувствительными частями нашего тела. Благодаря пальцам их способности хранимы, пытливые руки могут рассмотреть любой предмет, ощутить его текстуру и даже определить его форму. Стереогноз имеет большое значение в повседневной жизни. Без стереогноза мы не смогли бы так эффективно взаимодействовать с предметами и выполнять различные повседневные задачи.
При проверке стереогноза можно использовать следующие методы:
- Определение формы предметов. На этом этапе ребенку предоставляются различные предметы. Педагог просит определить их форму, используя только тактильные ощущения в руках. Этот метод обычно начинается с простых форм (квадрат, круг, треугольник) до сложных.
- Определение размеров предметов. Педагог просит ребенка определить размеры предложенных предметов, исходя из тактильных ощущений.
- Определение веса предметов. Ребенка просят определить вес предметов, полагаясь на тактильные ощущения.
- Определение текстуры предметов. Этот метод заключается в том, что ребенок определяет текстуру предоставленных предметов (мягкие, гладкие, шершавые).
- Определение формы частей тела. Этот метод используется для проверки, насколько хорошо ребенок может определить форму различных частей своего тела, например, рук, ног, головы.
- Определение формы букв и чисел. Этот метод определяет уровень зрительного восприятия у ребенка. Ребенок опирается на зрительные ощущения.
Для того чтобы у ребенка полноценно сформировались образы представления предметов, чтобы он овладел словарем и грамотной речью ему необходима полноценно развитая способность к стереогнозу. Кроме того, тактильно-двигательное восприятие является одной из предпосылок формирования наглядно-образного мышления, играет одну из важнейших ролей при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. На ранних этапах развития ребенка, многие родители совершают распространенную ошибку, говоря ему: «Не трогай. Не лезь. Не пачкайся», забывая о том, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Следует отметить, что на занятиях, направленных на развитие функции стереогноза, детей раннего и младшего возраста необходимо познакомить с теми предметами, которые будут находиться вне поля их зрения и, если педагог работает с помощью волшебного мешочка, нужно вместе с ребенком сначала рассмотреть и пощупать те предметы, которые там спрятаны. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с речевыми нарушениями проводится в несколько этапов.
Этапы развития тактильной чувствительности:
– ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
– нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен;
– нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 шт.).
Для развития тактильной чувствительности у детей с речевыми нарушениями необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями речи можно предложить следующие варианты игр:
– «Чудесные мешочки» (определить и назвать, что за предмет он достал; достать только мягкие (жесткие) шарики и т.п.);
– «Найди двойника» (отыскать объемный предмет, опираясь только на его плоскостное изображение);
– «Узнай фигуру» (достать такую же геометрическую фигуру как на столе);
– «Сухой бассейн» (активизация пальцевого гнозиса; сенсорные коробки: игры с крупами, кинетический песок, коробочка с мелкими предметами);
– «Поймай киску» (ребенок с закрытыми глазами определяет, до какой части тела касается «киска»);
– «Тактильное лото» (с закрытыми глазами ребенок находит предметы одинаковой текстуры);
– «Сенсорная тропа для ног» (дорожка из ковролина с разными наполнителями);
– «Золушка» (с закрытыми глазами ребенок разбирает семена на кучки);
– «Чудесные буквы и цифры» (ребенок ощупывает буквы и цифры из шершавой бумаги, с постепенным усложнением).
Таким образом, игры на стереогноз оказываются универсальным средством для развития не только тактильного восприятия, но и коррекции эмоционально-волевой сферы, а также формирования высших психических функций ребёнка на ранних этапах его развития, таких как восприятие, речь и мышление.
Список использованных источников:
- Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. – 2001. - №1.
- Жулина Е.В. Логопсихология / Е.В. Жулина,О.В. Трошин. – М., 2005.
- Веренич С.В. Нервная система в норме и патологии: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2005. – 76 с.
- Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. С. 13-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
Художественное развитие детей дошкольного возраста, имеющих речевое нарушение через использование нетрадиционной техники рисования
Методика проведения нетрадиционной техники рисования....
Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предметно-развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...
Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...
Семинар-практикум: «Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития»
Развитие тактильных ощущений у детей с ЗПР...