ПРОЕКТ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»
проект (подготовительная группа)
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами дикаротивно - прикладнова искусства и с народными традициями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
декоративно-прикладное искусство | 280.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Вид проекта: творческо-информационный, краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы №7
Срок реализации: 20 – 31 марта 2021
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Дети не могут различить виды народных промыслов.
Цели:
- познакомить детей с народными промыслами в России;
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа;
- формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента;
- воспитывать чувство гордости за свой народ
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с видами декоративно – прикладного искусства – дымковской, филимоновской, хохломской, городецкой, с гжелью; учить видеть их красоту и своеобразие; различать их, ориентироваться в видах росписи, вызвать интерес к народному творчеству
• Закрепить умение выразительно читать стихи, понимать образный смысл загадок, закрепить умение сочетать движения и речь
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, учить использовать растительные элементы, расписывать заготовки
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, чувство гордости за свой народ
• Воспитывать эстетические чувства
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей
• Развивать чувство цвета, композиционные умения
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
анализировать
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской,
филимоновской, хохломской, городецкой, гжельской
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей
Филимоновские игрушки
В самом центре России есть деревня Филимоново. Давным-давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из них горшки. Место, где он поселился, так и назвали Филимоново. Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили популярные на Руси игрушки - звонкие свистульки. Их продавали на ярмарках, и стоили они копейки, поэтому изготовить их нужно было очень много. Длинными зимними вечерами женщины собирались и лепили игрушки под напевы русских народных песен. В печах обжигали эти игрушки, и перед жителями Филимоново представало чудо: местная глина после обжига становилась белоснежной, и ее можно было расписывать без побелки. Филимоновские игрушки - это барыни, солдаты, танцующие пары, коровы, бараны, лошадки, медведи, курицы, петухи. От дымковских игрушек они отличались тем, что все филимоновские игрушки – это свистульки. В орнаментах филимоновских игрушек – штрихи, веточки, звездочки, овальные листики, пятна.
Золотая хохлома
С чего начиналось хохломское искусство, существует много легенд. Вот одна из них… Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал, варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Не из сказки ли появилась эта удивительная красота?
Хохлома – это старинное русское село на Волге. Деревянная посуда, ложки, миски, ковши, кувшины, бочонки, сахарницы и бокалы были у всех в ежедневном употреблении. В мастерской мастера вырезали из дерева разные предметы, в основном посуду, которую затем расписывали. Элементы росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягодки, цветы, птицы, которые являлись символами счастливой жизни. Для изделий хохломы характерны красный, черный и золотистый цвет.
Я открою вам секрет золотой хохломы, как эта посуда превращается в золотую. После того как закончат роспись, художник покрывает ее лаком, да не один раз, а 5-6 раз, и тогда уж ставят в печь калить. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак желтеет, и из-под него золотится металлический блеск. Из печи чашу уже вынимают золотой.
Гжель
Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. Мы с детства очень любим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются? (Жили – были).
Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди. Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах текла жизнь. Вот уж и зима на пороге. Гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасенную с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими.
Может, потому что снега вокруг ослепительно белые, а гжельские вечерние тени такие синие да голубые, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимой мы все о весне мечтаем, мастера морозными узорами весенние цветы рисовали. Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались.
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.
Городец
На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодными. Среди населения развивались различные ремесла. В Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву, так как лес давал дешевый материал.
Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: вырезали ложки, точили миски, чашки, изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Изделия расписывались растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки. Современные мастера рисуют цветы, кони, птицы. В городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор. Эти цветы называются розан и купавки. Силуэт цветка рисуют в форме круга. Для розана круги побольше, для купавки - поменьше. Характерные цвета для городецкой росписи – красный, оранжевый, синий, зеленый, белила и сажа. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично сиять весь рисунок.
Дымково
В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; возможно, от этого и возникло название Дымково. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – все вокруг в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делали к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку нужно обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Потом ее белят мелом, разведенном в молоке, и расписывают. Так она рождается третий раз.
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее эта ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполнялась свистом, и от этого праздник становился еще веселей.
Изготовление заготовки дымковской барышни:
Материалы:
- пластиковая бутылка;
- пластилин;
- краски;
- кисточка;
- мука;
- острые ножницы.
Изготовление:
1. При помощи острых ножниц отрезать горловину у бутылки. Должна получиться заготовка для будущей дымковской игрушки.
2. Обклеить получившуюся заготовку из пластиковой бутылки пластилином. Очень важно сделать ровный и аккуратный слой без разводов и неровностей.
3. Соорудить небольшой пластилиновый шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Обязательно сделать из пластилина высокий кокошник, заплести косу, одеть венок и т.п. Не забыть про руки, а так же всевозможные дополнительные элементы: корзинка, сумочка, ведро, ребенок, самовар и т.п.
4. Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно промазать мукой, это необходимо для того, чтобы краска хорошо ложилась и не сбивалась в капли.
5. Теперь можно приступать к покраске и разукрашиванию. Перед началом разукрашивания обязательно покрасить всю фигурку в единый белый цвет. Дождаться, пока белый слой просохнет, и приступать к творческому процессу разрисовывания.
Художественная литература:
• Чтение и заучивание стихов, загадывание загадок
Изобразительная деятельность:
1. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
Цель: продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, создавать узоры с характерными особенностями городецкой росписи
2. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
Цель: учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки, закреплять умение чередовать ягоды и листья на полосе
3. Декоративное рисование на тарелочке
Цель: закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на тарелочке, используя характерные для гжели элементы узора и цвета, упражнять в рисовании кистью разными способами
4. Раскрашивание дымковской барышни
Цель: учить детей раскрашивать фигурку дымковской барышни характерными элементами дымковской росписи, закреплять умение рисовать кончиком кисточки, ватными палочками
Ручной труд:
1. Дымковская барышня
Цель: учить детей изготавливать фигурку дымковской барышни из пластиковой бутылки, обмазывать пластилином, обсыпать мукой, раскрашивать белой краской
2. Пасхальное яйцо
Цель: учить изготавливать яйцо из бросового материала, разукрашивать узорами и элементами филимоновской росписи
Презентация:
1. Выставка детских работ по теме «Декоративно-прикладное искусство России»
2. Создание альбома «Декоративно-прикладное искусство России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты...
Проект "Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка"
Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.Срок реализации: три неделиАктуальн...
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»
Актуальность и перспективность. Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.Уникальные образцы...
Проект «Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе ...
ПроектДекоративно-прикладное искусство
Познавательно – музыкальный, творческий. «Веселая ярмарка»...
Проект "Декоративно-прикладное искусство в России"
Познавательный проект "Декоративно-прикладное искусство в России" для детей старшего дошкольного возраста...