Проект «Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»
проект (старшая группа) на тему
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Проблема:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе под редакцией М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_v_patrioticheskom_vospitanii.docx | 775.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Декоративно-прикладное искусство
в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»
Ничто не скрепляет народ как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем выше его национальная
гордость и человеческое достоинство.
С.Н. Волков
Актуальность и новизна.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Проблема:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе под редакцией М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
• У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, городца, изделий народного промысла народов КБР..
• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Тип проекта: творчески – информационный
Период работы: 1 месяц
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры и культуры народов КБР посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей ;
- Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность ;
- Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь ;
- Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества ; Развитие мелкой моторики рук дошкольников
- продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, гжель, посуда народов КБР, национальная одежда народов КБР, кийизы);
- воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров
- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
- показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
- развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
- совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т.д.);
- закреплять умение лепить из пластилина декоративные изделия;
- привлекать родителей к участию в проекте.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России и КБР, как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Предмет: Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Предполагаемые образовательные результаты:
Дети:
знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
рассказывают об истории возникновения предметов творчества
составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Родители:
обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»
Обоснование результативности:
Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей:
1.Дети будут иметь представление о народных промыслах;
2.Уметь различать изделия разных народных промыслов;
3.Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
4.У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
5.Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
6.Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Содержание проекта:
1 этап: подготовительный
подбор методического и наглядного материала: «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Национальная одежда»
консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»
оформление презентации для работы с детьми «Декоративно-прикладное искусство народов России и КБР»»
2 этап: деятельностный
Проведение бесед с детьми по темам:
— «Дымковская игрушка»
— «Сказочная гжель»
— «Женский национальный костюм»
— «Мужской национальный костюм»
— «Кийизы»
— «Посуда народов КБР»
Изобразительная деятельность:
Рисование: «Дымковская нарядная барышня», «Гжельская роспись на тарелке», «Кувшин народов КБР»
Пластилинография: «Ваза гжель», «Чайник гжель», «Кувшин»
Лепка: «Дымковская игрушка: олешек»
3 этап: завершающий
1.Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»
2.Проведение итогового открытого НОД «Город мастеров – по мотивам народного декоративно-прикладного искусства»
3. Защита проекта
Формы работы:
Беседа
Подвижные игры
Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки, сказки народов КБР
Рассматривание иллюстраций
Заучивание считалок, потешек, песенок
Дидактические игры
Совместная работа с родителями, консультации
Изобразительная деятельность
Лепка «Олешек»
Пластилинография «Ваза гжель»
Пазлы «Дымковский узор», «Гжель»
Дидактическая игра «Собери разбитую статуэтку»
Мини-музей «Город мастеров»
Работа с детьми велась по следующим направлениям:
- по следам народных промыслов России;
- народные календарно-обрядовые праздники в творчестве детей;
- иллюстрирование произведений устного народного творчества.
- посещение музея изобразительных искусств;
- участив в различных выставках и конкурсах;
Работая над проектом, я тесно взаимодействовала с педагогами и провела следующую работу:
- составление плана работы, сценариев;
- семинар-практикум “Быт и одежда кабардинцев и балкарцев» ”;
- мастер-класс “ Изготовление национального ковра «Кийза» ”;
Как итог работы над проектом были проведены для детей:
- фольклорное развлечение “Ярмарка мастеров”;
- интегрированное образовательная деятельность “ Город мастеров – по мотивам народного декоративно-прикладного искусства ”.
Работа с родителями:
консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
В заключении хочется сказать, что разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.
Данный проект может быть использован в работе с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"
Познакомить детей старшей группы с их малой Родиной.Воспитывать чувство гордрсти за героизм нашего народа, чувства любви к Родине. Рассширять представления детей о родном посёлке и его достопримечател...
Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе
Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе через художественно-эстетического развитие.
Любовь к своей Родине прививается с рождения ребенка, через окружающий его мир. Через контакт с родными людьми, через игрушки, через вид из окна, это своего рода картины, которые видит ребенок е...
Общественная акция, как средство развития патриотических чувств детей дошкольного возраста
В презентации описаны актуальность, понятие данной темы, цели и задачи работы по теме, алгоритм проведения акций...
Проект-презентация по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детей с ОВЗ «Буду Родину любить»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриот...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детей с ОВЗ «Буду Родину любить»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриот...
Беседа по формированию патриотических чувств детей в средней группе
Тема«Улица, на которой я живу»Цель Пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на которой они живут, к своему дому...