Проект «Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»
проект (старшая группа) на тему

Белова Элина Валерьевна

Любовь к своей отчизне формируется  у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

 

Проблема:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе под редакцией М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Декоративно-прикладное искусство

в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»

Ничто не скрепляет народ как традиции. 
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем выше его национальная

гордость и человеческое достоинство.

С.Н. Волков

Актуальность и новизна. 

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.

Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.      

Любовь к своей отчизне формируется  у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Проблема:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе под редакцией М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

• У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, городца, изделий народного промысла народов КБР..

• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».

Тип проекта: творчески – информационный

Период работы: 1 месяц

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры и культуры народов КБР посредством народного             декоративно-прикладного искусства. 

Задачи: 

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей ;
  • Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность ;
  • Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь ;
  • Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества ; Развитие мелкой моторики рук дошкольников
  • продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка,  гжель, посуда народов КБР, национальная одежда народов КБР, кийизы);
  • воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров
  • прививать  эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
  • показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
  • развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
  • совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т.д.);
  • закреплять умение лепить из пластилина декоративные изделия;
  • привлекать родителей к участию в проекте.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России  и КБР, как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.

Предмет: Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.

Предполагаемые образовательные результаты:

Дети:

знают и называют разные  виды народного декоративно-прикладного творчества;

рассказывают об истории  возникновения предметов творчества

составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;

Родители:

обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»

Обоснование результативности:

Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей:

 1.Дети будут иметь представление о народных промыслах;

 2.Уметь различать изделия разных народных промыслов;

3.Приобретут практические умения по работе с  различными изобразительными материалами;

4.У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

5.Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

6.Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Содержание проекта:

1 этап: подготовительный

подбор методического и наглядного материала: «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Национальная одежда»  

консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»

оформление презентации для работы с детьми «Декоративно-прикладное искусство народов России и КБР»»

2 этап: деятельностный

Проведение бесед с детьми по темам:

— «Дымковская игрушка»

— «Сказочная гжель»

— «Женский национальный костюм»

— «Мужской национальный костюм»

— «Кийизы»

— «Посуда народов КБР»

Изобразительная деятельность:

Рисование:  «Дымковская нарядная барышня», «Гжельская роспись на тарелке», «Кувшин народов КБР»

Пластилинография: «Ваза гжель», «Чайник гжель», «Кувшин»

Лепка: «Дымковская игрушка: олешек»

3 этап: завершающий

1.Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»

2.Проведение итогового открытого НОД «Город мастеров – по мотивам народного декоративно-прикладного искусства» 

3.  Защита проекта

Формы работы:

Беседа

Подвижные игры

Чтение художественной литературы:  пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки, сказки народов КБР

Рассматривание иллюстраций

Заучивание считалок, потешек, песенок

Дидактические игры

Совместная работа с родителями, консультации

Изобразительная деятельность

 

Лепка «Олешек»


Пластилинография «Ваза гжель»

Пазлы «Дымковский узор», «Гжель»

Дидактическая игра «Собери разбитую статуэтку»

Мини-музей «Город мастеров»

Работа с детьми велась по следующим направлениям:

- по следам народных промыслов России;

- народные календарно-обрядовые праздники в творчестве детей;

- иллюстрирование произведений устного народного творчества.

- посещение музея изобразительных искусств;

- участив в различных выставках и конкурсах;

Работая над проектом, я тесно взаимодействовала с педагогами и провела следующую работу:

- составление плана работы, сценариев;

- семинар-практикум “Быт и одежда кабардинцев и балкарцев» ”;

- мастер-класс “ Изготовление национального ковра «Кийза» ”;

Как итог работы над проектом были проведены для детей:

- фольклорное развлечение “Ярмарка мастеров”;

- интегрированное  образовательная деятельность “ Город мастеров – по мотивам народного декоративно-прикладного искусства ”.

Работа с родителями:

консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

В заключении хочется сказать, что разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.

Данный проект может быть использован в работе с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"

Познакомить детей старшей группы с их малой Родиной.Воспитывать чувство гордрсти за героизм нашего народа, чувства любви к Родине. Рассширять представления детей о родном посёлке и его достопримечател...

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе через художественно-эстетического развитие.

Любовь к своей Родине прививается с рождения ребенка, через окружающий его мир. Через контакт с родными людьми, через игрушки, через вид из окна, это своего рода  картины, которые видит ребенок е...

Общественная акция, как средство развития патриотических чувств детей дошкольного возраста

В презентации описаны актуальность, понятие данной темы, цели и задачи работы по теме, алгоритм проведения акций...

Проект-презентация по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детей с ОВЗ «Буду Родину любить»

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриот...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детей с ОВЗ «Буду Родину любить»

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриот...

Беседа по формированию патриотических чувств детей в средней группе

Тема«Улица, на которой я живу»Цель Пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на которой они живут, к своему дому...