Проект "Декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(РКЦ – ММЦ)
Проект
на тему: «Декоративно-прикладное искусство»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
детского сада № 48
Султанова Наиля Касимовна
группа №
Одинцовский муниципальный район
2014
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
- Полное название проекта: «Декоративно-прикладное искусство».
- Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна.
- Продолжительность проекта: апрель-май.
- Тип проекта: познавательно-творческий , краткосрочный
- Участники проекта (взрослые, дети): воспитатели, родители, дети старшей группы.
- Возраст детей: 5 – 7 лет.
- Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, к творчеству народных мастеров, особенностям росписи гжели, хохломы, городецкой, дымковской игрушки..
8. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
9. Задачи проекта:
- для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве, развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
- для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.
для родителей: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Форма проведения итогового мероприятия проекта: организованная образовательная деятельность, выставка домашнего совместного творчества «Народная игрушка», создание мини-музея.
- Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в мини-музей народного-прикладного искусства»
- Продукты проекта:
- для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
- для педагогов: оформление мини-музея в группе.
- для родителей. совместное изготовление с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.
13. Ожидаемые результаты по проекту
- для детей: овладеть знаниями о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды росписи.
- для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
- для родителей: наладить более тесную связь с ребёнком.
Проблема проекта:
Детей необходимо приобщать к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Цель проекта:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, городецкой, гжельской и хохломской росписи;
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;
Актуальность проекта:
В наше время, когда привычными стали словосочетания «мне все равно», «отстань от меня», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Самый верный путь в сложившейся ситуации – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа, знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Результат проекта:
- Оформлена выставка дымковской игрушки и гжельской посуды.
- Проведена организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства».
- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.
- Оформлен мини-музей в группе.
- Создана методическая копилка по данной теме.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
План реализации проекта.
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Содержание этапов проекта |
I этап - организационный | 01.04.2014г.- 15.04.2014г. | Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта. |
II этап – продуктивный | 16.04.2014г.- 30.14.2014г. | Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки. |
III этап – презентативный | 05.05.2014г.- 15.05.2014г. | Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества». Выставка детских творческих работ по росписям. |
IV этап – итоговый | 16.05.2014г.- 27.05.2014г. | Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект. |
Выполнение проекта:
1этап- подготовительный.
Анкетирование родителей
Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.
Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Развивать у детей интерес к литературным , музыкальным и художественным произведениям.
беседы
непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве . Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий группы.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.
Подбор народных игр
Создание условий для успешной реализации поставленных задач.
Изготовление экспонатов для мини-музея
Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея .
2этап-основной
Коммуникация
Беседа «Золотая хохлома»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Художественное творчество
Рисование
«Изразцы для русской печи»
Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.
Познание, коммуникация, здоровье
Проведение дидактических игр Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.
Познание, коммуникация, здоровье.
Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре
Познание, коммуникация, здоровье
Чтение сказок, отгадывание загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков
«Чаша» Ю. Николаева
Слушание сюиты «Музыка русских узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Познание, коммуникация, здоровье
Беседа: «Мастера Гжели»
Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Художественное творчество
Рисование «Гжельская посуда»
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.
закрепить умение ритмично располагать узоры
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский
Русские народные песенки, потешки, пословицы
«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную технику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.
Проведение д/игр, подвижных игр
Д/игры:«Назови дружную семью матрешек», «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»
«Горелки», «Гори, гори ясно»
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, индивидуальные способности детей.
Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.
Беседа «Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
«Роспись доски городецким узором»
упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина
«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец. Т. Тимофеева
Сказка «Чудо-птицы»
Стихи о городце
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
3-этап заключительный.
Выставка детских работ «Красота своими руками»
Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.
Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;
Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов
Праздничное открытие мини-музея
Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;
Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея)
Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»
Социально-коммуникативное развитие.
Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.
Подвижная народная игра «Каблучок»
Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Танец с ложками в народном костюме.
Познавательное развитие.
Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народного промысла.
Цель
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.
• Беседы:
«В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Гжельское чудо».
Речевое развитие.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Заучивание стихов
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Художественно-эстетическое развитие.
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», « Городецкие доски », «Хохломские подносы».
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками .
• Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».
Физическое развитие.
Танец с ложками.
• «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Подвижная народная игра «Каблучок»
Результаты проекта:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми народно-прикладного творчества. Возрос интерес детей к народному искусству ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание расписывать бумажные силуэты росписями. А также с большим удовольствием лепили дымковских лошадок и расписали, и здесь они почувствовали себя настоящими народными мастерами.
Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности (выставка «Дымковская игрушка»)
Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Выводы:
Проект «Декоративно-прикладное творчество» показал, что в результате проделанной работы по данной теме были достигнуты положительные результаты в детских творческих работах. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, неотъемлемыми помощниками. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали. Я уверена, что совместная творческая деятельность детей и родителей дети гордились своими родителями……….
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Список литературы:
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.
1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе.—М.: Учитель, 2011.
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2012.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010.
Получить в детстве начало
эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести
чувство прекрасного, умение
понимать и ценить произведения
искусства, приобщаться к
художественному творчеству.
Н. А. Ветлугина.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005
2. Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты. /Е.В. Баринова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2012
5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М. Метенова. Ярославль: ИПК Индиго, 2011
6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987
7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013
8. В работе над проектом использовались информационные ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...
«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»
Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: · Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...