Работа на метеостанции летом.
консультация (подготовительная группа)
Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, у нас есть метеорологическая площадка. Все дети детского сада во время прогулки могут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteostantsiya_v_detskom_sadu.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Метеостанция в детском саду. Работа на метеостанции летом.
Взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер и как, наконец- то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым знаниям.
Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, у нас несколько лет есть метеорологическая площадка. Все дети детского сада во время прогулки могут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появилась возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
Цель: создать условия для развития умения детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, делать выводы, используя для этого специальные приборы;
Задачи метеоплощадки:
- Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
- Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Формировать представления о четырех частях света.
- Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного определения погоды.
- Познакомить с профессией метеоролога.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Основное оборудование метеоплощадки:
1. Термометр.
2. Ветровой рукав.
3. Дождемер.
4. Ловец облаков.
5. Природный барометр
6. Флюгер
Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно»,«тепло», «жарко». Важно научить детей определять температуру сначала на термотетрах
Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце)
Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха. Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.
Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.
Как температура воздуха зависит от солнечного тепла?
Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером. Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.
Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.
Ветряной рукав указатель направления и силы ветра, который обычно устанавливается
на аэродромах, его еще называют текстильный колдун. Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Беседа, наблюдение за ветром и измерение его скорости. Для этого можно использовать султанчики, вертушки, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча
Опыт № 1.Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Воспитатель организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.
Дождемер - служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Что такое осадки и как их измерить? Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. Беседа «Путешествие капельки». Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты круговорота воды в природе
«Ловец облаков» настолько прост в обращении, что им могут легко пользоваться дети младшего дошкольного возраста. Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды. Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков».
Упражнение №1 «Знакомимся с облаками»
Упражнение №2 «Сделай облачко из ваты»
Упражнение № 3 “Прояви фантазию и смекалку”
Педагог просит детей подойти к прибору и внимательно его изучить. После того, как дети самостоятельно ознакомятся с прибором,можно приступать к вопросам:
Какое интересное устройство придумали метеорологи! Кстати, а кто знает, кто такие метеорологи? (Ответы). Если дети отвечают не правильно или затрудняются, педагог дает верную информацию.
«Давайте подробнее рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет, какой он формы? Сколько картинок расположено на приборе? Что изображено на картинках? Этот метеоприбор нужен, чтобы наблюдать за облаками. А называется он «Ловец облаков»? А теперь давайте я вам расскажу, как мы с вами сможем поймать облака с помощью этого прибора.
Упражнение № 4 «Какие над нами облака»
С помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас! Кто хочет стать первым исследователем? Попробуй покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. А теперь наводи окошко на небо и внимательно посмотри через него. Видишь в окошке облака? Можешь нам рассказать, какие они?» А теперь посмотри на картинки на нашем «Ловце облаков» — есть ли на нем картинка облаков, которые ты видел через окошко? Покажи всем детям картинку, на которой изображены точно такие же облака, как на небе сейчас. «Ловец облаков» поможет воспитателям разнообразить занятия по изучению природных явлений и добавит в методический материал яркую краску индивидуальности.
Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света. Части света и солнце. Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую). При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доски закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоды.
«Растения - предсказатели»погоды:
1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Деревья –предсказатели:
1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
Предсказывать погоду помогают животные – барометры :
При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,
Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается
и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.
Предсказывают погоду птицы: Если вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи — к ненастью. Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду. Летом птицы купаются в пыли- к дождю. А дружно расчирикались — к потеплению.
Д/И «Народные барометры».Пословицы и поговорки о погоде. «Термометр – умный прибор», Наблюдение « Температура воздуха: утром – днем - вечером», Упражнение «Определи тип погоды», игра «Как рождается ветер»?, Практикум - Наблюдение «Сила ветра».Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета»
Рекомендации. При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.
Вывод: метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Дети имеют возможность ежедневно поиграть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей появится огромный интерес снять показание с приборов и составить прогноз погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа "Детская метеостанция"
Данная публикация является развитием ранее выполненной мною работы на тему "Ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями в условиях детского сада" и содержит в себе ход модернизации и с...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Перспективный план работы на метеостанции ДОУ.
Годовой план работы на метеоплощадке....
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА МЕТЕОСТАНЦИИ ДОУ.
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА МЕТЕОПЛОЩАДКЕ ДОУ. С ОПОРОЙ НА ДАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИ ДОУ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОГУТ СОЗДАТЬ СВОЮ МЕТЕОСТАНЦИЮ И ОРГАНИЗОВАТ...
План работы на метеостанции. Средняя группа.
Планирование занятий на метеостанции будет полезен воспитателям в работе по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....
Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»
Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...