Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
методическая разработка на тему

Мельникова Катерина Александровна

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_metodicheskoy_raboty_s_pedagogami.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г.Павлово

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

по теме:

«Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции» 

Обобщила:

Старший воспитатель

Мельникова Е.А.

г.Павлово, 2017 г.

Содержание

  1. Актуальность……………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть……………………………………………………………4

  1. Практическая часть…………………………………………………………….10

  1. Приложения:

Приложение 1. Картотека методической литературы по теме

Приложение 2. Консультация для педагогов «Метеостанция – что это?»

Приложение 3. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке

Приложение 4. Картотека дидактических игр, направленная на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции

Приложение 5. Технологическая карта «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции» выбрана мною не случайно.

Актуальность поднимаемой проблемы состоит в том, что экологическое  образование и воспитание детей – это очень  важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение  ныне живущих индивидов  могут вывести  человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их  чувства, ум, волю.

Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те  умения и знания, которые формируются у  детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств  всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.

Чтобы уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир  новых открытий педагогам необходимо использовать такой объект как метеостанция. С ее помощью у воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.

Цель : формирование у педагогов умений осуществлять интегративный подход

в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции. 

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- Определение  уровня педагогической компетентности педагогов в реализации интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции

- Подбор эффективных методов и приемов работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности  на  дифференцированной основе.

- Совершенствование воспитательно-образовательного процесса на основе использования в практике работы с детьми интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы  «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования:  проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют

программы, направленные на становление начал экологической культуры через

познание экологических закономерностей природы. В дошкольном центре за основу

взяты программы по экологическому образованию: Программа Н. А. Рыжовой

«Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной

и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с

пониманием места человека в ней. Программа С. Николаевой «Юный эколог»,

созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания

дошкольников. Программы ориентирует воспитателя на системный подход в

экологическом воспитании старших дошкольников, что нашло отражение в ее

структуре

Цель программы «Наш дом природа», воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на

развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию

целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые

представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала

экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей

среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

-  В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными

их пониманию, компонентами окружающей среды.

-  Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом

компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во

взаимосвязи.

-  Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к

предшествующим.

         «Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу

детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость

вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального

отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и

интеллектуального развития ребенка.

Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями

экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически

грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен

знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля,

но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для

здоровья.

В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

-  как нужно вести себя в природе;

-  почему нужно бережно относиться к ней;

-  как экономить природные ресурсы;

-  почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;

-  почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;

-  что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми

практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально

организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время

прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением — программно-методическая

система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном. Цель

программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания

экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в

отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой

экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на

дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых

организмов и среда, человек и среда».

Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание

дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них

ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию

экологической культуры дошкольников 2~—7 лет. Другая предназначена взрослым;

по ней осуществляется повышение квалификации воспитателей ДОУ, педагогов

дополнительного образования, других специалистов, занимающихся экологическим

воспитанием детей.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов. Раздел 1 —

элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни

живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды

жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь

растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет

Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех

ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы —

жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы

можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать,

приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел

4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития

отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются

взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6

показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны

общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

 «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому

воспитанию детей» включает в себя пять разделов: общепроблемный; основы

экологии; содержание экологических знаний для дошкольников; методика

экологического воспитания; организация работы в дошкольном учреждении. Автор

рассматривает создание специальной программы повышения квалификации

специалистов по экологическому воспитанию дошкольников как наиболее короткий

путь «экологизации мышления педагогов».

Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и

практических исследований в области экологического воспитания дошкольников,

проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования

и различных регионах России.

В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ.

В программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой во всех возрастных группах предлагает скромный набор знаний о природе, который представлен в разделах, посвященных развитию речи, расширению ориентировки детей в окружающем пространстве и трудовому воспитанию. Цель этой программы — познакомить детей (главным образом посредством наблюдений) с конкретными природными явлениями неживой природы, изменением состояния растений, животных участка детского сада в разное время года. Дошкольники учатся различать и узнавать различные живые существа, называть их. В отдельных случаях ставятся задачи учить детей видеть красоту природных явлений, устанавливать простейшие причинно-следственные связи (например: шел дождь — на земле лужи, светит солнце — лужи высыхают).

В старшей и подготовительной группах знания о природе носят сезонный характер: во все времена года дети наблюдают погодные явления, рассматривают растения, выделяют их характерные особенности, учатся выполнять различные трудовые действия на участке. Следует отметить: в этой программе дети познают разнообразие явлений и объектов живой и неживой природы, однако не устанавливают их взаимосвязь, не прослеживают зависимость жизни и состояния растений и животных от факторов внешней среды. Именно поэтому можно утверждать — ознакомление с природой в данной программе не имеет экологической направленности.

Обращает на себя внимание раздел трудового воспитания, в котором фактически в каждой возрастной группе ставятся большие задачи формирования у детей трудовых умений и навыков. Детей приучают ухаживать за животными уголка природы, привлекают к уборке в аквариуме, к чистке клеток, возделыванию клумб и огорода, к подкормке птиц в зимнее время, учат поливать, протирать, рыхлить комнатные растения. При этом особое внимание сосредоточивается на правильном использовании детьми орудий труда, правильном выполнении действий лейкой, лопатой, палочкой для рыхления и пр. Труд в природных условиях рассматривается, главным образом, как деятельность с оборудованием, а не как процесс создания и поддержания жизненно необходимых условий для живых существ. Можно сделать общее заключение: детским садам, работающим по программе М.А.Васильевой и желающим заниматься экологическим воспитанием дошкольников, следует дополнительно использовать одну из парциальных экологических программ.

Однако ни в одной программе не указываются средства для реализации задач экологического воспитания дошкольников в процессе работы на метеостанции, что послужило для выбора темы моей программы самообразования.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе работы на метеостанции  необходима подготовленность педагогов к решению данной проблемы, которая предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности.

Мной было проведено наблюдение за педагогами во время совместного посещения с детьми объекта «Наша метеостанция». Результаты  данного наблюдения  позволили дифференцировать педагогов на следующие группы:

Первая группа (молодые педагоги) (44%) -  это молодые педагоги с низким уровнем педагогической компетентности, требующие к себе усиленного внимания и индивидуального сопровождения, нуждающиеся в системном контроле и оказании помощи 

Вторая группа (опытные педагоги) (56%) –  это педагоги  с высоким уровнем профессиональной компетентности, работающие самостоятельно и творчески,  имеющие большой стаж работы

Такое распределение позволило определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.

Мной была составлена технологическая карта работы с педагогами, которая определялась следующим содержанием

  1. Подбор методической литературы по данному вопросу
  2. Консультации для педагогов «Метеоплощадка – что это?»
  3. Организация объекта «Наша метеостанция»
  4. Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке
  5. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции

С целью оказания помощи молодым педагогам в повышении их профессиональной компетентности возникла необходимость в проведении таких форм работы как: мини-лекции, консультации, изучение методической литературы

        На первом этапе мной была составлена картотека литературы по теме самообразования.  Она дает возможность педагогам понять теоретические основы экологического воспитания детей.

На втором этапе мной была проведена консультация для педагогов «Метеоплощадка – что это?». Данная консультация помогла понять воспитателям, что такое метеостанция и для чего она нужна. В ходе данной консультации вместе с педагогами мы пришли к выводу о том, что нам необходимо создать объект «Наша метеостанция». Я познакомила воспитателей с объектами, которые мы можем на ней разместить:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр - для изменения температуры воздуха.

Флюгер  - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит ля измерения количества осадков.

Солнечные часы – служат для определения времени.

Ветряной рукав – служит для определения силы ветра.

После чего мы распределили, кто за какой объект будет отвечать. Было выбрано место, где разместиться наша метеостанция. Когда объекты были готовы, мы установили их на нашей площадке. Таким образом, у нас появился объект «Наша метеостанция».

Для того, чтобы педагогам было удобно планировать свою работу с детьми на метеостанции, мной было разработано перспективное планирование с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный перспективный план был разработан на учебный год: с октября по август. Он включает в себя следующие темы:

  1. «Экскурсия на метеоплощадку». Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.
  2. «Чем измерить скорость ветра?». Цель: Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.
  3. «Что такое дождеметр?». Цель: Познакомить детей с дождемером, научить работать с дождемером.
  4. «Изготовление анемометра». Цель: Учить детей изготавливать анемометр
  5. «Какие бывают термометры?». Цель: Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр)
  6. «Что такое барометр». Цель: Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.
  7. «Организация систематического наблюдения на площадке». Цель: Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование  наблюдений и результатов.
  8. «Изготовление флюгера». Цель: Учить изготавливать флюгер
  9. «Что такое компас». Цель: Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.
  10.  «Работа на метеоплощадке». Цель: Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.

Перспективное планирование предполагает использование самых различных форм организации детей: это и экскурсии, и ручной труд, и наблюдения, а также игровые упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.

Также мной была разработана картотека дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений  детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции.

Данная картотека может быть использована педагогами в организации работы с детьми на метеоплощадке.

Она включает в себя разнообразные игры такие, как «Назовите погодное явление», «Прогноз погоды», «Термометр – умный прибор», «Ходят капельки по кругу», «Бюро прогнозов» и т.д.

Данная работа позволяет осуществить реализацию принципа интеграции образовательного процесса по пяти образовательным областям:

Образовательная область

Интеграция задач и содержания психолого-педагогической работы

Физическое развитие

Организация педагогами  подвижных игр, способствующих развитию у детей физических качеств

Социально-коммуникативное развитие

Организация педагогами условий для творческого использования детьми полученных знаний (сюжетные игры «Метеорологи»)

Познавательное развитие

Использование педагогами объектов метеоплощадки для расширения знаний о явлениях природы, о влиянии природных объектов на живую и неживую природу, наблюдения за чистотой осадков и т.д.

Речевое развитие

Обогащение словарного запаса детей за счет введения в него новых слов: названия объектов, заучивание потешек, поговорок, пословиц

Художественно-эстетическое развитие

Использование педагогами НОД по изобразительной деятельности для пополнения альбомов «Погода», «Времена года» и т.д.

                                                                                                                 

Данный опыт работы  позволил:                                                                                                       1)обеспечить систему организации работы педагогов по экологическому воспитанию старших дошкольников в процессе работы на метеостанции                                    

2) повышение интереса детей к посещению объекта «Наша метеостанция».

Разработанные мной перспективный план работы и картотеки дидактических игр позволяют систематизировать работу педагогов ДОУ, которые будут их использовать в своей работе. Я считаю, что данный материал поможет педагогам   организовать образовательный  процесс в форме увлекательной, совместной партнерской деятельности с детьми, которая будет способствовать их разностороннему развитию.

Данная работа позволяет достичь следующих эффектов:

- у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам экологического воспитания дошкольников в процессе работы на метеостанции. Педагоги стали чаще посещать данный объект совместно с детьми, что говорит об их заинтересованности данной темой работы.

- повышения качества построения образовательного процесса по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции

- вовлечение родителей в образовательный процесс

Мной были опубликованы материалы:

-  в районной газете «Павловский металлист» - статья «Юные синоптики»

- в научно-практическом журнале «Детский сад от А до Я» - статья «Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе работы на метеостанции»

- на личном сайте ns.portal.ru   - статья «Перспективный план работы на метеоплощадке с детьми старшего дошкольного возраста»

Используемая литература:

1. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. – 2005. - № 8. – С. 63-65.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.

4. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. МарудоваЕ.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.:Детство-пресс,2010.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6. С. 19.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г.Павлово

Картотека методической литературы по экологическому воспитанию старших дошкольников в процессе работы на метеостанции

Составила: старший воспитатель

Мельникова Е.А.

1. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. – 2005. - № 8. – С. 63-65.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.

4. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. МарудоваЕ.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.:Детство-пресс,2010.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6. С. 19.

Приложение 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г. Павлово

Перспективный план работы на метеостанциис детьми старшего дошкольного возраста

Разработала: старший воспитатель

Мельникова Е.А.

Месяцы

Название мероприятия

Цель мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

Экскурсия на

метеоплощадку

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.

Экскурсия на метеоплощадку

Беседа с детьми, загадки, дидактическая игра «Назовите погодное явление».

Октябрь

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.

Занятие на метеоплощадке

Дидактическая игра «Как появляется ветер»?

Ноябрь

Что такое дождемер?

Познакомить детей с дождемером, научить работать с дождемером

Занятие с детьми на метеоплощадке.

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Декабрь

Изготовление анемометра.

Учить детей изготавливать анемометр

Ручной труд.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Январь

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр)

Экологическая лаборатория

Дидактическая игра «Термометр – умный прибор»

Февраль

Для чего нужен барометр?

Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.

Занятие с детьми на метеоплощадке

Поговорки и пословицы о погоде.

Март

Организация систематического наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование  наблюдений и результатов.

Наблюдение «Взаимосвязь  таяния снега и солнечной погоды».

Апрель

Изготовление флюгера

Учить изготавливать флюгер

Ручной труд.

Упражнение «Определите тип погоды»

Дидактическая игра «Солнышко сияет ярко».

Май

Что такое компас.

Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.

Экскурсия с детьми в лес.

Дидактическая игра «Что такое компас?»

Июнь

Июль

Август

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке,

фиксация результатов наблюдений. Подведение итога работы за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"

Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...

Презентация на тему "Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

«Организация методической работы с педагогами в образовательной организации»

Предлагаю вашему вниманию свою систему методической работы, которая помогает мне организовывать мероприятия в МБОУ «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» дошкольном отделении де...