МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА МЕТЕОСТАНЦИИ ДОУ.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА МЕТЕОПЛОЩАДКЕ ДОУ. С ОПОРОЙ НА ДАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИ ДОУ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОГУТ СОЗДАТЬ СВОЮ МЕТЕОСТАНЦИЮ И ОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМНУЮ РАБОТУ НА НЕЙ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мартынова Анна Ильинична,
воспитатель,
МАОУ СП Гимназия №93 г.Челябинска, г.Челябинск.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА МЕТЕОСТАНЦИИ ДОУ.
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать!
Стремясь активизировать познавательный интерес дошкольников, разнообразить процесс наблюдения за явлениями природы, мною был задуман проект метеостанции ДОУ, как части экологической тропы, как опорной площадки для наблюдений в природе. Реализация данного проекта была бы невозможна без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, без их помощи в реализации материальных объектов- измерительных приборов.
Открытие метеостанции на территории ДОУ помогло взглянуть на процесс наблюдений за погодными явлениями под другим углом и, несомненно, вызвало огромный интерес со стороны всех воспитанников, а также их родителей. Наличие метеостанции несёт огромную побудительную и просветительскую роль, служит большим подспорьем в работе педагогов ДОУ.
Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами: во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию; во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; в-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.
Задачи:
Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Познакомить детей с приборами –помощниками: компасом, термометром, барометром, снегомером, дождемером, гигрометром, флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами;
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
Познакомить с профессией метеоролога или синоптика
Рекомендации по организации работы:
-изучение и наблюдение явлений природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду,
- наблюдение интересных явлений (например: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.)
- знакомить детей с приборами для наблюдения за погодой, обращать внимание на интересные факты, помогать сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы,
-предложить сделать отметки в календаре погоды.
«Метеостанция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Наблюдение за ветром. Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.
На своей метеостанции мы используем метеоприбор- ветровой рукав, вертушки. Ветровой рукав позволяет определить силу ветра: штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
Бесприборные наблюдения за ветром: для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
Метеобудка. Метеобудка служит для размещения метеоприборов. Метеобудка устроена особым образом, чтобы защищать приборы измерения от прямого воздействия температуры и осадков. Здесь размещены термометр и барометр.
Наблюдение за температурой воздуха. Термометр. Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.
Барометр. Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе.
У нас используется влагомер: наглядно дети могут видеть и определить влажность воздуха по упрощенной шкале: сухо-норма-влажно.
Наблюдение за выпадением осадков. Осадкомер – это прибор для измерения количества осадков. Дети наглядно видят были ли сегодня осадки, какие: снег/дождь, могут в сосуде, куда стекают осадки определить количество.
Наблюдение за небом. Определение облачности. Ловец облаков- прибор позволяющий определить наличие облаков на небе, а также определить к какому виду относятся облака, будет ли дождь.
Солнечные часы. Устройство для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату. Гномон - вертикальный столбик, тень от которого служит своеобразной стрелкой. Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Указатель, т.е. тот край гномона, тень которого указывает время, всегда направляют на полюс мира. Высота указателя – это угол, под которым указатель наклонен к циферблату, а центр циферблата (точка, из которой радиально расходятся часовые линии) – это точка пересечения указателя с плоскостью циферблата. Узел – это особая точка на указателе, тень от которой используют для отсчета высоты, склонения и азимута, а также времени.
Лавочка и столик. Уютный уголок на метеоплощадке с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.
Меловой стенд. Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.
Я рекомендую педагогам: рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.; показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее; прикрепите плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы. Дети адаптируются к обучающей среде, которая их ожидает в школе.
Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно наши воспитанники проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности: − определяют температуру воздуха в тени и на солнце; − измеряют количество осадков с помощью дождемера; − снимают показания барометра; − с помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал; − с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра; − выставляют показания на стенде–календаре; − делают прогноз погоды на текущий день; − сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп; − изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу; − определяют погоду с помощью растений–синоптиков.
Список литературы:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет:практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.-159с.
- Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для восп.. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
- Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
- Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду
Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...
Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...
Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями
Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....