Консультация для педагогов ДОУ "Как разработать программу для работы с родителями"
консультация
Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kak_razrabotat_programmu_raboty_s_roditelyami_20180918t144808.docx | 106.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Консультация для педагогов ДОУ на тему:
«Как разработать программу работы с родителями»
Подготовил: старший воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 17 с.Воронцовка МО Ейский район
Бут Олеся Сергеевна
с.Воронцовка, 2021 г.
Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.
Чтобы составить план работы с семьями, выполните пять шагов:
Шаг 1. Установите цели и задачи работы.
Шаг 2. Определите участников программы.
Шаг 3. Определите временные рамки и интенсивность работы.
Шаг 4. Запланируйте мероприятия, чтобы решить каждую задачу.
Шаг 5. Сформулируйте критерии, по которым будете оценивать результаты программы.
Шаг 1. Установите цели и задачи работы. Важно понимать, с какими входными данными вы имеете дело, и какие изменения хотите получить от реализации программы. Показатели, которые надо учесть при планировании работы с семьями, – в таблице 1.
Таблица 1. Показатели, которые надо включить в план работы с семьями
Показатель | Подробнее |
Возраст детей | Четыре этапа, через которые проходят дети: – ранний возраст (1–3 года); – младший дошкольный (3–4 года); – средний дошкольный (5 лет); – старший дошкольный (6–7 лет). Нормативные возрастные кризисы: год, три года, семь лет |
Периоды адаптации | Есть или нет адаптация к садику, готов ли |
Особенности развития детей | Благополучное личностное и познавательное развитие; отдельные нарушения развития; сочетания нарушений развития |
Достижения детей | Любые положительные результаты в коммуникативной, эмоциональной |
Трудности детей | Любые трудности в коммуникативной, эмоциональной и познавательной сферах |
Контингент родителей | Вовлеченные, социально благополучные; разные по вовлеченности и благополучию; |
Запросы участников воспитательного процесса | Чего ожидают от вас семьи (жалобы и пожелания, результаты анкетирований); чего ожидает от вас администрация ДОО (указания руководства, стратегические задачи детского сада) |
Подумайте над результатами, которые хотите получить от плана работы с родителями. Примеры таких результатов – на рисунке 1 (запишите формулировки в свою рабочую программу).
Рисунок 1. Каких результатов ждать от программы работы с семьями
Соотнесите входные данные и желаемые изменения. На основе этого сформулируйте цель и задачи работы. Цель описывает результат, на который вы направите работу. Задачи описывают последовательные шаги, которые нужно совершить, чтобы достигнуть цели, а также проблемы на пути к цели.
Пример
Какие цели и задачи можно закрепить в плане работы с родителями
Перенесите готовые формулировки в свою рабочую программу.
Цель программы: повысить качество сотрудничества семьи и ДОО, уровень психологического и социального развития детей.
Задачи программы:
– выявить типичные психологические и социальные затруднения детей;
– собрать информацию о факторах, влияющих на поведение и состояние воспитанников;
– предоставить родителям воспитанников сведения о затруднениях детей и факторах, влияющих на них;
– выявить запросы семей по формам и направлениям помощи от детского сада;
– организовать родительские собрания (семинары, мастер-классы, практикумы и проч.) для обсуждения способов помощи детям;
– инициировать психолого-педагогический консилиум по поиску средств оптимизации развития у детей, имеющих стойкие трудности в поведении и общении.
Шаг 2. Определите участников программы. Оцените кадровые, технологические, материальные возможности ДОО, возможности семьи. Кто должен, а кто может входить в число участников рабочей программы, смотрите в таблице 2.
Таблица 2. Обязательные и возможные участники рабочей программы воспитателя
Обязательные участники программы | Возможные участники программы |
Воспитатель Родители детей | Дети. Администрация (заведующий, заместители). Социальный педагог, педагог-психолог. Логопед, дефектолог. Уполномоченный по правам участников образовательных отношений. Тьютор. Библиотекарь, медицинский работник, вожатый. Представители службы опеки и попечительства. Представители управляющего совета ДОО. Педагоги дополнительного образования |
Шаг 3. Определите временные рамки и интенсивность работы. Решите, сколько по времени собираетесь реализовывать рабочую программу в целом и ее отдельные задачи.
Справка
Общий срок для реализации рабочей программы
Обычно с программой работают один учебный год. По итогам года надо оценить достигнутые результаты и подготовить следующую программу.
Удобнее всего планировать свое время так: распределите задачи по кварталам и по месяцам. На начало и конец учебного года назначайте мероприятия, которые информируют родителей по общим проблемам воспитания и развития. Мероприятия по частым воспитательным вопросам равномерно распределите по остальным месяцам. Желательно проводить по одному мероприятию с семьями в месяц.
Правильный ответ на вопрос из теста по теме
Как спланировать работу с семьями, если дети в группе постоянно конфликтуют?
Правильный ответ: планируйте работу по проблеме с наибольшей интенсивностью. С родителями желательно встречаться раз в два месяца.
Шаг 4. Запланируйте мероприятия, чтобы решить каждую задачу. Вернитесь к списку поставленных задач и определите, какой характер носит каждая задача. Подумайте, какие действия вам нужно предпринять, чтобы решить задачу. Ориентируйтесь на таблицу 3.
Таблица 3. Характер задач воспитателя и действия, которые надо предпринять
Характер задачи | Что нужно сделать |
Диагностический | Определить, выявить, сравнить |
Просветительский | Рассказать, показать, повысить уровень знаний, познакомить |
Развивающий | Научить, сформировать, повысить навыки, скорректировать |
Профилактический | Предупредить, не допустить, ослабить и снизить негативные факторы, повысить позитивные факторы |
Организационный | Скоординировать, раздать, заполнить документы, своевременно выполнить |
Когда определились с конкретными задачами, выберите мероприятия, которые помогут эти задачи решить. Поможет таблица 4.
Таблица 4. Мероприятия для разных направлений работы воспитателя
Вид работы | Мероприятия |
Педагогическая диагностика | Анкетирование, опросы, наблюдение, диагностические срезы, мониторинг, анализ динамики. Сравнение полярных групп воспитанников – например, адаптированных |
Психолого-педагогическое просвещение | Родительские собрания, лекции, выступления специалистов, презентации, стенды, памятки, информация на ДОО, дни открытых дверей, открытые занятия |
Развивающая работа | Мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, деловые игры-дискуссии для развития знаний |
Профилактическая работа | Групповые и индивидуальные беседы, родительские собрания и семинары, работа через сайт ДОО, совместные досуговые мероприятия |
Организационная работа | Работа через сайт ДОО, родительские собрания |
Чтобы выбрать способ работы с семьей, опирайтесь на результаты, которых хотите достичь. Разобраться в этом поможет таблица 5.
Таблица 5. Варианты работы воспитателя с семьями воспитанников
Желаемые результаты | Что поможет достигнуть результатов | Как работать с семьей |
Конкретные навыки и умения (предметные результаты | Тренировка навыков | Рассказывайте родителям и несформированных навыках дошкольника. Обучайте техникам, которые помогут развить навыки |
Способность рассуждению (метапредметные результаты) | Систематичные размышления взрослого | Создайте условия |
Эмоциональное состояние, мотивация, коммуникативные умения (личностные результаты) | Развитие благополучных отношений между взрослыми и детьми | Пропагандируйте психологически здоровые конструктивные отношения. Обучайте семью приемам гармоничного воспитания. Проводите профилактику насилия. Транслируйте уважительное отношение к детям. Привлекайте педагога-психолога, если работаете |
Шаг 5. Определите критерии, по которым будете оценивать результаты программы. Оцените результаты программы сами. Проанализируйте, что думают о вашей работе родители воспитанников. Выберите три–четыре критерия, чтобы определить, насколько эффективной оказалась ваша программа. Примеры критериев – на рисунке 2.
Рисунок 2. Критерии, по которым можно оценить результаты программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов детских садов, для совместной работы с родителями.
Каждый воспитатель детского сада должен знать как правильно выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников. Несколько примеров о том, как это правильно сделать. Что входит в о...
Консультация для педагогов "Использование мобильных мессенджеров в работе с родителями"
Рекомендации педагогам по использованию мобильных мессенджеров...
Консультация для педагогов " Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"
Консультация для педагогов на тему "Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"...
Консультация для педагогов «Применение мобильных приложений в работе с родителями при организации дистанционного обучения дошкольников»
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возмо...
Консультация для педагогов на тему «Современные формы работы с родителями по обучению детей ПДД»
ДЖля педагогов...
Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...
Консультация для педагогов "Маршрут выходного дня в работе с родителями дошкольников"
Консультация для педагогов "Маршрут выходного дня в работе с родителями дошкольников"...