Консультация для педагогов "Маршрут выходного дня в работе с родителями дошкольников"
материал

Аксенова Наталья Александровна

Консультация для педагогов "Маршрут выходного дня в работе с родителями дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya.pptx173.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Белоснежка» Консультация «Маршрут выходного дня в работе с родителями дошкольников» Подготовила : Аксенова Н.А.

Слайд 2

Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Слайд 3

Одно из направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня». Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. "Маршрут выходного дня" - один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Слайд 4

В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Каждый маршрут может быть обзорным, тематическим, например посвященным жизни и творчеству деятеля искусства или конкретному театру («Детский кукольный театр»), филармонии, или одному из видов искусства в определенный период времени. Экскурсии можно проводить по историческим, интересным местам, архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе. Основными объектами осмотра являются памятники, скульптуры (исторические и современные), а также музейные материалы о них.

Слайд 5

Архитектурные и градостроительные маршруты. Экскурсии можно проводить по историческим, интересным местам, архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе. Основными объектами осмотра являются памятники, скульптуры (исторические и современные), а также музейные материалы о них. Маршруты построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях.

Слайд 6

Технические маршруты. Проводятся на постоянных и временных технических выставках, где освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные маршруты на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, пожарные части, в аэропорты, вокзалы и т.д. Являются не только формой получения общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Большую роль в этих маршрутах играет занимательность, живость изложения материала, однако это не снимает вопрос о научности такого маршрута.

Слайд 7

Исторические маршруты. Основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они раскрывают исторические закономерности, показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях края.

Слайд 8

Литературные маршруты. Характерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также для исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни и творчестве писателей, поэтов.

Слайд 9

Примерная тематика маршрутов: 1. Улицы и площади 2. Памятники и скульптуры округа и города 3. Музеи и выставочные залы города 4. Город в разные времена года 5. Событийные маршруты 6. Оздоровительные маршруты 7.Краеведческий музей 8. Зоопарк 9. Маршрут по улицам города 10.Самые красивые места 11. Боевая Слава нашей малой родины 12. Профессия моих родителей 13. Чем славиться моя малая родина

Слайд 10

Выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Ребенок узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу на природе. Даже во дворе совместная прогулка приносит ребенку радость: катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем. Отлично проведенные выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребенку, как он важен для родителей, формирует его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям. Для взрослых семейная прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.

Слайд 11

Психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов. - Направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки. - Об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми - Об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки

Слайд 12

Разработка маршрута включает в себя: - определение логистики маршрута - отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком - подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком - определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки) - оформление «маршрута выходного дня»

Слайд 13

Внедрение в практику «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями: - информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы - получение обратной связи в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми фотографий, буклетов с места посещения, мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал) - в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции: оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков - трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление выставок

Слайд 14

Алгоритм подготовки маршрута выходного дня: 1.Определение вида маршрута, темы маршрута. Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Способ маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный)

Слайд 15

2. Отбор и изучение объектов В качестве объектов могут быть выбраны: - памятные места, связанные с историческими событиями - здания и сооружения, мемориальные памятники, природные объекты - экспозиции музеев, галерей, выставок - памятники архитектуры, искусства и др. 3 . Критерии оценки объектов для включения в маршрут: - познавательная ценность, - известность объекта, необычность - выразительность объекта - сохранность объекта - местонахождение объекта - доступность и безопасность

Слайд 16

4. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута (для взрослых и для детей) Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR -кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.

Слайд 17

5. Требования к тексту: - краткость - четкость, содержательность - соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста - объективная оценка показываемых объектов - сформулированная точка зрения на события и факты

Слайд 18

6. Литературные произведения Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.

Слайд 19

7. Игры Подбор игр осуществляется исходя из темы и вида маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.

Слайд 20

8. Маршрут не должен заканчиваться Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.

Слайд 21

Оформление «маршрута выходного дня» «Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационного материала (памятки, буклеты и т.д.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей. Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями. Краткая информация дополняется QR -кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.

Слайд 22

Структура оформления «маршрута выходного дня» Маршрут «…» Рекомендуемый возраст ребенка: Содержание маршрута: 1. Что рассмотреть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…», «Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку …», «Рассмотрите с ребенком…» и т.п.) 2. Что рассказать (прочитать) ребенку. (При оформлении маршута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребенку …», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.) 3. Какие вопросы задать ребенку (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка…», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.) 4. В какие игры поиграть с ребенком (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.) 5. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребенком) после прогулки. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «После прогулки предложите своему ребенку...(нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать)», «Сделайте вместе с ребенком»

Слайд 23

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки: 1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы т.д., позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания 2.Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста 3. Иг7ры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте 4. Примерные вопросы для беседы с ребенком об объектах на маршруте 5. Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.д.)

Слайд 24

Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» - время работы (музея, библиотеки и т.д.) - стоимость билета (при необходимости) - как добраться (карта, схема проезда и т.п.) - сайт (если социальный объект) - что с собой взять (при посещении природного объекта) - потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.)

Слайд 25

Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня» - название памятника - местонахождение памятника (город, улица и т.д.) - дата открытия памятника, сведения об авторе - описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.) - историческое событие (личность), которому посвящен памятник - фотография, рисунок или план памятника

Слайд 26

Примерная схема описания природоведческого объекта для включения в «маршрут выходного дня» - название - местонахождение объекта (площадь, животный мир, растительность, почва и т.д.) - ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная) - значение объекта (местное, районное, областное, всемирное) - использование объекта - перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта - схема, план, фотография объекта

Слайд 27

Подготовительный этап: - Выбор темы проекта, постановка целей и задач - Изучение литературы по теме проекта - Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта - Изучение имеющихся условий для проведения прогулок - Анкетирование родителей (анкетирование с целью изучения информации о том, как дети проводят выходные дни, чем они заняты, знают ли родители, в какие игры играют их дети. Знают ли сами родители подвижные игры) - Информирование родителей об идее проекта и совместная разработка плана проведения, форм и методов реализации прогулки - Подбор консультативного материала для родителей - Беседы с детьми о проведенных выходных - Подборка комплекса подвижных игр для детей и их родителей на улице - Подбор и создание презентаций - Создание плана-маршрута совместной прогулки - Выход на социальные институты

Слайд 28

Маршрутная карта прогулки: - выбор маршрута семейной прогулки - уточнение возможностей родителей, учет их предложений по организации и проведению прогулки выходного дня

Слайд 29

Алгоритм разработки Маршрута: 1. Обозначить тему, цель и задачи Маршрута 2. Наметить Маршрут с соблюдением безопасности следования 3. Представить информацию об объекте (объектах) Маршрута на информационном стенде, индивидуальных консультациях, в личных контактах, в социальных сетях, на официальном сайте 4. Познакомить детей и родителей с предстоящим Маршрутом посредством листовок, брошюр, объявлений, в которых указываем авторов стихотворений, рассказов, приводим энциклопедические и архивные данные 5. Определение желаемого результата, творческого отчета 6. Рекомендуем родителям и детям поделиться впечатлениями о пройденном Маршруте

Слайд 30

Сбор информации и работа с полученными результатами 1. Заслушивание рассказов детей и взрослых, рассматривание фото и видеоматериалов 2. Организация выставок, проведение конкурсов детского творчества, фотовыставок из предоставленного материала 3. Демонстрация презентаций и фотоколлажей на общих родительских собраниях и на сайте детского сада 4. Анализ предложений и пожеланий родителей, педагогов, детей на перспективу 5. Популяризация образовательных маршрутов выходного дня через педагогические советы, семинары и методические объединения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в работе с родителями» (из опыта работы)

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие    возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовле...

Консультация «Как провести выходные дни с детьми» для родителей старшей группы

Консультация «Как провести выходные дни с детьми» для родителей старшей группы...

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников».

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»  «Каждый участник образовательного  процес...

Консультация "Использование кейс – технологии в работе с родителями дошкольников"

Кейс-технология – это практико - ориентированная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,...

Консультация для родителей на тему: "Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников"

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Создание единого информационного образовательного пространства д...