Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
методическая разработка (старшая группа)
Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2020-2021 учебный год
Воспитатель: Кабанова Л.И.
/старшая группа/
Индивидуальный образовательный маршрут
Возраст ребенка: 5 лет
Ф.И. ребенка: Дмитрий С.
Ф.И.О. мамы: С.В.П...; образование: среднее; возраст: 30 лет, домохозяйка.
Ф.И.О. папы: С.К.В..; образование: высшее; возраст: 32 года, МГОК.
Состав семьи: Семья полная. Ребенок проживает с папой и мамой. Имеет стабильный средний материальный доход.
Тип семьи: Благополучная. Воспитанием занимаются папа, мама, бабушка.
Дата начала ИОМ 22.08.2020 года
Количество занятий в неделю: 2 занятия по 25 минут
Сведения о ребенке
Группа здоровья __II__
Ведущая рука: правая.
Психические функции и социальное поведение ребенка 5 лет
Показатели | Соответствует норме | С отклонениями | ||
5 лет | ||||
I. | Мышление и речь. Специальные задания | Выполняет классификации «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Отмечен достаточно высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5 – 6 частей. Умеет составить рассказ по картинке из нескольких предложений. Представления о количестве сформированы. Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе. | «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие и домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения. Может пересказать прочитанную сказку, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему. | |
II. | Моторика. Специальные задания | Ведущая рука — правая. Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой. Одевается и раздевается самостоятельно. | Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия. Координация движений пальцев нарушена, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. | |
III. | Внимание и память. Специальные задания | Стихи, соответствующие возрасту, запоминает медленно, после многих повторений, но, в целом, успешно. | Невнимателен, рассеян, часто «отключается». Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 4 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их. | |
IV. | Социальные контакты. Наблюдение, опрос | Активен, общителен. Умеет играть с другими детьми, легко идет на контакт, не ссорится и соблюдает правила игры. | Платон демонстративен. У ребенка отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ним занимаются воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе. | |
V. | Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений эмоционального, психомоторного характера. |
Отношение к занятиям: темп деятельности быстрый, но хаотичный; принимает помощь словесную, стимулирующую; затруднения преодолевает в зависимости от ситуации и настроения: может бросить работу, может обратиться к воспитателю, иногда самостоятельно ищет выход.
Характеристика деятельности
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, испытывает трудности в завязывании шнурков; может самостоятельно пользоваться столовыми приборами, есть и пить; умеет убирать свои вещи и заправляет кровать, имеет представления о ЗОЖ.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры: строитель, конструктор, мозаика, рисование, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, поведение в конфликтной ситуации-может обидеться и отстраниться, отражает свой опыт в игре, но много воображает, умеет поддержать игру. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетно-ролевого поведения.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.
Изобразительная деятельность: у Дмитрия не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками. В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали (брови, пальцы). В рисунке использует всего 3 цвета.
Выводы и рекомендации из заключения на Дмитрия (5 лет)
Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к деятельности ребенка.
Цель ИОМ: создание условий для коррекции познавательного и личностного развития ребенка.
Задачи индивидуального развития ребенка:
- формировать пространственно-временные представления и совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;
- способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице;
- продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения.
- организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;
- формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Дмитрия С.
Реализация ИОМ Срок реализации, режим занятий | Специалист | Направление работы | Основное содержание | Работа с родителями, рекомендации | Ожидаемый результат | Отметка о продвижении в развитии |
Сентябрь | Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра | Диагностика, мониторинг, анкетирование, анамнез ФР, НПР, СА | Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики | Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка, представление разработанного ИОМ ребенка, необходимость выполнения домашних заданий в тетради ребенка. | Разработка и планирование ИОМ | |
Октябрь-декабрь, 2 раза в неделю по 25 минут или ежедневно по 10-15 мин. (в детском саду и дома) | Воспитатель | Развитие любознательности, широты интересов, формирование познавательной и исследовательской сферы деятельности. Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка Развитие игровой деятельности | Чтение художественной литературы, Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах); «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; беседа «Я мамочку люблю- я всегда ей помогу», дидактическая игра «Правила поведения в общественных местах». «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни; «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками; Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков; В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию; Сюжетно-ролевые – игры: «Семья», «Больница», «Мастерская», «Магазин». | Индивидуальная консультации: «Особенности развития ребёнка 5 лет», «Как заинтересовать ребенка», «Формирование привычки к здоровому образу жизни». Участие в проектной деятельности: Сбор информации о жизни диких животных осенью, подготовка к празднику «День матери» (стихи, интервью) Индивидуальные беседы: «Словесные формы позитивной оценки действий ребенка», «Создание условий дома для творчества», Создание семейного фотоколлажа «Как я помогаю маме». Консультация «Учимся сочувствовать и сопереживать», Оформление информационных бюллетеней «Секреты здоровья», Семинар «Неразлучные друзья - взрослые и дети» (совместные познавательные игры). Индивидуальные беседы. Активное участие в творческих конкурсах. Консультация «Учимся сочувствовать и сопереживать». Консультации: «Чем играет ребенок?», «Воспитываем добротой», «Играем вместе». Сбор предметов –заместителей для с/р игр. Создание сенсорного центра дома. Индивидуальные художественные задания. | Развитие любознательности, стремление к познанию, получение удовольствия от результата своей работы. Развитие положительно-эмоциональной сферы ребенка, памяти, внимания, мышления, стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, развитие внимания, памяти, создание ситуации успеха и веры в свои силы. Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, развитие памяти, мелкой моторики руки, эмоциональной сферы, творческих способностей, создание ситуации успеха. | Улучшились способности классифицировать, структурировать, систематизировать; Ребенок использует в речи новые слова, рассказывает сверстникам о том, что узнал; демонстрирует чтение стихотворения наизусть; с тал увереннее в своих силах. Ребенок стал проявлять интерес к новым совместным играм со сверстниками, стал смелее и увереннее выражать свои мысли и желания. Стал с желанием помогать маме по дому. Ребенок стал правильно строить предложение, меньше путаться в словах, высказывать свою мысль до конца. Обогатился активный словарь. Приносит рисунки из дома. Ребенок стал концентрировать внимание на длительное время на одном объекте, стал проявлять интерес к сюжетно-ролевым играм, стал проявлять интерес к художественному творчеству. |
Декабрь | Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. | Промежуточная диагностика, мониторинг. | Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики. | Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка, необходимость выполнения домашних заданий в тетради ребенка. | Планирование ИОМ ребенка на второе полугодие. | |
Январь-май, 2 раза в неделю по 25 минут или ежедневно по 10-15 мин. (в детском саду и дома) | Воспитатель | Развитие любознательности, широты интересов, формирование познавательной и исследовательской сферы деятельности. Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка Развитие продуктивной деятельности Развитие игровой деятельности | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков; Дидактические и подвижные коллективные игры; Оформление фотогазеты о совместном мероприятии «Как мы отдыхали на даче»; Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала); Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»; Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе); Игры - драматизации, трудовая деятельность (различные виды труда). | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. Оформление фотогазеты о совместном мероприятии «Как мы отдыхали на даче». Участие в творческих городских выставках: «Правнуки Победы», «Жемчужина КМА», «Страна Детства». | Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, развитие внимания, памяти, творческих способностей, создание ситуации успеха и веры в свои силы. | Ребенок может рассказать небольшой рассказ о себе, умеет выразительно прочитать стихотворение наизусть, умеет пересказать небольшую сказку, умеет застегивать пуговицы, умеет систематизировать, классифицировать и обобщать, умеет нарисовать рисунок со сложным сюжетом, умеет планировать игру, выбирать самостоятельно роль, уверенно чувствует себя в коллективе сверстников. |
Май | Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. | Диагностика, мониторинг. | Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики. | Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка. | Продолжать поддерживать партнерские отношения во взаимодействии с родителями, объединение усилий и ситуаций общности интересов в развитии и воспитании ребенка. | Продолжать создавать условия, побуждающих ребенка правильно организовать свою деятельность; продолжать коррекционную работу, играющую важную роль в полноценном развитии личности дошкольника. |
Физкультурно – оздоровительное направление индивидуального маршрута
Рекомендации, формы работы с ребенком | Результат работы | |
Через день ежедневно | Физические упражнения. Беседы о безопасном поведении, как на улице, так и дома, о доброжелательных отношениях между людьми. Беседы о «здоровой и вредной» пище. Дружеские беседы со сверстниками на предложенные ребенком темы. Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, чистоговорок о здоровом образе жизни. Составление пересказов по картинкам. | Создана педметно-развивающая среда для индивидуальной работы с ребенком. Способен играть рядом с детьми. Повышение общего уровня развития. Отмечается позитивная динамика к умению выслушать другого ребенка, проявляет интерес к играм с детьми. Продолжать работать над самооценкой, но есть конфликты. Стал более активен и инициативен при организации общих подвижных игр, гимнастике и т.д. Незначительно, но снизился уровень агрессивности по отношению к сверстникам. |
2 раза в неделю. | Трудовая деятельность и беседа о пользе труда с установкой на здоровый образ жизни | |
2 раза в неделю | Сюжетно-ролевые игры и игры в коллективе. | |
2 раза в неделю | Конструирование из природного материала, бумаги. Ситуативные разговоры, беседы: («Дружная семья», «Волшебные слова» и др.) | |
ежедневно | Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис» и т.д.) Настольные игры (мелкий конструктор). | |
ежедневно | Дидактические игры по выбору. |
Работа педагога – психолога в соответствии с оздоровительным маршрутом является:
- Профилактика и коррекция интеллектуальных и эмоциональных отклонений ребенка.
- Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка.
- Достижение данных целей возможно при помощи:
а) создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности;
б) методов психологического сопровождения: психогимнастики, развивающих игр.
Для достижения поставленных целей педагог - психолог использует психологические технологии, которые могут предотвратить или скорректировать отклонения в развитии ребенка.
Основные направления работы психолога:
- психодиагностика;
- психопрофилактика и консультирование;
- психокоррекция и развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590055-1423496391.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657355-1440490950.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-800069-1481052759.jpg)
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-838597-1579290788.jpg)
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791329-1463418507.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791329-1463418507.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...