Консультация для воспитателей "Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"
консультация

Кротова Лилия Фёдоровна

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ.

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. П.И. Чайковский верно определил музыку как “язык чувств”. Чувства же почти невозможно передать словами.

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, чириканье птички путем звукоподражания.

Звучание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений, принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется музыкальный слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.

Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Композитор, словно художник кистью, может рисовать музыкальными красками удивительно интересные картины, оживляет фантазию и воображение любого слушателя.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.

Исследования (С.П. Козыревой, Г.П. Новиковой, Е.Л. Трусовой и др.) убедительно показывают, что взаимосвязь музыки с изобразительной деятельностью, разнообразными играми, использование ее на других 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_so_spetsialistami.docx23.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ.

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. П.И. Чайковский верно определил музыку как “язык чувств”. Чувства же почти невозможно передать словами.

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, чириканье птички путем звукоподражания.

Звучание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений, принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется музыкальный слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.

Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Композитор, словно художник кистью, может рисовать музыкальными красками удивительно интересные картины, оживляет фантазию и воображение любого слушателя.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.

Исследования (С.П. Козыревой, Г.П. Новиковой, Е.Л. Трусовой и др.) убедительно показывают, что взаимосвязь музыки с изобразительной деятельностью, разнообразными играми, использование ее на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми по поводу творческой деятельности. Поэтому музыкальный руководитель должен организовывать, координировать и руководить работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду. Работа педагогов сложна, разнообразна и проводится в полном обоюдном понимании и контакте.

В организации педагогического процесса в детском саду с детьми, имеющими речевые патологии, используются разнообразные формы преемственности:

 -обследование и анализ полученных результатов;

-составление плана совместной работы на год;

-взаимопосещение занятий;

-организация индивидуальных занятий музыкального руководителя с    

  воспитателями;

-организация праздников и развлечений;

-совместная работа с родителями.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в развивающем процессе и помогает музыкальному руководителю координировать работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей.

В плане совместной работы на год специалистами: воспитателями, руководителем изостудии и специалистом по физическому воспитанию, психологом, определяются цели, задачи, формы работы по реабилитации детей, по развитию речи, по организации физкультурно-оздоровительной, воспитательной работы и художественно-изобразительной деятельности.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Работа по музыкальному воспитанию, проводимая с детьми на занятиях, должна найти продолжение в группе в повседневной жизни, чтобы знания, полученные в процессе обучения, могли быть самостоятельно применены ребенком.

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением. Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей. Колыбельные песни помогают детям успокоиться, настроиться на отдых в дневное время и легче пережить расставание с привычной домашней обстановкой.

Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои. Интересно проходят инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры.

Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности, создавая проблемные ситуации, активизирует творческие проявления.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми.

В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы, фланелеграф с персонажами.

Приобщая детей к театральной культуре, стараемся знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на фланелеграфе. Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи.

Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя и занимают значительное место в их жизни. Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ее ход, взаимоотношения играющих, не подавляя их самодеятельности. Музыка способствует более динамичному протеканию игры, организуя действия детей.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с психологом, которая заключается:

в глубоком обследовании состояния психомоторики каждого ребенка, поступившего в детский сад, и определение направления в работе с ним;

в проведении индивидуальных занятий с детьми во вторую половину дня;

в разработке конспектов;

Речь, музыка, движения на этих занятиях очень тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, побуждает мысль, фантазию, коммуникативные навыки.

Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных упражнений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – музыкальной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки, определяет ритм, темп, а также старается подчинить свои движения всем музыкальным изменениям, движения приобретают большую точность, четкость, плавность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов: “Ах, вы, сени”, “Калинка”, русская народная мелодия, “Полька” И. Штрауса, М. Глинки, “Вальс” Н. Леви, Р. Глиэра, Ф. Шуберта, “Марш” С. Прокофьева, Ж. Люли и др.

При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу.

Хорошая, яркая музыка проникает в душу ребенка, затрагивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неизгладимый след, неповторимые впечатления детства.

Радостная праздничная музыка марша (музыка А.Г. Новикова, Е.Н. Теличеевой, Н.Н. Леви, В.П. Герчик) сопровождает шествие веселых соревнований, спортивных развлечений, вызывает общий для всех эмоциональный подъем. Звонкие, праздничные песни, созданные советскими композиторами М.И. Красевым, Е.Н. Теличеевой, В.П. Герчик, Т.П. Потапенко, В.И. Витлиным усиливают ощущение праздника и радости. С удовольствием исполняются каждым ребенком песни “Физкульт-ура!”, музыка Ю. Чичкова, “Про зарядку”, музыка Д. Львова-Компанейца, “Зарядка”, музыка Ю. Слонова, “Будем в армии служить”, музыка Ю. Чичкова, “Все мы моряки”, музыка Л. Лядовой и др. Музыка сопровождает выступление спортивно-танцевальной группы, а в подвижных играх и соревнованиях используется выборочно, по усмотрению педагога.

Итак, в течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка. В этом эмоциональном, непосредственном воздействии музыки ее огромное значение, величайшая воспитательная сила, обращенная к душе и сердцу ребенка.

Музыка стала неотъемлемой частью занятий по художественно-изобразительной деятельности.

П.И. Чайковский писал: “Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык – музыка”.

Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, она содействует развитию у детей творческого воображения, вызывает яркие ассоциации, стимулирует фантазию, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.

В соответствии с темой занятия, руководитель изостудии использует сочинения детских композиторов, дети сами напевают ранее выученные песни, попевки: “Урожайная” А. Филиппенко, “Лиса по лесу ходила, русская народная попевка, “Листопад” Т. Потапенко, “Осень” А. Александрова, “Журавли” А. Лифшица и др.

Классическая музыка для малышей (серия HAPPY BABY), звучание произведений А. Вивальди, П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, звуков природы помогает дошкольникам передать красками настроение, внутреннее состояние, свои чувства, создает творческое настроение.

Определенный интерес для общего и музыкально-эстетического развития детей в совместной работе музыкального руководителя и руководителя изостудии имеют интегрированные занятия, развлечения, праздники. В течение последних 10 лет нас объединяет углубленная работа по формированию у дошкольников представления о цвете.

На комплексном занятии “Радужная страна” дети познакомились с Радугой, услышали голоса цветных карандашей, узнали их настроение (музыка В. Шаинского “Семь дорожек”, “Радуга”, музыка Е. Архиповой).

Комплексное занятие “Разноцветные моря на земле текут не зря” позволило побывать на холодных и теплых морях, дети учились смешивать краски, получать оттенки основного цвета, а с помощью музыки И. Штрауса, И. Пахельбеля передавали свои чувства в рисунке, коллаже.

Веселый Петрушка, пришедший на развлечение к малышам с карандашами и фломастерами, научился рисовать овощи и фрукты правильной формы и цвета, узнал о превращениях круга и об изменениях осенью. Оживили эту встречу песни, хороводы “Листопад” М. Красева, “Танец осенних листочков”, “Урожайная” А. Филиппенко, “Осень” Ю. Михайленко, “Дождик” Н. Фураевой, озорные частушки.

Развлечение с красками и карандашами “Зима-волшебница” позволило показать детям всю красоту этого времени года через пословицы и поговорки, стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, С. Маршака, А. Прокофьева, И. Сурикова; иллюстрации и картины И. Э. Грабаря, И. И. Шишкина, А. А. Пластова; пение песен Г. Гладкова, слушание музыки П.И. Чайковского, А. Вивальди.

Традиционно, в дни весенних каникул, в детском саду проводится “Неделя поморской культуры”. Занятия, развлечения разрабатываются педагогами, специалистами детского сада на основе методических рекомендаций “Роднички Беломорья” муниципального образовательного учреждения “Информационно-методический центр образовательных учреждений” города Кандалакши, по приобщению дошкольников к истокам поморской культуры.

В ходе предварительной подготовки дети слушают народное пение, водят хороводы, разучивают и исполняют песни о Кандалакше, произведения поморского фольклора; пословицы и поговорки, подвижные и музыкальные игры, с любовью расписывают прядки и изготавливают игрушки, лепят козули, узнают о жизни и быте поморов.

Каждый ребенок принял участие в оформлении выставок рисунков, поделок по данной теме, в изготовлении большого панно, украсившего зал в дни “Недели поморской культуры”. Углубленная предварительная работа педагогов подготовила детей к празднику “Сказ о Кандалакше”.

Итогом совместной деятельности с руководителем изостудии стал отчет по кружковой работе – интегрированное занятие “Золотые ремесла”. Такие народные промыслы, как Гжель, Хохлома, Дымка, изготовление Русской матрешки, Вологодских кружев, Архангельской и Богородской резной игрушки, были объединены музыкой, выразительностью устного народного творчества, пластикой движений.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм преемственности, искусство не только наполнило жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствовало самостоятельному творческому проявлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы музыкального руководителя и специалистов ДОУ

Формы  приемственности  в организации пед. процесса...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...

План работы Музыкального руководителя Борисовой Нины Валерьевны В старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» На 2017-2018 учебный год

План работы музыкального руководителя будет полезен для работы в логопедической группе для детей с ТНР при взаимодействии с воспитателями, учителем-логопедом, инструктором по физкльтуре....

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Консультация "Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений детей с ОВЗ"

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительную роль играют совместные  занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда....