Консультация "Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_3.docx | 811.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов дошкольного образования
«ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ»
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, музыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Можно выделить основные задачи:
Оздоровительные:
- укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций;
- воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Коррекционные:
- развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи;
- формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- темпа и ритма дыхания и речи;
- фонематического слуха.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений:
- для развития основных движений,
- мелких мышц руки, активизации внимания,
- воспитания чувства музыкального ритма,
- ориентировки в пространстве,
- развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).
Помимо традиционных логопедических заданий используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.
Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Консультацию подготовил музыкальный руководитель: Фесенко А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...
«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
Совместная работа музыкального руководителя и учителя логопеда
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудн...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...
Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...