Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике на тему
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.
Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derbe.docx | 24.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.
Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.
Взаимосвязь музыки с изобразительной деятельностью, разнообразными играми, использование ее на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Организатором и координатором музыкального воспитания в работе всех специалистов является музыкальный руководитель. Работа педагогов сложна, разнообразна и проводится в полном обоюдном понимании и контакте.
В нашем детском саду вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое образовательное пространство и коррекционно-развивающая среда.
Как уже говорилось, в организации педагогического процесса используются разнообразные формы преемственности:
- обследование и анализ полученных результатов;
- составление плана совместной работы на год;
- взаимопосещение занятий;
- выступление на педагогических советах, семинарах;
- организация индивидуальных занятий музыкального руководителя с воспитателями;
- организация тематических занятий, праздников и развлечений;
- совместная работа с родителями.
Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в коррекционно-развивающем процессе и помогает музыкальному руководителю координировать работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
В плане совместной работы на год специалистами определяются цели, задачи, формы работы по коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.
Работа по музыкальному воспитанию, проводимая с детьми на занятиях, находит продолжение в группе в повседневной жизни, чтобы знания, полученные в процессе обучения, могли быть самостоятельно применены ребенком.
Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В каждой группе имеется магнитофон, диски с записями детских песен, классической музыки, звуков природы, сказок. Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатели прививают навык слушания музыкальных произведений, расширяют музыкальный кругозор детей.
Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”, папку-передвижку с изучаемым музыкальным материалом. В нашем детском саду музыкальный уголок передвижной, при необходимости размещается в группе. В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны инструменты-самоделки и др.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и проводит повторно музыкально-дидактическими игры.
В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Приобщая детей к театральной культуре, стараемся знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на фланелеграфе. Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи. Музыка способствует более динамичному протеканию театрализованной и игровой деятельности, организуя действия детей.
Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.
Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-дефектологами, которая заключается:
- в глубоком обследовании состояния психомоторики каждого ребенка, поступившего в детский сад, и определении направления работы с ним;
- в разработке конспектов;
- в организации и проведении коррекционной ритмики.
Коррекционная ритмика - это ряд упражнений, заданий, игр, сочетающих в себе музыку и движения, музыку и слово, музыку, слово и движения. И все это направлено на решение коррекционных, образовательных, а также оздоровительных задач. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности психоразвивающих упражнений. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Коррекционно-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
Музыка также играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки.
При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между педагогами и музыкальным руководителем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу. Хорошая, яркая музыка проникает в душу ребенка, затрагивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неизгладимый след, неповторимые впечатления детства.
Радостная музыка марша сопровождает шествие веселых соревнований, спортивных развлечений, вызывает общий для всех эмоциональный подъем. Звонкие, праздничные песни усиливают ощущение праздника и радости. Итак, в течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка. В этом эмоциональном, непосредственном воздействии музыки ее огромное значение, величайшая воспитательная сила, обращенная к душе и сердцу ребенка.
Музыка может использоваться на занятиях по художественно-изобразительной деятельности. Она обостряет эмоциональную отзывчивость, она содействует развитию у детей творческого воображения, вызывает яркие ассоциации, стимулирует фантазию, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. В соответствии с темой занятия можно подбирать и музыкальные произведения.
Особое место в работе с детьми с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для музыкально-спортивных развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника.
На начальных этапах обучения детей с ОВЗ на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения на праздниках стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля».
В дальнейшем при составлении сценариев музыкальным руководителем подбирается материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку стараюсь дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки каждый.
При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю и педагогам необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку.
Дети с ОВЗ с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического напряжения детей с ОВЗ. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.
При подготовке праздников и развлечений:
- музыкальный руководитель пишет сценарий, подбирает стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;
- учитель-дефектолог отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;
- воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;
- музыкальный руководитель разучивает музыкально-ритмические движения, хороводы, ставит танцы, осуществляет пропевание песен с детьми под музыку.
В нашем детском саду при проведении праздников и развлечений мы объединяем группы второго и третьего годов обучения. Объединение на праздничных утренниках и досугах детей способствует интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
С дошкольниками проводятся разнообразные развлечения:
* инсценировки сказок;
* кукольный театр;
* теневой театр;
* музыкально-литературные развлечения;
* тематические развлечения;
* игры, викторины;
* концерты и т.д.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
Исходя из всего этого можно сделать выводы: музыкальный руководитель, знаком с основами коррекционной педагогики и заинтересован во взаимодействии со всеми специалистами помогать в коррекционной работе каждому ребенку.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада: учителями-дефектологами, воспитателями, педагогом-психологом и использованию разнообразных форм преемственности, музыка и искусство не только входят в жизнь каждого ребенка, но и способствуют самостоятельному творческому проявлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду.
Работа включает особенности развития детей с нарушениями речи, задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда. Представлен перспективный план тематических занятий для старшей и подготов...
Организация совместной работы музыкального руководителя и специалистов ДОУ
Формы приемственности в организации пед. процесса...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...
Консультация для воспитателей "Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ.Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, э...