Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель НОД: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
«Перелетные и зимующие птицы»
Возраст обучающихся: для детей старшего дошкольного возраста с 5-6 лет.
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».
Тип НОД: интегрированное
Форма организации обучения: групповая
Цель НОД: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Программное содержание: закрепить представление о перелетных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на перелетных и зимующих, развивать логику, воображение и творческую активность детей.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки. Беседы с детьми о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок. Д/игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,
настольно-печатная игра «Наши соседи».
Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н. Сладкова; «Гаечки» М. Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т. Шорыгиной.
Планируемый результат: Расширение знаний воспитанников о перелетных и зимующих птицах.
Оборудование: Презентация «Перелетные и зимующие птицы», пластин, салфетки.
Словарная работа: перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин
Ход НОД:
1 часть – Мотивационный этап
Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
(Дети садятся на стульчики)
2 часть – Содержательный этап
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева:
«Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.»
В: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?
Дети: ноябрь.
Презентация
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Д: Желтеет листва, идут моросящие дожди.
1 слайд три картинки осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Молодцы, ребята.
А. Плещеев «Перелетная птичка»
… Собирается птичка в отлет;
Вот в лесу она кличет, зовет:
«Эй, скорей, перелетные, в круг!
Порешим, как уйти нам на юг
От осенних туманов и тьмы,
От холодной, голодной зимы,
Кто нам будет вожатым в пути,
Где ночлег нам в дороге найти?
Здесь все вянет! Живые в поход!..
Вы, бывалые птицы, вперед!»
В: ребята, а что происходит с птицами?
Д: Они улетают в тёплые края.
2 слайд: птицы улетают в теплые края
Воспитатель: как можно назвать таких птиц?
Дети: это птицы перелетные. Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .
Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, утки, гуси, лебеди.
3 слайд: перелетные птицы.
В: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.
Д: Да.
4 слайд: построение птиц в полете.
В: Журавли клином, впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей
В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.
- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
В: Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?
Д: Нет, у нас останутся зимующие птицы.
В: Назовите зимующих птиц.
Д: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.
5 слайд: зимующие птицы.
В: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.
Д/и «Четвертый лишний» (слайды)
6 слайд Ласточка – снегирь – скворец – аист
7 слайд Воробей – грач – журавль – цапля
8 слайд Сорока – соловей – кукушка – ласточка
9 слайд Цапля – голубь – аист – грач
10 слайд Ворона – кукушка – журавль – соловей.
В: Чем страшна птицам зима?
Д: Голодом.
Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?
Д: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.
11 слайд: кормушки.
В: Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.
П/игра "Зимующие и перелетные птицы".
Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
(После этих слов, музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.)
В: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?
Д: Лебеди, гуси, утки.
В: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.
В: Каким цветом бывают лебеди?
Д: Белые и черные.
12 слайд: лебеди
В: Какие они?
Д: Красивые, величественные, гордые.
Продуктивная деятельность. Лепка.
В: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.
Но сначала разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.
В края теплые летят, Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи,
Стаи лебединые, дети загибают по очереди
Стаи соловьиные, пальцы на руке
Гусиные, утиные –
К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. (Показ воспитателя.)
В: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)
3 часть – Рефлексивный эта
В: Ребята, какие новые слова запомнили? (перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)
Ребята, что сегодня на занятии понравилось?
Что запомнили?
Спасибо, с вами было приятно заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"
Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....
Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»
Образовательные области:-«Коммуникация», «Познание»...
Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: · Развитие речевого слуха, образного мышления.· Развитие у...
Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы"
Задачи:- закреплять знания детей о признаках осени;- закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах;- познакомить детей со стихотворением Е.А.Благининой «Улетают, улетели…»;- развивать внимани...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Зимующие птицы"
Конспект занятия...
Конспект интегрированного занятия по теме "Зимующие птицы".(подготовительная группа)
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы....