Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Исаченко Лариса Ивановна

Образовательные области:

-«Коммуникация», «Познание»                                                 

  «Здоровье», «Социализация».

Цели:

-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.

Задачи

Образовательные задачи:

-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;

- развитие навыка словообразования;

- упражнение  в построении грамматически правильно  построенных предложений;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Коррекционные задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);

- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy-zanyatie.doc21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Перелетные птицы»

(старшая группа)

Образовательные области: 

-«Коммуникация», «Познание»                                                  

  «Здоровье», «Социализация».

Цели:

-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.

Задачи

Образовательные задачи:

-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;

- развитие навыка словообразования;

- упражнение  в построении грамматически правильно  построенных предложений;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Коррекционные задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);

- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.

Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».

Предварительная работа:

- беседа о перелетных птицах;

- чтение стихов о перелетных птицах;

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;

- подбор оборудова ния, необходимого для занятия.

2

Ход занятия.

IОрганизационный момент: 

(создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания).

Л-д: Из далеких жарких стран

        Гости к нам весной спешат.    Кто это?.....(ответы детей) птицы,                    

                                                            перелетные птицы.  

 Л-д: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание!   Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….

Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы.

Л-д: А теперь загадка:

                                       Без рук  без, топора

                                        построена изба….. Что это?          Ответ - гнездо.

- Где птицы вьют свои гнезда?         Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на

                                                              деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в          

                                                              скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки  и силуэтные картинки  дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы).

Л-д: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?

        Ответы – Это сова. Совиное  гнездо в дупле (ребенок совмещает соответствующие картинки).

                           Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.

                           Это грач. Грачиное гнездо на дереве.

                           Это кукушка. У кукушки нет гнезда.  

Ребята! Одна птица здесь лишняя.          Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.

II.Основная часть.

- Знакомство с темой:

   Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах.

3

- Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные  признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).

  1. Кто эта птица?

Гнезда не строит никогда.

Яйцо соседям оставляет

И птенчика не навещает.               Незнайка все время ошибается и дети  

                                                      его поправляют.        Кукушка.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном

ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2.Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Длинноносый, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.                                                 Аист.

         

      3.Всех перелетных птиц черней

         Он чистит пашню от  червей.                                          Грач.

     4. Под крышей я леплю гнездо

         Из комочков глины.

         Для птенцов стелю на дно

         Мягкую перину.                                                              Ласточка.

     

     5. На шесте дворец.

          Во дворце – певец.                                                          Скворец.    

Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным.

 

- Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы)

(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).

4

III. Физ.минутка.

(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание  позитивного эмоционального настроя детей)

 

По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.

- Птенчик в гнездышке проснулся,

  Встрепенулся. Потянулся.

  И головкой покивал,

  И хвостиком повилял.

 

(пальчиковая зарядка)

- Широко раскрыл он клювик ,

  Громко, громко запищал:

  Пи-пи-пи, пи-пи-пи….

  Червячка скорей неси.

- Мама с папой закружили,

  Угощение тащили..

(пальчиковая зарядка)

- Червячок, блоха и мошка,

  Кушай, кушай, наша крошка

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук).

-Птенчик сыт, опять он спит.

 Тс-тс-тс, нам нельзя его будить

 

Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

- Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):

Л-д: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?

Логопед помогает дать образец ответа….  Мы семья грачей. Я

 грачиха(логопед), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок).

( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).

5

- Продолжение рассказов детей.

        - Упражнение «Закончи предложение»

(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление,  воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).

Л-д: Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.

- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

- Первыми улетают  на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.

- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

- Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет.

- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают.

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

-Подведение итогов занятия:

Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

конспект познавательного занятия по развитию речи для подготовительной группы...

Конспект интегрированного НОД "Перелетные птицы".

НОД Интегрированное по познанию и художественному творчеству. Для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия"Перелетные птицы" (для детей старшей группы)

Программные задачи:Математика: Закрепить знания детей об образовании чисел 6 и 7,умение вести счет в пределах 7, правильно называть геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги, разви...

Конспект интегрированного занятия "Перелетные птицы"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе."Перелетные птицы"...

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»

ПЕРЕЛЕТНЫЕ   ПТИЦЫ.   ДОМАШНИЕ   ПТИЦЫ.Цель: Познакомить   детей   с  перелетными  птицами,   уточнить   названия...

Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»

Цель НОД: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах....