Метод проектов в образовательном процессе ДОО.
учебно-методический материал
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности у детей в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления ребенка.
О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов в образовательном процессе ДОО. | 100.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов в образовательном процессе ДОО
Выполнила:
Болотова Марина Николаевна
ГБДОУ детский сад № 37 Фрунзенского района
г. Санкт- Петербург
Санкт-Петербург
2020 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………3
Глоссарий……………………………………………………………………7
Метод проектов его сущность и особенности в обучении дошкольников ……………………………………………………………………………….8
Образовательный процесс в ДОО и его своеобразие ………..…………12
Использования проектной деятельности в организации образовательного процесса в ДОО……...................................................................................20
Заключение…………………………………………………………..…….27
Список используемой литература……………………………………….38
Введение.
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольников дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная или совместная со взрослыми – воспитателями, родителями, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе, которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. (8.с.92)
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности у детей в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления ребенка. (8)
О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. (13) В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.(13)
Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.(13)
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю», У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с:
- проблемным и развивающим обучением;
- гуманизацией образования;
- педагогикой сотрудничества;
- личностно-ориентированным и деятельным подходом.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития являются непременными условиями гуманистического подхода.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение, формирует у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, создает условия для поддержки и развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие ФГОС, регламентирующего содержание требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. По словам В. А. Дергунской: «Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.»(9)
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Ребенок настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Актуальность заявленной темы позволила нам сформулировать цель нашего исследования.
Цель исследования:
Определение на теоретическом уровне особенностей использования метода проекта, как средства организации образовательного процесса в ДОО.
Задачи исследования:
- Выявить сущность и особенности проектной деятельности как метода построения образовательного процесса в ДОО.
- Раскрыть своеобразие образовательного процесса ДОО и его особенности.
- Определить методику использования проектной деятельности в организации образовательного процесса ДОО.
Глоссарий.
Проект –цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей программы.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность – это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели.
Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.
Метод проектов, его сущность и особенности в обучении дошкольников.
Проект – это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.
Прежде всего, определим отличие проектной деятельности детей от других, близких ей (исследовательской, продуктивной, учебной).
Назначение исследовательской деятельности – узнать как можно больше об интересующем предмете, открыть неизвестные для детей факты;
Назначение продуктивной деятельности – получить продукт, обладающий определенными заданными качествами;
Проектная деятельность нужна, чтобы решить проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри проекта на различных этапах его реализации дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную, и другие виды деятельности. (1)
Проект – это способ организации деятельности, а не ее предмет, поэтому, отмечает А. К Белолуцкая, «..нельзя сделать «занятия по проектированию». Но при этом можно сделать занятие по математике, философии или труду в проектном режиме» (3, с. 16,17).
Дошкольнику в ходе реализации проекта важно получить материальный социально значимый продукт. Именно социальная значимость задает требования к качеству этого продукта (сделать хорошо, добротно, потому что другие будут пользоваться).
- Самостоятельная деятельность детей.
Реализация проектной деятельности на практике требует, чтобы педагог отказался от позиции носителя готовых знаний. Ему необходимо стать партнером, консультантом такой образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами и возможностями.
- Структурирование содержательной части проекта.
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдения определенной последовательности этапов:
- Выбор темы проекта, его типа, количество участников.
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное осуждение полученных данных.
- Защита проекта.
- Коллективное осуждение, результаты внешней оценки, выводы, рефлексия. (14, с. 78,79)
Вместе с ними обозначьте шаги для достижения цели, конкретные детские действия (мероприятия), определите сроки проведения и исполнителя каждого мероприятия. Обозначьте общие сроки проекта и задайте требования к качеству продукта (размер, цвет, условные обозначения на объекте и т.д.) Подсказывайте и корректируйте действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяйте в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом. (1.с.34 – 39)
По словам Жиенбаевой С.Н. «Ребенок должен сам научится планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально – культурных позиций, произвольность действий». (8. с. 91)
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы организации образовательной деятельности, является метод проектной деятельности. Как указывает Евдокимова Е. С. – основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в области трудового воспитания.(7)
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участия дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида (творческие, открытые, игровые, исследовательские и т.д.), нуждаются в постоянном внимании помощи и сопровождения со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования метода проектов дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом нельзя переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.(7)
Вывод к Главе 1:
Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.
Образовательный процесс в ДОО и его своеобразие.
Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.
Образовательный процесс выполняет ряд функций:
- Развивающую
- Социализирующую (воспитывающую)
- Информационную (обучающую)
- Адаптивную
Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.
Основные особенности образовательного процесса:
-целенаправленность, -многофакторность, -вариативность, -целостность, -динамичность, -диалектичность, -субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развития ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.
Основные особенности образовательного процесса:
- Целенаправленность;
- Многофакторность;
- Вариативность;
- Целостность;
- Динамичность;
- Субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Образовательный процесс в ДОО – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие обеспечивает разностороннее развитие ребенка:
- Физическое развитие;
- Социально-личностное развитие;
- Познавательно – речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие.
Познавательно-речевое развития:
В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, пребывания разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста, совершенствуются, и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.
Социально – личностное развитие:
В этой сфере происходит развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, формирование основ безопасного поведения.
Физическое развитие:
Главной задачей в этой сфере является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического развития. Физическое развитие должно быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни.
Художественно – эстетическое развитие:
Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности, освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, готовность детей к восприятию произведений искусства, готовность детей к посещению театра, познакомить детей к разнообразным музыкальным жанрам.
Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса, как педагогического процесса, так и педагогического явления принципами, структурной и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОО, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства.
Принципы образовательного процесса – система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.
Принцип целостности развития ребенка.
Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.
Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка.
Принцип физического и умственного развития:
С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой), которые становятся основной для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.
Принцип эстетического и умственного развития.
Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.
Принцип систематичности и непрерывности.
То есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.
Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание для постоянного личностного роста ребенка и сознания им этого процесса. Усложнение задач, содержание деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.
Принцип учета возрастных возможностей детей.
Данный принцип реализуется через идею обогащения детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.
Индивидуальный подход.
Каждый подход индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время индивидуальной работы.
Дифференцированный подход.
Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуального развития детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно–образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.
Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально – насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка.
Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъективности ребенка.
Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования.
Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые концептуальные подходы к обучению, воспитанию дошкольников. Несмотря на переход к вариативности дошкольного образования, в большинстве своем воспитатели детских садов продолжают обучать традиционным способом, не учитывая особенности современного дошкольника, изменившиеся его потребности в познании окружающего мира. Как отмечают психологи, социологи изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже не такой, каким мы его представляли ранее, и конечно, следует пересмотреть подходы к его обучению.(11)
Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление развитие детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. (11)
Педагог ведет ребенка к со – участию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – общение на равных, где ни кому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Такие отношения могут развиваться лишь в совместной деятельности. Также показателям эффективности является уровень развития социальных навыков детей.
Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:
-Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.
-Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее.
-Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности
-Потребность в эмоционально положительном контакте – признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития.
-Потребность ребенка в активности, самоутверждении – гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности коммуникативности, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитание в духе мира и уважения к другим народам.
Выводы к главе 2:
Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться. Главная задача педагога спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Использование проектной деятельности в организации образовательного процесса ДОО.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности, поисковой активности. Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Она требует от педагога терпение, доверия и уважения к ребенку, веры в его силы и возможности. В проектной деятельности педагог должен отказаться от позиции транслятора готовых знаний и опыта, ему необходимо стать партнером, помощником, консультантом детей, создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями. (12.с5)
Проектная деятельность –это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - писал Пестолоцци.
Анализ философской и психолого – педагогической литературы показал, что еще в XIX веке Джон Дьюи научно обосновал и разработал «метод проектов», который применялся в экспериментальных образовательных учреждениях при Чикагском университете. Исходным принципом, на основе которого строилась педагогика Дж.Дьюи, является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей – способствовать ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения. (15)
Дж.Дьюи считал, что с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развития личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. (19)
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20- х гг. Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критические переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Первый показатель проекта – это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы и ее формулировке. (4)
Например: «Осень – это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?».
Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей .(4)
В младшей группе типичны темы:
«Мы обедаем», «Наши игрушки», «Дом, в котором мы живем» и т.д.
В средней группе типичные темы:
«Из чего сделаны предметы?», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус».
В этом возрасте формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего мира, в стремлении «все пробовать самому» к экспериментированию, к совместному игровому взаимодействию.
В старшем группе типичные темы:
«Дома мама и папа, а на работе?», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества».
Уже в этом возрасте в формулировке темы проекта должна присутствовать загадка, а так же реально существующая проблема в группе или противоречие, сомнение.
Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них.
- Постановка цели проектной деятельности через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение.
- Совместное с детьми определение частных задач, которые будут решаться по ходу проекта. (Что будем делать в первую очередь?)
- Совместное определение способов и средств решения поставленных задач (Как мы можем решить эти задачи? К кому мы можем обратиться?)
- Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой части проекта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта.
В старшей и подготовительной к школе группах работа по проекту может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах. Использования термина из «взрослой жизни» усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня ответственности перед сверстниками. (4)
Общая схема организации проектной деятельности может быть следующей:
Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которое посильно детям.
Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме – это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешения. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.
- Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предположить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
- Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана.
- Реализация проекта.
- «Информационный запрос». Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений.
- Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректоров.
- Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практико - ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие – показ спектакля и т.д.
- Рефлексивно - оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов.
Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. (18)
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
- Практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей;
- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- Целенаправленную детскую деятельность;
- Формы организации взаимодействия детей с воспитанием и друг с другом;
- Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдение можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:
- Переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
- Помогает детям самостоятельно найти решение «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. (5)
Проект направлен на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, а именно: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Кроме этого проект способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные дошкольниками в ходе учебного процесса. Реализуя проекты, дети учатся решать конкретные, жизненно важные проблемы.
Педагогу, внедряющему проект в дошкольном учреждении, важно учитывать, что в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется совместный исследовательский поиск детей и взрослых, а результаты проекта должны быть значимы как для ребенка, так и для взрослого; учить детей действовать самостоятельно, не сдерживать их инициативы, избегать прямых инструкций; учитывать в процессе реализации проектов зоны актуального и ближайшего развития ребенка. (10)
Педагог подсказывает и корректирует действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяет в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом. Помогает каждому ребенку рассказать о том, как он понял свое задание, какими способами пытался его выполнить, что из этого получилось и т.д.
Нельзя проводить среди дошкольников конкурсы проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. Очень хорошая форма – фестивали. При этом в каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.(1с.39)
Заключение:
Образование должно идти в ногу со временем. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов…очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Метод проектирования позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Этот метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательно процесс.
Так же проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Список используемой литературы:
- Атемаскина Ю.В. «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста»,/Детский сад. Теория и практика №9/2012г.с.35-38
- Атиева Г.З. Экологические проекты в образовательном пространстве дошкольного учреждения. С-Пб 2010г.
- Белолуцкая А.К. «Организация детской проектной деятельности в ДОУ»//Современное дошкольное образования. Теория и практика. 2009 №4 с.16,17
- Вербенец А.М.,Сомкова О.Н., Солнцева О.В.: «Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении» //Детский сад: теория и практика. №9/2012 с.40-49
- Деркунская В.А. «Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»/Детский сад: теория и практика №9/2012г.
- Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников», Москва 2012г.,стр 4-5
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», Москва 2008г.
- Жиенбаева С.Н. «Особенности проектной деятельности в обучении дошкольников», С-Пб, 2012
- Кларина Л.М. «Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития»//Детство: Педагогический альманах. - №1 – С-Пб Акуидент, 1998 – с.16
- Костикова Д.А. «Использование проекта в практике дошкольного образования»/Детский сад: теория и практика №9/2012г.
- Лапсонова З.Б. «Организация проектно – исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении», С-Пб.2014
- Максимова С. /Детский сад: теория и практика» №9/2012 с.5
- Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ» /от теории к практике – ТЦ Сфера,2010
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров./Под редакцией Е.С. Полат. М.: Издательство центр «Академия», 2005
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс,2000г.с.512
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5/Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007 с.116
- Сериков В.В. «Теория и практика проектирования образовательных систем».М.:Логос,1999
- Тимофеева Л.Л. «Проектный метод в дошкольном образовании»//Детский сад: теория и практика №9 – 2012 с.12-14
- Флегантова Н. «Метод проектов в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. – 2003. - №4 – с.39-43
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Педагогический колледж №8
ОТЗЫВ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
___________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося)
__________ ____________________________________________________________________
(группа) (специальность)
____________________________________________________________________________________
(тема курсовой работы)
____________________________________________________________________________________
(тема курсовой работы)
____________________________________________________________________________________
(научный руководитель)
1. Системно и последовательно работал обучающийся над заявленной темой?
Да Нет
2. Проявлял самостоятельность, творчество в процессе работы?
Да Нет
3. Какова глубина проработки проблемы исследования?
Оптимально Достаточно Недостаточно
4. Своевременно выполнял работу согласно этапам плана?
Да Нет
Показал обучающийся готовность к освоению
общих и профессиональных компетенций при выполнении курсовой работы:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Оптимально Достаточно Недостаточно
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Оптимально Достаточно Недостаточно
Работа соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам по специальности?
Да Нет
Работа допущена к защите / не допущена к защите (нужное подчеркнуть)
Оценка руководителя за работу ______________ _______________ _________________
(оценка) (подпись руководителя) (ФИО)
Дата:______ ______________ _________
(число) (месяц) (год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
проектная работа...
Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....
«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...
Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ
Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...
Статья "Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ".
Внедрение инновационного опыта в образовательное пространство ДОУ через проектную деятельность....
Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...