Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке» для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutuzova.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Кутузова Лидия Владимировна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №41 Адмиралтейского района
г.Санкт-Петербурга
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»
Цель: Продолжать формировать у детей познавательный интерес, давать возможность разрешать проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
-познакомить с формой энергии - электричеством;
-расширять представления о том где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-познакомить с причиной появления статического электричества;
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
-карточки для игры «Собери картинку»,
-воздушные шарики по количеству детей;
-палочки, бумажные салфетки, варежки, соль, сахар, разносы;
Часы, батарейки;
-смайлики.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день. Ведь все мы пришли в детский сад играть, думать и узнавать много нового и интересного.
- А хотите узнать, какая сказка моя любимая?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку и узнаете:
Она красива и мила, а имя ее от слова зола (Золушка)
Воспитатель: А вот и сама Золушка.
Входит Золушка.
Золушка: Здравствуйте, ребята!
- Воспитатель: Здравствуй, Золушка! Почему ты такая грустная?
Золушка: Я очень, очень хочу попасть на бал. Собираясь на бал, я стала причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться, почему мои волосы
торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться. К тому же, у меня очень много домашних дел, я и за неделю не управлюсь. Помогите мне справиться с ними.
Воспитатель: Ребята, поможем Золушке?
Подумайте, как можно ей помочь.
Дети: Можно позвать Фею. Можно помочь помыть посуду и пропылесосить и т.д. Ну, что ж, помогать будем совместными усилиями
— Сегодня фея, предлагает вам сделать Золушке подарок.
Какой - вы узнаете. Если правильно соберете картинки, фея дарит подарок Золушке. Дети собирают по парам пылесос, утюг, швейная машинка, электроплита.
— Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.
— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
— А как эта техника поможет Золушке?
- Она облегчает нашу жизнь, наш быт. (ответы детей).
Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.
Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»
- А как техника облегчает нашу жизнь?
Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.
Раскладываются карточки, составляющие пару.
Волосы - фен.
Спящий человек – будильник.
Ночь – фонарь.
Чашка – электрический чайник.
Ковер – пылесос.
Фотография – фотоаппарат.
Платье – швейная машинка.
Продукты - холодильник
Видите, как много электроприборов нас окружает. Они – наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают от электричества.
А как работает эта техника?
— От электричества.
— А что такое электричество. Давайте поговорим:
Беседа об электричестве. Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома? Дети: С электростанции. Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома? Дети: По проводам.
Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?
Дети: В розетках, электрощитах.
Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?
Дети: Ток увидеть нельзя.
Вы видели, как течет вода в реке? (мультимедиа Слайд) Так вот, электрический ток чем-то похож на
реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течет эта электрическая река по проводам в определенном направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные гидроэлектростанции. (мультимедиа Слайд)
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте покажем, как электричество приходит к нам в дома.
Дети встают в круг, берутся за руки и бегу, по кругу.
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Да, ребята, вы не забыли, мы же пообещали Золушки помочь.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Золушки с волосами?
(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).
Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?
(Дети выдвигают гипотезы. Это может быть и компьютер, и могут спросить у взрослых и т.д)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лабораторию
У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.
- Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.
- Что происходит с волосами? (Ничего)
- А теперь хорошо причешитесь расческой.
- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).
Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?
(Дети выдвигают гипотезы.)
Воспитатель: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами.
Статическое электричество, живет повсюду.
Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы торчат в разные стороны.
Воспитатель: Почему?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А как оно там образовалось?
Дети: Он причесал, т.е. потер расческой о волосы.
Воспитатель: Как же помочь Золушки избавиться от статического электричества?
(Дети выдвигают гипотезы)
Воспитатель: Я вам немного помогу. Я расскажу вам сказку о двух друзьях воздушных шарах, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить.
Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и подлизываясь к ним потирала их круглые бока заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она
решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.
(Во время рассказа сказки воспитателем проводится опыт с двумя шарами на стойках)
Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?
Дети: Терлась об их круглые бока.
Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась, об их круглые бока?
Дети: Статическим электричеством.
Воспитатель: Что происходило с шариками, когда она заряжала их статическим электричеством?
Дети: Они отталкивались друг от друга.
Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?
Дети: Фея Капелька.
Воспитатель: Что Фея капелька сделала?
Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.
Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?
Дети: Они померились.
Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь Золушке прогнать статическое электричество.
14 Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.
Воспитатель: Ребята, а вот на этом столе рассыпаны соль и сахарная пудра. Злая мачеха приказала
Золушке их отделить друг от друга. Как же быть? Может нам электричество поможет? Каким
образом? Помните, мы шары натирали шерстяной тряпочкой? Что происходило?
- Они притягивались друг к другу.
- А в нашем случае нам этот опыт может помочь? Давайте проверим
Натираем шар, подносим его к подносу, к шару притягивается более легкая сахарная пудра, а соль остается.
- Вот так мы помогли Золушке. А на этом столе разбросан мусор. Мы можем его собрать? На столе, почему то пластмассовые трубочки. Они нам могут помочь? (Ответы)
- Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к обрывкам бумаги и потихоньку поднимите ее. Бумага тоже будет подниматься. Почему?
Палочки стали электрическими и мусор прилип к ним, притянулся. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Золушке. Нам осталось только напомнить ей, что возвращаться с бала нужно в котором часу?
Но что-то они, по-моему, не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т.д.
- Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не
ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
- Как вы думаете, почему часы стали тикать?
- Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.
- Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?
- Это электричество.
Ну, вот все готово, нам осталось только поднять настроение Золушке. Электричество и тут нам поможет. Давайте подойдем к следующему опыту. Не догадались? (По схемам дети двумя группами собирают цепь и звучит музыка.).
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
(Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть)
— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Вот наша Золушка. Она сейчас отправится на бал. Если вам понравилось наше занятие, то подарите ей веселое солнышко. А если нет— то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию с предметами.
Это конспект занятия по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью среднего возраста практическому экспериментированию. На занятии дети учатся: а) открывать и закрывать матрёшку; б) производят...
Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"
Математика царица всех наук ."Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. «Поможем Мойдодыру»
Целью данного занятия является развитие у детей понимания значения и необходимости гигиенических процедур....
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспе-риментированию с предметами.
Тема проблемно—поисковой деятельности: Ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет). Программное содержание:обучать детей практическому экспериментирован...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".
формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...