Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспе-риментированию с предметами.
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Мальцева Евгения Владимировна

Тема проблемнопоисковой деятельности: Ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

 

Программное содержание:

  • обучать детей практическому экспериментированию:

     а) открывать и закрывать матрёшку,

     б) производить действия с предметами, познавая их свойства (лёгкий – тяжёлый, плавает – тонет);

  • развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при ознакомлении с предметным миром, способность взаимодействовать в коллективе, рядом друг с другом.

 

Предварительная работа:

игры с водой, игры с предметами различной тяжести (лёгкими и тяжёлыми).

 

Материалы.

Демонстрационный: большая матрёшка, внутри которой ещё две матрёшки, одна из которых вложена в другую.

Раздаточный:

  • матрёшки средней величины по количеству детей в подгруппе, в каждую из которых вложены разнообразные предметы (медведь, лягушонок, кошечка, слоник, крокодильчик, машинка — игрушки из киндер-сюрпризов);
  • тазики с водой;
  • предметы (морские камешки и резиновые игрушки – уточка, морские обитатели) по количеству детей;
  • сачки для вылавливания рыбок из аквариума по количеству детей.

 

 

Ход практического экспериментирования.

Занятие проводилось с подгруппой  детей – 6 человек.

На двух столах лежат предметы, накрытые красивыми салфетками. Ещё два стола сдвинуты и покрыты клеёнкой. На них тазики с водой, предметы (камешки и резиновые игрушки).

Воспитатель приглашает детей пройти к первому столу: «Ребята, я приготовила для вас интересные игры. Давайте подойдём к этому столу и посмотрим, что там под салфеткой?» Воспитатель снимает салфетку. (Ответы детей.) «Правильно, мои хорошие, это матрёшка». Воспитатель берёт в руки матрёшку и трясёт её. «Ой, ребята, там что-то стучит. Давайте откроем матрёшку и посмотрим, что там внутри». Воспитатель (не спеша, так, чтобы всем детям было хорошо видно) открывает матрёшку и читает стихотворение:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  

проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию с предметами.

Тема проблемнопоисковой деятельности: Ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

Программное содержание: 

  • обучать детей практическому экспериментированию:

     а) открывать и закрывать матрёшку,

     б) производить действия с предметами, познавая их свойства (лёгкий – тяжёлый, плавает – тонет);

  • развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при ознакомлении с предметным миром, способность взаимодействовать в коллективе, рядом друг с другом.

Предварительная работа:

игры с водой, игры с предметами различной тяжести (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы.

Демонстрационный: большая матрёшка, внутри которой ещё две матрёшки, одна из которых вложена в другую.

Раздаточный:

  • матрёшки средней величины по количеству детей в подгруппе, в каждую из которых вложены разнообразные предметы (медведь, лягушонок, кошечка, слоник, крокодильчик, машинка  игрушки из киндер-сюрпризов);
  • тазики с водой;
  • предметы (морские камешки и резиновые игрушки – уточка, морские обитатели) по количеству детей;
  • сачки для вылавливания рыбок из аквариума по количеству детей.

Ход практического экспериментирования.

Занятие проводилось с подгруппой  детей – 6 человек.

На двух столах лежат предметы, накрытые красивыми салфетками. Ещё два стола сдвинуты и покрыты клеёнкой. На них тазики с водой, предметы (камешки и резиновые игрушки).

Воспитатель приглашает детей пройти к первому столу: «Ребята, я приготовила для вас интересные игры. Давайте подойдём к этому столу и посмотрим, что там под салфеткой?» Воспитатель снимает салфетку. (Ответы детей.) «Правильно, мои хорошие, это матрёшка». Воспитатель берёт в руки матрёшку и трясёт её. «Ой, ребята, там что-то стучит. Давайте откроем матрёшку и посмотрим, что там внутри». Воспитатель (не спеша, так, чтобы всем детям было хорошо видно) открывает матрёшку и читает стихотворение:

Три куклы деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Раскрывается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой,

Будет третья во второй.

Далее воспитатель расставляет матрёшек в ряд и рассматривает их с детьми. Говорит о том, какие они красивые, нарядные, улыбаются ребятам. Матрёшки могут открываться, закрываться, прятаться одна в другую.

Затем воспитатель обращает внимание детей на другой стол и предлагает снять салфетку и посмотреть, что там под салфеткой прячется. (Ответы детей.) Воспитатель побуждает детей взять по одной матрёшке и потрясти их. Спрашивает: «Как вы думаете, там что-нибудь лежит? (Ответы детей.) А давайте их откроем и посмотрим, что там за СЕКРЕТ». Дети открывают матрёшки и разглядывают то,  что оказалось внутри: медведь, лягушонок, кошечка, машинка, слоник, крокодильчик.

Воспитатель просит детей по очереди рассказать, какой у кого СЕКРЕТ оказался в матрёшке. Дети, по одному, показывают всем свой предмет-секрет и называют его. Далее воспитатель предлагает детям положить секреты обратно в матрёшки и закрыть их. «Давайте скажем матрёшкам «До свидания!»».

Физкультминутка. Дети выполняют движения так, как показывает воспитатель. Это даёт возможность воспитателю импровизировать, а детям  быть внимательными, стараться делать всё вместе. В дальнейшем в этой разминке ведущими могут быть желающие дети.

Воспитатель:

В небе солнышко взошло,

Стало всё кругом светло,

Вышли дети на зарядку,

Упражнялись по порядку:

Раз!  подняли руки вместе,

Два!  маршировать на месте,

Три!  наклоны стали делать,

А четыре!  стали бегать.

Шагом марш! Скорей вперёд!

И никто не устаёт!

Мы бежим по стадиону,

Чемпионы будем скоро.

Воспитатель предлагает детям подойти к третьему столу, на котором стоят тазики с водой и лежат предметы: морские камешки и резиновые игрушки.

Воспитатель побуждает детей взять в одну руку камешек, а в другую – резиновую игрушку (уточку, крабика, черепашку и т.п.). Затем предлагает ответить детям на вопрос «Что тяжелее? Камешек или игрушка? Что легче?». Детям предлагается опустить предметы в воду и определить, что плавает (не тонет), а что утонуло, почему камешки утонули, а остальные игрушки плавают (не тонут).

Воспитатель активизирует речь детей на многократное повторение слов, определяющих свойства предметов: камешки – тяжёлые (тонут), а игрушки – лёгкие (плавают, не тонут); постоянно подбадривает детей.

Педагог раздаёт детям сачки и предлагает выловить все предметы по одному из воды.

Дети вытирают руки и делятся впечатлениями от игры. Воспитатель интересуется у детей: «Понравилось, как мы сегодня с вами поиграли? Что вам понравилось? и т. д.»

Присутствовали:

1. Желтов Даниил

2. Журавлёва Света

3. Зелепнёв Костя

4. Костенюк  Кирилл

5. Маркова Варя

6. Пьяных Павел

Деятельностью детей руководила воспитатель группы №2 Шлякова Наталья Сергеевна.

Самоанализ проблемно-поисковой деятельности детей в группе №2

15.06.2011 г. в группе №2 ЦОВЛ №2 была организована проблемно-поисковая деятельность детей по практическому экспериментированию с предметами.

Экспериментирование проводилось с подгруппой детей в количестве 6 человек (продолжительность  20 минут).

В ходе данной деятельности были решены все задачи, определённые программным содержанием, которое соответствует уровню развития детей (их знаниям, умениям, навыкам, развитию наблюдательности) и связано с предыдущей и последующей работой в повседневной жизни группы.

На прогулке дети часто играют с камешками, песком, водой, изучают их свойства, развивают сенсомоторные способности, проявляют творческие качества. Играя, дети экспериментируют: льют, просеивают через сито, поливают из лейки, через трубочки, лепят и т. д. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыты и наблюдения повторяются, усложняются.

В рамках проблемно-поисковой деятельности, проведённой в группе, педагог сумел решить поставленные воспитательные задачи:

  • вызвал у детей эмоциональный отклик при ознакомлении с предметным миром (красота матрёшек, резиновых игрушек, красивых морских камешков);
  • продолжал воспитывать у детей доброжелательное отношение при взаимодействии рядом друг с другом.

Наглядные материалы соответствовали содержанию детского эксперимента, выглядели эстетично, привлекательно.

Были соблюдены условия (требования):

  • гигиенические (чистота помещения, отсутствие запылённости, комфортная температура, свежий воздух, достаточное освещение, одежда детей соответствовала температуре воздуха в группе, размер мебели соответствовал возрасту детей; учитывая, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук, можно рекомендовать к использованию непромокаемые фартучки);
  • эстетические (среда, обстановка, внешний вид, доброжелательное отношение, речь воспитателя);
  • педагогические (была проведена предварительная работа, педагог подготовился к данному виду деятельности, хорошо организовал детей).

Детская экспериментальная деятельность продолжалась 20 минут и состояла из 3-х частей.

В первой части (4 минуты) педагог продолжил знакомство детей с деревянной куклой – матрёшкой. Показал детям, что матрёшки могут открываться, закрываться, прятаться одна в другую; вызвал у детей эмоциональный отклик при виде прекрасной игрушки; развивал зрительное восприятие (цвет, форма, величина), наблюдательность, способность сравнивать, высказывать предположения.

Во второй части занятия (6 минут) педагог учил детей производить действия с предметами (открывать и закрывать матрёшку); развивал у детей наглядно-действенное мышление, мелкую моторику рук, осязание, способность высказывать предположения; воспитывал у детей способность к деятельности рядом друг с другом.

Далее была проведена физкультминутка (2 минуты).

В третьей части (8 минут) дети учились производить действия с предметами различной тяжести (морские камешки и резиновые игрушки), выявляя их свойства (лёгкий – тяжёлый, плавает (не тонет) – тонет) через игру с водой. Дети получили огромное удовольствие от игры с водой, от красивых, очень привлекательных и занимательных предметов, от общения друг с другом и с воспитателем, от манипуляций с сачками. При этом у детей развивались:

  • мелкая моторика рук;
  • сенсорные способности (свойства воды и предметов);
  • мышление, способность наблюдать, сравнивать, высказывать предположения, делать выводы.

Есть логика в построении проблемно-поисковой деятельности.

Применяемые методы и приёмы соответствуют программному содержанию и уровню развития детей.

В совокупности использовались:

  • словесный метод (рассказ воспитателя, чтение стихотворения, объяснение, пояснения, вопросы);
  • наглядный метод (наблюдение, демонстрация наглядных пособий – предметов, показ способа действий);
  • игровой метод (игра с матрёшками, с водой, с камешками, с резиновыми игрушками);
  • практический метод (упражнения в открывании и закрывании матрёшек – подражательные упражнения; элементарный опыт с водой и предметами, различными по тяжести).

Проведённый элементарный опыт был направлен на то, чтобы помочь детям приобрести новые знания о предметах. В ходе поисковой деятельности дети сами воздействовали на объекты с целью познания их свойств, связей. Поисковые действия, которые стимулировались педагогом в процессе обучения, были направлены на познавательный результат. В этом их педагогическая ценность. С помощью элементарных опытов осуществлялось выявление скрытых признаков предметов и явлений. Чтобы активизировать деятельность детей, воспитатель использовал вопросы (приём). Для поддержания интереса у детей педагог применял такой приём, как сюрпризные моменты.

Речь воспитателя на занятии отличалась чёткостью, культурой, эмоциональностью, лаконичностью. Была понятна и доступна для детей. Вопросы были конкретны и понятны детям.

Дети отвечали и по желанию, и по выбору воспитателя, обменивались между собой впечатлениями, мнениями.

Руководство детской деятельностью осуществлялось через подгруппу и индивидуально. Воспитатель обращался с детьми ласково, проявляя к детям внимательное, доброжелательное отношение.

Мероприятие прошло успешно. Воспитатель и дети остались довольны полученными результатами.

Дети не выглядели уставшими, так как были захвачены интересной для них игрой с матрёшками, а затем с водой.

Самоанализ проблемно-поисковой деятельности детей в группе №2 провела  Шлякова Наталья Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию с предметами.

Это конспект занятия по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью среднего возраста практическому экспериментированию. На занятии дети учатся: а) открывать и закрывать матрёшку; б) производят...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"

Математика царица всех наук ."Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива"....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке» для подготовительной группы....