«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе общеразвивающей направленности»
методическая разработка (младшая группа)
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_v_ml._gr.docx | 53.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме:
«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков
во второй младшей группе общеразвивающей направленности»
Составил:
Старший воспитатель Челнокова Н.В.
.
Санкт-Петербург
2021 г.
Сентябрь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Мы моем правильно руки» | Учить правильно мыть руки (брать мыло из мыльницы, намыливать руки до образования пены, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук), насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место. Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи. | Дидактическая игра «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо». Познакомить со схемой алгоритма действия в умывальной комнате. Беседа с детьми о том, зачем надо мыть руки; показ воспитателем мытья рук, чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая», сказки Чуковского «Мойдодыр». Дидактическая игра «Научи куклу Машу мыть руки» |
Питание | «Как зайка правильно учился держать ложку» | Учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя. | Прямое обучение, показ. Сюжетные игры «Кафе», «Гости». |
Одевание-раздевание | «Покажем зайке, где лежат наши вещи» | Учить детей, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, джинсы, с помощью взрослого надевать носки, джинсы и кофту. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, правильно надевать обувь. | Познакомить со схемой алгоритма действия в раздевалке. Ситуация для обсуждения: как шапка поссорилась с курткой в шкафу. Игровая ситуация для сюжетной игры: кукла Таня у нас в гостях |
Приведение себя в порядок | Содержание в порядке одежды и обуви | Воспитывать навыки опрятности, учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым. | Беседы на тему «Как правильно сложить одежду», «Каждой вещи свое место». Познакомить со схемой алгоритма действия при размещении одежды на стульчике во время раздевания. |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с целевыми ориентирами по данному разделу, с перспективой работы в сентябре, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша мыть руки?», буклеты с алгоритмом умывания. |
Октябрь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Мойдодыр» | Учить детей самостоятельно и аккуратно мыть руки, насухо вытирать их полотенцем, сняв его с крючка, положив на ладошки, вешать полотенце на место. Формировать социальный опыт детей на основе литературного произведения. | Дидактические игры: «Научи Зайку умываться», «Где моё полотенце?», «Научи куклу Машу мыть руки». НОД «Мыло для детей и зверей». Рассматривание иллюстраций на тему: «Чистота - залог здоровья» из книги «Девочка чумазая» А. Барто. |
Питание | «Здравствуй салфетка» | Учить детей держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды. | Игровые упражнения: «Мы едим», «Обед у трех медведей». Рассматривание иллюстрации «Вытирай салфеткой рот и, не капай на живот». |
Одевание-раздевание | «Я сам» | Побуждать детей бережно относиться к своей одежде. Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. | Привлекать внимание детей к красивой, ухоженной одежде. Беседа о правилах поведения в раздевалке с использованием сигналов, разрешающих и запрещающих (например, можно сидя одеваться, нельзя бегать, можно надеть шапку в конце одевания, нельзя – в начале и т.д.). Сигналы лучше придумать совместно с детьми. Игровое упражнение «Попроси правильно о помощи». |
Приведение себя в порядок | «Чистый нос» | Учить детей своевременно пользоваться носовым платком. Учить детей видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его. | Показать способы правильного пользования носовым платком. Изготовление кармашек для носовых платочков. Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». |
Наведения порядка в группе | «Каждой игрушке свое место» | Учить детей убирать игрушки на место после игры, развивать внимание, память, элементарные трудовые навыки. | Дидактическая игра «Что изменилось». Игровые ситуации «Найти игрушку». |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в октябре, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша одеваться?», буклеты с алгоритмом одевания. |
Ноябрь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Сухие рукава» | Формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем. | Рассказать детям, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой. |
Питание | «Поведение за столом» | Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке. | Словесная игра «Что можно, что нельзя». Игровые упражнения «Угощаем гостей». Чтение Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» с рассматриванием иллюстраций. |
Одевание-раздевание | «Башмачки по местам» | Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна. Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. | Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» с рассматриванием иллюстраций. Дидактическая игра «Найди пару». Сюжетно-ролевая игра «Семья» игровая ситуация «Мамы собирают детей на прогулку» с использованием кукол и кукольной одежды. |
Приведение себя в порядок | «Аккуратная причёска» | Приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала. | Чтение стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Беседа о том, зачем надо причесывать свои волосы. |
Наведения порядка в группе | «Мытье игрушек» | Оказать помощь по силе возможности своим друзьям, использовать вежливые слова. Использовать пример друга. | Организация хозяйственно-бытового труда. |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в ноябре, результатами, достижениями детей. | Беседа с родителями о приобретение личных расчесок для детей. Стендовое консультирование «Зачем нужны расчестки?». |
Декабрь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Умываться!» | Побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, отжать воду, стряхнуть ладошки. | Рассказать детям сказка про Зайца-грязнулю, предложить его нарисовать. Выучить потешки: «Ручки надо чисто мыть, рукава не замочить!», «Засучу я рукава, возьму в руки мыло, Чисто вымою лицо, стану я красивой (-вым).» |
Питание | «Мы кушаем» | Приучать детей к правильному поведению за столом (сидеть прямо, ноги на полу), правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой - правильно их держать), кушать аккуратно, не проливая пиши и не крошить хлеб, пользоваться салфеткой и обязательно благодарить за еду. Вставать из-за стола тихо спокойно, не гремя стульями. | Дидактическая игра «Найди ошибку», «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Сюжетно-ролевая игра «Семья», игровые ситуации «К нам пришли гости». Аудиосказки: «Сказка о ложке и вилке», «Как Ложка с Вилкой поссорились». Выучить потешку: «Час обеда подошел, сели дети все за стол. Правильно держите ложку, набирайте понемножку. Рубашку, платье не марайте Рот салфеткой вытирайте.» |
Одевание-раздевание | «Я умею одеваться» | Побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, помогать. Учить выворачивать вещи на «лицо». Приучать вытирать ноги при входе в помещение. | Чтение С. Маршака «Вот какой рассеянный» с рассматриванием иллюстраций, И. Бурсова «Галоши» Показать способы правильного выворачивания и складывания одежды. Выучить текст: «Видишь коврик у порога? Он постелен неспроста: вытирай почище ноги – будет в доме чистота! |
Приведение себя в порядок | «Свойства носового платка» | Учить детей самостоятельно высмаркиваться и убирать платок на место. | Беседа с детьми о том, что чихать и кашлять, нельзя открыто, надо закрывать рот и нос руками, платком. Рассматривание носовых платков (форма, цвет, как сложен). Чтение истории «Для чего нужен носовой платок?» |
Наведения порядка в группе | «Каждой игрушке свое место» | Формировать у детей навык убирать игровые уголки после игры, наводить порядок в группе. | Игровые ситуации «Найди место …», «Куда спряталась …», «Наведи порядок», «Что ни так». Чтение С. Михалков «Я сам». |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в декабре, результатами, достижениями детей. | Беседа с родителями о закреплении навыков культурного поведения за столом. Папка-передвижка «Правила поведения за столом». |
Январь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Умывание каждый день» | Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. | Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Игровая ситуация «К нам пришла Замарашка». Выучить стихотворение: «После прогулки и перед обедом, руки помоем с мылом как следует». |
Питание | «Свойства салфетки» | Учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой после еды. | Уточнить для каких целей нужна салфетка. Выучить потешку: «Чтобы выглядеть опрятно, Ешь красиво, аккуратно, И ногами не болтай, И соседа не толкай». |
Одевание-раздевание | «Вещи по местам» | Учить детей наводить порядок в своем шкафу: шапки, платки, штаны свитера - на верхней полке, кофты, куртки - на крючке, сапоги, тапки - на нижней полке шкафчика. | Дидактическая игра «Сложи вещи правильно», «Где что лежит». Чтение Л. Воронковой «Маша-растеряша» с рассматриванием иллюстраций. |
Приведение себя в порядок | «Зайчик весь промок» | Приучать детей к уходу за одеждой и обувью (вешать на батарею мокрые вещи) отряхивать обувь и одежду от снега. | Игровое упражнение «Помоги своим вещам стать сухими». Опыты с тканью (свойства ткани, мокнет, растягивается, мнется). |
Наведения порядка в группе | «Потеряшки» | Приучать детей убирать игры и игрушки на свои места после игр. | Выучить стихотворение: «Ну, теперь, за дело дружно- Убирать игрушки нужно. Убирать, и не ломать. Будем в них потом играть» |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в январе, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша пользоваться салфеткой?». |
Февраль
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Водичка умой моё личико» | Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями, проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. | Формирование практических навыков. Выучить стихотворение: «Чтоб микробов не бояться, Надо чаще умываться, Мыть ладошки только с мылом, Чтоб всегда здоровье было». |
Питание | «Субчик я люблю поесть!» | Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки. | Формирование практических навыков. Сюжетные игры «Пригласили свинку в гости», «Юля-капризуля». Выучить стихотворение: «Как поесть приятно супчик! Вот в тарелке он, голубчик. Где моя большая ложка? Я попробую немножко…» |
Одевание-раздевание | «Левый-правый башмачок» | Приучать детей самостоятельно надевать одежду, обуваться, различать правый и левый башмак. | Дидактическая игра «Одень куклу». Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Чтение В. Зайцевой «Я одеться сам могу» с рассматриванием иллюстраций. |
Приведение себя в порядок | «Зеркало» | Приучать детей ухаживать за своими прическами, за своим внешним видом. | Заучивание стихотворения «Расти коса до пояса». Игра «Парикмахерская». |
Наведения порядка в группе | «Помощники» | Стимулировать детей к уборке игрушек. | Соревновательные задания: «Кто быстрее найдет место кубикам, машинкам, книжкам …» |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в феврале, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Культура поведения за столом во время еды», буклеты с алгоритмом приема пищи (обед). |
Март
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Ясные глазки» | Формировать привычку умываться после прогулки, дневного сна. | Объяснить детям, зачем надо умывать глазки и как это делать. Выучить стишок: «Мы помоем глазки, чтобы видеть сказки» |
Питание | «Послушная вилка» | Учить пользоваться вилкой, брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта. Обращать внимание на необходимость соблюдение знакомых детям правил поведения за столом. | Формирование практических навыков. Выучить стихотворение: Посадим на вилку Кусочек котлетки — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на вилке кусочка котлетки. И нет на тарелке — гляди! |
Одевание-раздевание | «Я учусь одеваться и раздеваться сам!» | Приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; спокойно вести себя в раздевалке. | Формирование практических навыков. Выучить стихотворение Т. Хитровой: Что оденем мы сначала? Ножки. Надеваем штанишки и сапожки. Что оденем мы потом? Руки. А на них наденем кофты и куртки. А последней, а последней, Знаем мы как дважды два, Одевается, конечно. На прогулку – голова! |
Приведение себя в порядок | «Зеркало» | Прививать желание всегда быть чистым, аккуратным. | Закрепить навык смотреться в зеркало, обращать внимание на внешний вид. |
Наведения порядка в группе | «Вот какой я молодец» | Стимулировать детей к уборке группового помещения. | Игры: «Посмотри внимательно, найди беспорядок», «Научи Шарика наводить порядок». |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в марте, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша пользоваться вилкой во время еды?» |
Апрель
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Микробы» | Формировать привычку мыть руки со щеткой, вымывать грязь из-под ногтей. | Выучить стихотворение: «Чтоб ни один микроб, Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Надо с мылом и водой» Формирование практических навыков. Дидактическая игра «Щетки». |
Питание | «Раз котлетка, два гарнир» | Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. д.) гарниром, доедать пищу до конца, не оставляя её за щекой. | Формирование практических навыков. Чтение детям стихотворения «Учись пользоваться вилкой, ложкой». |
Одевание-раздевание | «Мы одежду бережем» | Приучать детей к бережному отношению к вещам, уметь выворачивать и складывать. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим. | Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?» Формирование практических навыков. Повторение правил поведения в раздевалке. |
Приведение себя в порядок | «Я красивый (ая)» | Продолжать учить детей замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. | Сюжетная игра «А кто у нас красивый?». |
Наведения порядка в группе | «Бережем книги» | Учить бережно относиться к книгам. Ввести правила обращения с книгой. | Познакомить с правилами: «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они»; «Книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом»; «Не пачкай книгу, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой. Она от этого портится»; «После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место»; «Правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу или на полке»; «Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого». |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в апреле, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша бережно относиться к одежде?». |
Май
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | Моем руки чисто-чисто | Формировать навык мыть руки после прогулки со щеткой, вымывать грязь из-под ногтей. | Формирование практических навыков. Закрепление полного алгоритма умывания (с закатыванием рукавов, использования щетки). |
Питание | «Вкусная еда» | Формирование навыка кушать хорошо прожевывая с закрытым ртом, наслаждаясь вкусом пищи. | Формирование практических навыков. Знакомство с поговорками: «Кто долго жует, тот долго живет», «Плох обед, коли хлеба нет», «Когда я ем, я глух и нем». |
Одевание-раздевание | «Вместе с куклой на прогулку» | Закрепить выполнение алгоритма одевания одежды. | Сюжетные игры с куклами с использованием одежды. |
Приведение себя в порядок | Посмотрите на меня | Формировать потребность в соблюдении опрятности на улице. | Побуждать детей обращать внимание на состояние одежды во время прогулки («Кто у нас испачкался?) |
Наведения порядка в группе | «Моем игрушки» | Прививать элементарные навыки трудолюбия, вызывать желание трудится. | Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Дашу». Организация хозяйственно-бытового труда. |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в мае, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша бережно относиться к книгам?», буклеты с правилами обращения с книгой. |
Июнь
Раздел | Тема | Цель | Формы работы |
Умывание | «Надо, надо умываться» | Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. | Формирование практических навыков. Закрепление полного алгоритма умывания (с закатыванием рукавов, использования щетки). |
Питание | «Я умею есть красиво» | Формирование навыка культуры еды. | Повторение правил поведения за столом, использования столовых приборов, салфетки. Дидактические игры «Что это и зачем», «Что сначала, что потом», «Как правильно» |
Одевание-раздевание | «Вот как мы умеем» | Продолжать закреплять умение аккуратно вешать одежду на стульчик перед сном. | Формирование практических навыков. Рассматривание сложенной одежды на стульчиках (Чей стульчик аккуратнее?). |
Приведение себя в порядок | «Послушные ножки» | Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение. Уважать труд взрослых. | Обсудить пословицу «Всякий человек на деле познаётся». Сюжетная игра с куклами «Гости». |
Наведения порядка в группе | «Вежливые дети» | Формирование навыка выполнения детьми правил вежливого обращения. Формирование таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека | Чтение сказки «Ушки – неслушки», игра «Заботливый хозяин» с предметными картинками (дети рассказывают, как они будут заботится о предмете, изображенном на картинке). |
Работа с родителями | «Развитие КГН» | Познакомить родителей с перспективой работы в ноябре, результатами, достижениями детей. | Стендовое консультирование «Как научить малыша одеваться?», буклеты с алгоритмом одевания. |
Сказка про Зайца-грязнулю.
Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые.
А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
- Ты кто? – спрашивает лиса.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - замотала головой лиса. – Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?
Почему? – удивился заяц.
- Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
- Ты кто? – спрашивает волк.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - сел на задние лапы волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?
- Почему крот? – удивился заяц.
- Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
- Ты кто? – спрашивает медведь.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - замотала головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?
- Почему? – удивился заяц.
- Потому что весь зеленый!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.
- Ну и что, зато не съели, - подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
- Привет, - закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.
- А ты кто? – хором спросили зайцы.
- Как кто? Заяц!
- Не может быть, - сказал один из игравших на поляне зайчиков. – Ты на нас совсем не похож.
- Как не похож? – расстроился грязный заяц. – Разве я не такой же, как вы?
- Нет! – хором прокричали зайцы. – Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…
Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный!!! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.
- Ой, - закричали зайцы. – И правда, ты заяц!
Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
- Какой я красивый, оказывается, - удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.
О мыле, расческе и зеркале.
Вы, дорогие девочки и мальчики, уже научились мыть руки и теперь можете умываться сами. Надеемся, вы догадались, что лицо моют чистыми руками. Но помнить надо еще кое о чем. Послушайте, пожалуйста, что было с Дашей и, Федей, когда Даше шел уже пятый год, а Феде было чуть больше трех, если быть более точным, то ему исполнилось три года и три месяца.
Федя, набрав воды в ладони, забыл наклониться над умывальником и облил свою маечку, а потом просто провел мокрыми руками по щекам и уже хотел вытираться полотенцем. «Так не годится, - сказала ему Даша. - Посмотри, как надо делать». Федя посмотрел и увидел, что Даша моет лицо и шею мылом, намыленными пальчиками протирает уши и за ушами.
- Я, боюсь мыла, оно щиплет глаза, — захныкал Федя.
- А ты зажмурься, — шепнула ему Даша.
Федя послушался. И правда, мыльная пена совсем не щипалась,- она была такая мягкая, ласкова, что хотелось с ней играть.
Но Даша предупредила: ее ли долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Пора смывать пену! И не снизу вверх, а сверху вниз, со лба к подбородку. Так, чтобы нигде не оставалось, и особенно; за ушами. Федя так и сделал; лицо было совсем чистое, а он все еще боялся открыть глаза.
- Посмотри на меня!— сказала ему Даша. Она сложила ладони лодочкой, набрала полную лодочку воды и опустила в нее лицо.
- Это я учусь нырять! - похвалилась Даша;
-Ведь пловцы всегда ныряют с открытыми глазами. Иначе как бы они увидели, что делается на дне и рядом с ними?
Федя, расхрабрившись, тоже промыл прохладной водой глаза. И сразу почувствовал, как это приятно! Потом они повесили полотенца на место, и Даша стала причесываться. У Феди не было расчески, и он попросил Дашу: «Дай мне свою на минутку!»
Но Даша сжала губы и покачала головой. Федя было подумал: «Вот жадина», но мама, услышав разговор, сказала;
- Расческу, никогда и, у кого не проси! Чужой расческой причесываться нельзя, даже если она принадлежит твоей сестре.
Мама подарила Феде совсем новенькую расческу, а он не забыл сказать «спасибо!» и сразу убежал к ребятам. Даша причесалась, и посмотреться в зеркало не забыла
Эй, ты, человек рассеянный с улицы Бассейной! - крикнул Феде один мальчик.
- Какой ты смешной! — сказал другой. Федя не донял, в чем дело, обиделся и чуть не заплакал. Даша подошла к нему и спросила:
-Так тебе кажется, для чего люди придумали зеркало? Наверное, для того, чтобы осмотреться и проверить, все ли в порядке. Ну-ка посмотрись...Федя подошел к зеркалу и увидел, что волосы у него стоят торчком, а верхняя пуговица рубашки застегнута, на среднюю петлю, он быстро все поправил и настроение у него улучшилось.
А вы, уважаемые девочки и мальчики, умывшись и причесавшись, не забываете посмотреть в зеркало?
Для чего нужен носовой платок?
Однажды утром, когда Федя пришел в сопровождении Даши в детский сад, воспитательница попросила"
- Ну-ка, дети, покажите свои носовые платки.
Все быстро выну ли из карманов сложенные вчетверо розовые, белые, клетчатые платочки. А Федя долго копался в своих карманах, потом даже вывернул их, и на пол посыпались бумажки от жвачек, камешки, детали от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок! Выпал, покатился и спрятался за шкаф.
- Смотрите, — сказал один мальчик, — платочек обиделся на Федю и убежал.
- Да, - улыбнулась воспитательница, - Фединому платочку плохо живется в кармане со всяким мусором. И тебе, Федя, от этого плохо! Грязным платком нос вытирать нельзя.
- И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя, - добавила Даша.
- А почему надо закрывать рот платком? — удивился Федя — Потому, когда ты кашляешь или чихнёшь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если не закроешь им путь, они разлетятся в разные стороны, попадут в рот и нос другим детям и все начнут чихать и кашлять, — сказала воспитательница:
- А я вот кашляю и никаких микробов не вижу, — заупрямился Федя.
- Это потому, что микробы маленькие премаленькие; — объяснила воспитательница. — Но я вам сейчас покажу их— И показала картинку, на которой огромный дядя стоял и кашлял, из его открытого рта вы летали тысячи
крохотных, злых зверушек микробов.
Федя очень внимательно рассмотрел их. А, придя, домой попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него всегда чистый и аккуратно сложенный платок наводится в чистом кармане. А у тебя?
Сколько дел перед сном?
Дело было вечером. Мама сказала Даше и Феде:
- Если вы сегодня быстро уснете и хорошенько выспитесь, мы завтра встанем пораньше и поедем в зоопарк.
- Я сейчас же лягу спать! — закричал Федя.
- Ну, нет, — сказала мама - До сна надо еще сделать пять дел. Вспомните, Надо убрать на место игрушки
- Это раз!— догадался Федя.
- Надо умыться! — добавила Даша.
-Я утром умывался, - возразил Федя. — Я еще чистый. Но Даша одошла к нему и пропела известный всем стишок: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
-Правильно! — похвалила мама. — Не умытым нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки и пошли в ванную!
А когда они вернулись в комнату, мама сказала:
- Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умы, зубы почистили, ноги вымыли.
Осталось последнее. Что? Я лягу и подумаю, — схитрил Федя. Он швырнул правый ботинок на лево, левый направо, стянул рубашку и бросил через голову, да так что она отлетела далеко в угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.
Мама увидела все это и грустно покачала головой - ведь мамы всегда, огорчаются, когда дети плохо себя ведут.
- А я поеду завтра в зоопарк? — шепотом спросила Даша — Ведь я и пятое дело сделала — сложила свою одежду.
И правда, две ее туфель стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные колготки и рубашка.
- Ладно, не будем Федю огорчать поедем все вместе, — сказала мама,— Только нам, наверное, придется долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно.
Утром Даша оделась очень быстро, а Федя, полчаса ползал по полу, собирая свои одежки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил: сегодня не лягу спать, пока не сделаю все деть дел! И даже шестое сделаю - скажу всем «спокойной ночи!»
А вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «спокойной ночи»?
КОРОЛЕВСТВО СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ
... Было это или не было, а если было, то очень давно. В Королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А Королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком Королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка, Поэтому вилки, ножи, ложки расположились на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепутались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе:». И, конечно же, умная тарелка дала им совет:
Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу,
Рядом ложку положу,
Вилку положу я слева,
-Вилка, зубцами вверх смотрела.
Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из Королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица, Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
ПОЛДНИК
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Язычки у нас молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери.
Столовые приборы
Кашу, суп едим мы ложкой,
Вилкой кушаем картошку.
А когда мы подрастем,
Будем кушать и с ножом!
Ложкой-вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча весело едим.
УШКИ – НЕСЛУШКИ
Пришел папа с работы, просит дочку:
- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!
- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!
- Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!
- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.
- А я не слышу, – говорит Анюта, – у меня ушки-неслушки!
Отложил дедушка газету, вздохнул.
- Ведь вот, – говорит, – досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?
- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта, и чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка приставил к уху ладонь.
- Что? – говорит. – Не слышу… Не разберу…
- Я говорю ку-клу! – что было силы закричала Анюта. И чтобы глаза…
Но дедушка только руками развел.
- Не слышу, – говорит, – ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!
Вздохнул и стал снова газету читать.
Так и осталось Анюта к празднику без куклы.
А ушки теперь у нее – послушки!
Г. Браиловская
Вопросы к сказке?
Как вы думаете, почему папа попросил дать Анюту ему тапочки?
Почему Анюта говорила, что у нее ушки-непослушки?
Прочему дедушка не купил внучке куклу?
Почему у Анюты стали ушки-непослушки?
Что можно сказать про Анюту, какая она?
Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе "в гостях у Мойдодыра"
НОД по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе "в гостях у Мойдодыра"Цели:познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;закрепить и уточнить знания детей о том, ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...
Консультация для родителей развитие культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
Развитие культурно-гигиенических навыков....
Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе.
Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе ЦЕЛЬ: формирование культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДО...
«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков в средней группе»
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...
Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
формирование культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН...
«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков в средней группе»
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...