«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе общеразвивающей направленности»
методическая разработка (младшая группа)

Челнокова Наталья Витальевна

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с  выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_v_ml._gr.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 комбинированного вида

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме:

«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков

во второй младшей группе общеразвивающей направленности»

Составил:

Старший воспитатель Челнокова Н.В.

.

Санкт-Петербург

2021 г.

Сентябрь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Мы моем правильно руки»

Учить правильно мыть руки (брать мыло из мыльницы, намыливать руки до образования пены, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук), насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место.

Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи.

Дидактическая игра «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо».

Познакомить со схемой алгоритма действия в умывальной комнате.

Беседа с детьми о том, зачем надо мыть руки; показ воспитателем мытья рук, чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая», сказки Чуковского «Мойдодыр».

Дидактическая игра «Научи куклу Машу мыть руки»

Питание

«Как зайка правильно учился держать ложку»

Учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя.

Прямое обучение, показ. Сюжетные игры «Кафе», «Гости».

Одевание-раздевание

«Покажем зайке, где лежат наши вещи»

Учить детей, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, джинсы, с помощью взрослого надевать носки, джинсы и кофту.

Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, правильно надевать обувь.

Познакомить со схемой алгоритма действия в раздевалке.

Ситуация для обсуждения: как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Игровая ситуация для сюжетной игры: кукла Таня у нас в гостях

Приведение себя в порядок

Содержание в порядке одежды и обуви

Воспитывать навыки опрятности, учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Беседы на тему «Как правильно сложить одежду», «Каждой вещи свое место».

Познакомить со схемой алгоритма действия при размещении одежды на стульчике во время раздевания.

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с целевыми ориентирами по данному разделу, с перспективой работы в сентябре, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша мыть руки?», буклеты с алгоритмом умывания.

Октябрь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Мойдодыр»

Учить детей самостоятельно и аккуратно мыть руки, насухо вытирать их полотенцем, сняв его с крючка, положив на ладошки, вешать полотенце на место. Формировать социальный опыт детей на основе литературного произведения.

Дидактические игры: «Научи Зайку умываться», «Где моё полотенце?», «Научи куклу Машу мыть руки». НОД «Мыло для детей и зверей». Рассматривание иллюстраций на тему: «Чистота - залог здоровья» из книги «Девочка чумазая» А. Барто.

Питание

«Здравствуй салфетка»

Учить детей держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды.

Игровые упражнения: «Мы едим», «Обед у трех медведей». Рассматривание иллюстрации «Вытирай салфеткой рот и, не капай на живот».

Одевание-раздевание

«Я сам»

Побуждать детей бережно относиться к своей одежде.

Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Привлекать внимание детей к красивой, ухоженной одежде.

Беседа о правилах поведения в раздевалке с использованием сигналов, разрешающих и запрещающих (например, можно сидя одеваться, нельзя бегать, можно надеть шапку в конце одевания, нельзя – в начале и т.д.). Сигналы лучше придумать совместно с детьми.

Игровое упражнение «Попроси правильно о помощи».

Приведение себя в порядок

«Чистый нос»

Учить детей своевременно пользоваться носовым платком.

Учить детей видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его.

Показать способы правильного пользования носовым платком.

Изготовление кармашек для носовых платочков.

Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась».

Наведения порядка в группе

«Каждой игрушке свое место»

Учить детей убирать игрушки на место после игры, развивать внимание, память, элементарные трудовые навыки.

Дидактическая игра «Что изменилось». Игровые ситуации «Найти игрушку».

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в октябре, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша одеваться?», буклеты с алгоритмом одевания.

Ноябрь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Сухие рукава»

Формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем.

Рассказать детям, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

Питание

«Поведение за столом»

Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

Словесная игра «Что можно, что нельзя». Игровые упражнения «Угощаем гостей». Чтение Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» с рассматриванием иллюстраций.

Одевание-раздевание

«Башмачки по местам»

Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» с рассматриванием иллюстраций. Дидактическая игра «Найди пару». Сюжетно-ролевая игра «Семья» игровая ситуация «Мамы собирают детей на прогулку» с использованием кукол и кукольной одежды.

Приведение себя в порядок

«Аккуратная причёска»

Приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Чтение стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Беседа о том, зачем надо причесывать свои волосы.

Наведения порядка в группе

«Мытье игрушек»

Оказать помощь по силе возможности своим друзьям, использовать вежливые слова. Использовать пример друга.

Организация хозяйственно-бытового труда.

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в ноябре, результатами, достижениями детей.

Беседа с родителями о приобретение личных расчесок для детей. Стендовое консультирование «Зачем нужны расчестки?».

Декабрь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Умываться!»

Побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, отжать воду, стряхнуть ладошки.

Рассказать детям сказка про Зайца-грязнулю, предложить его нарисовать.

Выучить потешки: «Ручки надо чисто мыть, рукава не замочить!», «Засучу я рукава, возьму в руки мыло,

Чисто вымою лицо, стану я красивой (-вым).»

Питание

«Мы кушаем»

Приучать детей к правильному поведению за столом (сидеть прямо, ноги на полу), правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой - правильно их держать), кушать аккуратно, не проливая пиши и не крошить хлеб, пользоваться салфеткой и обязательно благодарить за еду. Вставать из-за стола тихо спокойно, не гремя стульями.

Дидактическая игра «Найди ошибку», «Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Сюжетно-ролевая игра «Семья», игровые ситуации «К нам пришли гости». Аудиосказки: «Сказка о ложке и вилке», «Как Ложка с Вилкой поссорились».

Выучить потешку: «Час обеда подошел, сели дети все за стол. Правильно держите ложку, набирайте понемножку.

Рубашку, платье не марайте

Рот салфеткой вытирайте.»

Одевание-раздевание

«Я умею одеваться»

Побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, помогать. 

Учить выворачивать вещи на «лицо». Приучать вытирать ноги при входе в помещение.

Чтение С. Маршака «Вот какой рассеянный» с рассматриванием иллюстраций, И. Бурсова «Галоши»

Показать способы правильного выворачивания и складывания одежды.

Выучить текст: «Видишь коврик у порога? Он постелен неспроста: вытирай почище ноги – будет в доме чистота!

Приведение себя в порядок

«Свойства носового платка»

Учить детей самостоятельно высмаркиваться и убирать платок на место.

Беседа с детьми о том, что чихать и кашлять, нельзя открыто, надо закрывать рот и нос руками, платком. Рассматривание носовых платков (форма, цвет, как сложен). Чтение истории «Для чего нужен носовой платок?»

Наведения порядка в группе

«Каждой игрушке свое место»

Формировать у детей навык убирать игровые уголки после игры, наводить порядок в группе.

Игровые ситуации «Найди место …», «Куда спряталась …», «Наведи порядок», «Что ни так». Чтение С. Михалков «Я сам».

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в декабре, результатами, достижениями детей.

Беседа с родителями о закреплении навыков культурного поведения за столом. Папка-передвижка «Правила поведения за столом».

Январь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Умывание каждый день»

Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Игровая ситуация «К нам пришла Замарашка».

Выучить стихотворение: «После прогулки и перед обедом, руки помоем с мылом как следует».

Питание

«Свойства салфетки»

Учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой после еды.

Уточнить для каких целей нужна салфетка.

Выучить потешку: «Чтобы выглядеть опрятно, Ешь красиво, аккуратно, И ногами не болтай, И соседа не толкай».

Одевание-раздевание

«Вещи по местам»

Учить детей наводить порядок в своем шкафу: шапки, платки, штаны свитера - на верхней полке, кофты, куртки - на крючке, сапоги, тапки - на нижней полке шкафчика.

Дидактическая игра «Сложи вещи правильно», «Где что лежит». Чтение Л. Воронковой «Маша-растеряша» с рассматриванием иллюстраций.

Приведение себя в порядок

«Зайчик весь промок»

Приучать детей к уходу за одеждой и обувью (вешать на батарею мокрые вещи) отряхивать обувь и одежду от снега.

Игровое упражнение «Помоги своим вещам стать сухими». Опыты с тканью (свойства ткани, мокнет, растягивается, мнется).

Наведения порядка в группе

«Потеряшки»

Приучать детей убирать игры и игрушки на свои места после игр.

Выучить стихотворение: «Ну, теперь, за дело дружно-

Убирать игрушки нужно. Убирать, и не ломать.

Будем в них потом играть»

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в январе, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша пользоваться салфеткой?».

Февраль

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Водичка умой моё личико»

Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями, проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Формирование практических навыков.

Выучить стихотворение:

«Чтоб микробов не бояться,

Надо чаще умываться,

Мыть ладошки только с мылом,

Чтоб всегда здоровье было».

Питание

«Субчик я люблю поесть!»

Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки.

Формирование практических навыков. Сюжетные игры «Пригласили свинку в гости», «Юля-капризуля».

Выучить стихотворение:

«Как поесть приятно супчик!

Вот в тарелке он, голубчик.

Где моя большая ложка?

Я попробую немножко…»

Одевание-раздевание

«Левый-правый башмачок»

Приучать детей самостоятельно надевать одежду, обуваться, различать правый и левый башмак.

Дидактическая игра «Одень куклу». Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Чтение В. Зайцевой «Я одеться сам могу» с рассматриванием иллюстраций.

Приведение себя в порядок

«Зеркало»

Приучать детей ухаживать за своими прическами, за своим внешним видом.

Заучивание стихотворения «Расти коса до пояса». Игра «Парикмахерская».

Наведения порядка в группе

«Помощники»

Стимулировать детей к уборке игрушек.

Соревновательные задания: «Кто быстрее найдет место кубикам, машинкам, книжкам …»

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в феврале, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Культура поведения за столом во время еды», буклеты с алгоритмом приема пищи (обед).

Март

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Ясные глазки»

Формировать привычку умываться после прогулки, дневного сна.

Объяснить детям, зачем надо умывать глазки и как это делать. Выучить стишок: «Мы помоем глазки, чтобы видеть сказки»

Питание

«Послушная вилка»

Учить пользоваться вилкой, брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта. Обращать внимание на необходимость соблюдение знакомых детям правил поведения за столом.

Формирование практических навыков. Выучить стихотворение:

Посадим на вилку

Кусочек котлетки — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на вилке кусочка котлетки.

И нет на тарелке — гляди!

Одевание-раздевание

«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; спокойно вести себя в раздевалке.

Формирование практических навыков.

Выучить стихотворение Т. Хитровой:

Что оденем мы сначала? Ножки.

Надеваем штанишки и сапожки.

Что оденем мы потом? Руки.

А на них наденем кофты и куртки.

А последней, а последней,

Знаем мы как дважды два,

Одевается, конечно.

На прогулку – голова!                                                            

Приведение себя в порядок

«Зеркало»

Прививать желание всегда быть чистым, аккуратным.

Закрепить навык смотреться в зеркало, обращать внимание на внешний вид.

Наведения порядка в группе

«Вот какой я молодец»

Стимулировать детей к уборке группового помещения.

Игры: «Посмотри внимательно, найди беспорядок», «Научи Шарика наводить порядок».

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в марте, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша пользоваться вилкой во время еды?»

Апрель

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Микробы»

Формировать привычку мыть руки со щеткой, вымывать грязь из-под ногтей.

Выучить стихотворение: «Чтоб ни один микроб,

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Надо с мылом и водой»

Формирование практических навыков. Дидактическая игра «Щетки».

Питание

«Раз котлетка, два гарнир»

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. д.) гарниром, доедать пищу до конца, не оставляя её за щекой.

Формирование практических навыков.

Чтение детям стихотворения «Учись пользоваться вилкой, ложкой».

Одевание-раздевание

«Мы одежду бережем»

Приучать детей к бережному отношению к вещам, уметь выворачивать и складывать. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?»

Формирование практических навыков.

Повторение правил поведения в раздевалке.

Приведение себя в порядок

«Я красивый (ая)»

Продолжать учить детей замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.

Сюжетная игра «А кто у нас красивый?».

Наведения порядка в группе

«Бережем книги»

Учить бережно относиться к книгам. Ввести правила обращения с книгой.

Познакомить с правилами: «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они»; «Книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом»; «Не пачкай книгу, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой. Она от этого портится»; «После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место»; «Правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу или на полке»; «Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого».

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в апреле, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша бережно относиться к одежде?».

Май

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

Моем руки чисто-чисто

Формировать навык мыть руки после прогулки со щеткой, вымывать грязь из-под ногтей.

Формирование практических навыков. Закрепление полного алгоритма умывания (с закатыванием рукавов, использования щетки).

Питание

«Вкусная еда»

Формирование навыка кушать хорошо прожевывая с закрытым ртом, наслаждаясь вкусом пищи.

Формирование практических навыков. Знакомство с поговорками: «Кто долго жует, тот долго живет», «Плох обед, коли хлеба нет», «Когда я ем, я глух и нем».

Одевание-раздевание

«Вместе с куклой на прогулку»

Закрепить выполнение алгоритма одевания одежды.

Сюжетные игры с куклами с использованием одежды.

Приведение себя в порядок

Посмотрите на меня

Формировать потребность в соблюдении опрятности на улице.

Побуждать детей обращать внимание на состояние одежды во время прогулки («Кто у нас испачкался?)

Наведения порядка в группе

«Моем игрушки»

Прививать элементарные навыки трудолюбия, вызывать желание трудится.

Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Дашу». Организация хозяйственно-бытового труда.

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в мае, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша бережно относиться к книгам?», буклеты с правилами обращения с книгой.

Июнь

Раздел

Тема

Цель

Формы работы

Умывание

«Надо, надо умываться»

Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду.

Формирование практических навыков. Закрепление полного алгоритма умывания (с закатыванием рукавов, использования щетки).

Питание

«Я умею есть красиво»

Формирование навыка культуры еды.

Повторение правил поведения за столом, использования столовых приборов, салфетки. Дидактические игры «Что это и зачем», «Что сначала, что потом», «Как правильно»

Одевание-раздевание

«Вот как мы умеем»

Продолжать закреплять умение аккуратно вешать одежду на стульчик перед сном.

Формирование практических навыков. Рассматривание сложенной одежды на стульчиках (Чей стульчик аккуратнее?).

Приведение себя в порядок

«Послушные ножки»

Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение. Уважать труд взрослых.

Обсудить пословицу «Всякий человек на деле познаётся». Сюжетная игра с куклами «Гости».

Наведения порядка в группе

«Вежливые дети»

Формирование навыка выполнения детьми правил вежливого обращения. Формирование таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека

Чтение сказки «Ушки – неслушки», игра «Заботливый хозяин» с предметными картинками (дети рассказывают, как они будут заботится о предмете, изображенном на картинке).

Работа с родителями

«Развитие КГН»

Познакомить родителей с перспективой работы в ноябре, результатами, достижениями детей.

Стендовое консультирование «Как научить малыша одеваться?», буклеты с алгоритмом одевания.

Сказка про Зайца-грязнулю.


Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые.

А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
- Ты кто? – спрашивает лиса.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - замотала головой лиса. – Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?
Почему? – удивился заяц.

- Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.

- Ты кто? – спрашивает волк.

- Заяц, - ответил заяц.

- Не может быть, - сел на задние лапы волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?

- Почему крот? – удивился заяц.

- Потому что ты весь в земле, вон какой черный!

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.

- Ты кто? – спрашивает медведь.

- Заяц, - ответил заяц.

- Не может быть, - замотала головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?

- Почему? – удивился заяц.

- Потому что весь зеленый!

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.

- Ну и что, зато не съели, - подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.

- Привет, - закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.

- А ты кто? – хором спросили зайцы.

- Как кто? Заяц!

- Не может быть, - сказал один из игравших на поляне зайчиков. – Ты на нас совсем не похож.

- Как не похож? – расстроился грязный заяц. – Разве я не такой же, как вы?

- Нет! – хором прокричали зайцы. – Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.

И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…

Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный!!! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.

- Ой, - закричали зайцы. – И правда, ты заяц!

Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.

- Какой я красивый, оказывается, - удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.

О мыле, расческе и зеркале.

Вы, дорогие девочки и мальчики, уже научились мыть руки и теперь можете умываться сами. Надеемся, вы догадались, что лицо моют чистыми руками. Но помнить надо еще кое о чем. Послушайте, пожалуйста, что было с Дашей и, Федей, когда Даше шел уже пятый год, а Феде было чуть больше трех, если быть более точным, то ему исполнилось три года и три месяца.

Федя, набрав воды в ладони, забыл наклониться над умывальником и облил свою маечку, а потом просто провел мокрыми руками по щекам и уже хотел вытираться полотенцем. «Так не годится, - сказала ему Даша. - Посмотри, как надо делать». Федя посмотрел и увидел, что Даша моет лицо и шею мылом, намыленными пальчиками протирает уши и за ушами.

- Я, боюсь мыла, оно щиплет глаза, — захныкал Федя.

- А ты зажмурься, — шепнула ему Даша.

Федя послушался. И правда, мыльная пена совсем не щипалась,- она была такая мягкая, ласкова, что хотелось с ней играть.

Но Даша предупредила: ее ли долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Пора смывать пену! И не снизу вверх, а сверху вниз, со лба к подбородку. Так, чтобы нигде не оставалось, и особенно; за ушами. Федя так и сделал; лицо было совсем чистое, а он все еще боялся открыть глаза.

- Посмотри на меня!— сказала ему Даша. Она сложила ладони лодочкой, набрала полную лодочку воды и опустила в нее лицо.

- Это я учусь нырять! - похвалилась Даша;

-Ведь пловцы всегда ныряют с открытыми глазами. Иначе как бы они увидели, что делается на дне и рядом с ними?

Федя, расхрабрившись, тоже промыл прохладной водой глаза. И сразу почувствовал, как это приятно! Потом они повесили полотенца на место, и Даша стала причесываться. У Феди не было расчески, и он попросил Дашу: «Дай мне свою на минутку!»

Но Даша сжала губы и покачала головой. Федя было подумал: «Вот жадина», но мама, услышав разговор, сказала;

- Расческу, никогда и, у кого не проси! Чужой расческой причесываться нельзя, даже если она принадлежит твоей сестре.

Мама подарила Феде совсем новенькую расческу, а он не забыл сказать «спасибо!» и сразу убежал к ребятам. Даша причесалась, и посмотреться в зеркало не забыла

Эй, ты, человек рассеянный с улицы Бассейной! - крикнул Феде один мальчик.

- Какой ты смешной! — сказал другой. Федя не донял, в чем дело, обиделся и чуть не заплакал. Даша подошла к нему и спросила:

-Так тебе кажется, для чего люди придумали зеркало? Наверное, для того, чтобы осмотреться и проверить, все ли в порядке. Ну-ка посмотрись...Федя подошел к зеркалу и увидел, что волосы у него стоят торчком, а верхняя пуговица рубашки застегнута, на среднюю петлю, он быстро все поправил и настроение у него улучшилось.

А вы, уважаемые девочки и мальчики, умывшись и причесавшись, не забываете посмотреть в зеркало?

Для чего нужен носовой платок?

Однажды утром, когда Федя пришел в сопровождении Даши в детский сад, воспитательница попросила"

- Ну-ка, дети, покажите свои носовые платки.

Все быстро выну ли из карманов сложенные вчетверо розовые, белые, клетчатые платочки. А Федя долго копался в своих карманах, потом даже вывернул их, и на пол посыпались бумажки от жвачек, камешки, детали от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок! Выпал, покатился и спрятался за шкаф.

- Смотрите, — сказал один мальчик, — платочек обиделся на Федю и убежал.

- Да, - улыбнулась воспитательница, - Фединому платочку плохо живется в кармане со всяким мусором. И тебе, Федя, от этого плохо! Грязным платком нос вытирать нельзя.

- И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя, - добавила Даша.

- А почему надо закрывать рот платком? — удивился Федя — Потому, когда ты кашляешь или чихнёшь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если не закроешь им путь, они разлетятся в разные стороны, попадут в рот и нос другим детям и все начнут чихать и кашлять, — сказала воспитательница:

- А я вот кашляю и никаких микробов не вижу, — заупрямился Федя.

- Это потому, что микробы маленькие премаленькие; — объяснила воспитательница. — Но я вам сейчас покажу их— И показала картинку, на которой огромный дядя стоял и кашлял, из его открытого рта вы летали тысячи

крохотных, злых зверушек микробов.

Федя очень внимательно рассмотрел их. А, придя, домой попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него всегда чистый и аккуратно сложенный платок наводится в чистом кармане. А у тебя?

Сколько дел перед сном?

Дело было вечером. Мама сказала Даше и Феде:

- Если вы сегодня быстро уснете и хорошенько выспитесь, мы завтра встанем пораньше и поедем в зоопарк.

- Я сейчас же лягу спать! — закричал Федя.

- Ну, нет, — сказала мама - До сна надо еще сделать пять дел. Вспомните, Надо убрать на место игрушки

- Это раз!— догадался Федя.

- Надо умыться! — добавила Даша.

-Я утром умывался, - возразил Федя. — Я еще чистый. Но Даша одошла к нему и пропела известный всем стишок: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

-Правильно! — похвалила мама. — Не умытым нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки и пошли в ванную!

А когда они вернулись в комнату, мама сказала:

- Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умы, зубы почистили, ноги вымыли.
Осталось последнее. Что? Я лягу и подумаю, — схитрил Федя. Он швырнул правый ботинок на лево, левый направо, стянул рубашку и бросил через голову, да так что она отлетела далеко в угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.

Мама увидела все это и грустно покачала головой - ведь мамы всегда, огорчаются, когда дети плохо себя ведут.

- А я поеду завтра в зоопарк? — шепотом спросила Даша — Ведь я и пятое дело сделала — сложила свою одежду.

И правда, две ее туфель стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные колготки и рубашка.

Ладно, не будем Федю огорчать поедем все вместе, — сказала мама,— Только нам, наверное, придется долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно.

Утром Даша оделась очень быстро, а Федя, полчаса ползал по полу, собирая свои одежки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил: сегодня не лягу спать, пока не сделаю все деть дел! И даже шестое сделаю - скажу всем «спокойной ночи!»

А вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «спокойной ночи»?

КОРОЛЕВСТВО СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ

... Было это или не было, а если было, то очень давно. В Королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А Королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком Королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка, Поэтому вилки, ножи, ложки расположились на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепутались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе:». И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу,

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

-Вилка, зубцами вверх смотрела.

Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из Королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица, Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

ПОЛДНИК

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Язычки у нас молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

Столовые приборы

Кашу, суп едим мы ложкой,

Вилкой кушаем картошку.

А когда мы подрастем,

Будем кушать и с ножом!

Ложкой-вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча весело едим.

 УШКИ – НЕСЛУШКИ

 

Пришел папа с работы, просит дочку:

-   Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

-   А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!

-   Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

-   А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!

-   Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.

-   А я не слышу, – говорит Анюта, – у меня ушки-неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

-  Ведь вот, – говорит, – досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

-  Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта, и чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

-   Что? – говорит. – Не слышу… Не разберу…

-   Я говорю ку-клу! – что было силы закричала Анюта. И чтобы глаза…

Но дедушка только руками развел.

-   Не слышу, – говорит, – ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталось Анюта к празднику без куклы.

А ушки теперь у нее  – послушки!

                                                                                Г. Браиловская       

Вопросы к  сказке?                                                       

Как вы думаете, почему папа попросил дать Анюту ему тапочки?

Почему Анюта говорила, что у нее ушки-непослушки?

Прочему дедушка не купил внучке куклу?

Почему у Анюты стали ушки-непослушки?

Что можно сказать про Анюту, какая она?

Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе "в гостях у Мойдодыра"

НОД по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе "в гостях у Мойдодыра"Цели:познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;закрепить и уточнить знания детей о том, ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  во второй младшей группе  общеразвивающей направленности  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе.

Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе ЦЕЛЬ: формирование  культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДО...

«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков в средней группе»

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

формирование  культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН...

«Перспективное планирование по развитию культурно-гигиенических навыков в средней группе»

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...