Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
материал (младшая группа)

Ажнакина Марина Шавкетовна

формирование  культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по формированию культурно-гигиенических навыков

во второй младшей группе

2019-2020г


Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе

ЦЕЛЬ: формирование  культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДОУ, целевыми ориентирами образования ФГОС ДО, показателями развития детей 3-4.

МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, игровой.

ПРИЁМЫ:

  • беседы, объяснения, чтение стихотворений, потешек, рассказов;
  • показ, демонстрация;
  • игровые упражнения, дидактические игры, игровые ситуации, приёмы мнемотехники.

Совместная деятельность педагога и детей

Задачи

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Пальчиковая гимнастика «Моем ручки».

Игр.упр. «Моем руки чисто-чисто».

Чтение «Мойдодыр»

К.И. Чуковского.

Формировать умение правильно и тщательно мыть руки (смачивать руки под струёй воды, набирать мыло из дозатора, намыливать руки выше запястья, тереть ладони друг о друга, промывать между пальцами, смывать мыло, умывать лицо, отжимать воду с рук, пользоваться только личным полотенцем.

Закреплять понятие, что мыть руки необходимо перед едой, после туалета и прогулки и по мере загрязнения.

Консультация в ходе родительского собрания «Культурно-гигиенические навыки ребёнка 3-х лет».

ПИТАНИЕ

Беседа «Для чего нужны салфетки».

Д/И «Покажем слонику как вести себя за обедом».

Продолжать прививать культурно-этические нормы (далее КЭН): обращать внимание на сервировку стола. Формировать умение держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту узкой частью. Формировать навык культуры поведения за столом: брать пищу губами, не всасывая в себя, есть бесшумно, не крошить хлеб, во время обеда съедать блюда в порядке очерёдности, не выхватывать кусочки пищи руками из тарелки, пользоваться салфеткой во время еды.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр. «Одеваем по порядку»,

Д/И «Покажем зайчику, где лежат наши вещи».

Формировать умение детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать свою одежду на стульчике перед сном. Учить пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду, не путать с одеждой других детей.

НОСОВОЙ ПЛАТОК И ПОСЕЩЕНИЕ ТУАЛЕТА

Игр.Упр. «Покажи, как умеешь вытирать носик».

Беседа «Где живёт туалетная бумага», Индивидуальные беседы «Порадуем маму сухими штанишками».

Формировать умение пользоваться носовым платком.

Формировать умение вовремя посещать туалет по мере необходимости, пользоваться самостоятельно туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть руки после туалета с мылом.

ОКТЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Д/И: «Поучим медвежонка делать пену», «Покажем лисичке, как надо вытирать руки насухо».

Продолжать формировать навык намыливать руки до образования пены, тщательно смывать ее, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место.

Памятка

«Что умеет ребёнок 3-х лет»

ПИТАНИЕ

Беседа: «Кушаем красиво».

Чтение: «Маша обедает». Беседа по содержанию.

Закреплять умение детей есть аккуратно, есть  котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр.Упр. «Застёжки».

Игр.упр. «Надеваем по порядку».

Упражнять в использовании разных видов застежек. Закреплять умение надевать колготки, обувь, застегивать верхнюю одежду с помощью взрослого. Просьбу о помощи выражать только словесно.

ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ И ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА.

Беседа «Для чего нам влажные салфетки?»

Индивидуальное упр. «Я уже не маленький, я уже большой»

Формировать умение использовать на прогулке влажные салфетки для протирания лица и рук по мере загрязнения.

Продолжать приучать детей пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную.

НОЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются»,

Чтение: потешка «Водичка, водичка»

Продолжать формировать умение правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями.  Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место.

Памятка «Профилактика кишечной инфекции»

ПИТАНИЕ

Показ, объяснение

Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой».

Формировать умение полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Беседа «Как готовимся ко сну?»

Д/И «Покажем мишке как мы складываем одежду».

 Закреплять умение раздеваться перед сном в нужной последовательности, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи  налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

ПРОФИЛАКТИКА КИШЕНОЙ ИНФЕКЦИИ.

Беседа «Где живут микробы?»

Беседа «Правила поведения в туалете».

Индивид. Упр. «Я сам».

Приучать детей не трогать грязными руками лицо, не облизывать пальцы и игрушки.

Продолжать формировать умение пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную, мыть руки с мылом после посещения туалета.

ДЕКАБРЬ

УМЫВАНИЕ.

Беседа «Не разбрызгивай воду».

Игр. упр. «Научим куклу умываться».

Воспитывать аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки.

Консультация «Я сам».

ПИТАНИЕ

Беседы: «Кушаем правильно»,

«Если скатерть на столе…»

Продолжать привитие КЭН: обращать внимание на порядок поедания блюд за обедом, сервировку стола.

Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.  

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Беседа «Зачем сушить одежду».

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду»

Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. Приучать оказывать помощь воспитателю при развешивании на просушку одежды и обуви.

ЩЁТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Игр. Упр. «обметаем снег с одежды»,

«Обметаем обувь».

Формировать  умение пользоваться щёткой, обметать одежду и обувь от снега.

Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

ЯНВАРЬ

УМЫВАНИЕ

Чтение: Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

Игр. Упр. «Научи товарища мыть руки».

Продолжать формировать умение детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду

Консультация «Что почитать детям о гигиене».

ПИТАНИЕ

Беседа: Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Продолжать формировать умение детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, не мять котлету, чередовать поедание основного блюда и гарнира; пользоваться салфеткой после еды.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр.  «Кто правильно и быстро положит одежду»,

«Застегнём –расстегнём»,

«Пошли валенки сушиться».

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Формировать осознание, что нужно развешивать одежду на просушку, ставить валенки на сушилку. Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду на стульчик перед сном. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

ОПРЯТНОСТЬ

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Д/и: «Посмотрим  в зеркало, как аккуратно мы одеты».

Игр. Упр. «обметем друг друга от снега»,

«Обметаем обувь».

Продолжать формировать умение замечать непорядок в одежде и устранять его, очищать одежду и обувь от снега самостоятельно, с помощью взрослых или других детей,.

Продолжать приучать пользоваться салфетками и туалетной бумагой, вовремя посещать туалет.

ФЕВРАЛЬ

УМЫВАНИЕ

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Игр. Упр. «Раз-два, засучили рукава».

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. 

Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в привитии культурно-гигиенических навыков»

ПИТАНИЕ

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Беседа по содержанию.

Повторение правил поведения за столом.

Продолжать прививать КЭН: обращать внимание на сервировку правила поведения во время приёма пищи. Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр. «Надеваем колготки».

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Если не просушим рукавички».

Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Формировать умение размещать варежки на сушилке. Формировать понятие, что обувь и одежду необходимо разместить на сушилках возле батареи, иначе она останется мокрая.

РАСЧЁСКА И НОСОВОЙ ПЛАТОК.

Игр. Упр «Где твой платочек?»

Игр. Упр. «Давайте причешемся».

С-Р/И «Парикмахерская».

Закреплять умение пользоваться носовым платком. Учить правильно сморкаться. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы.

МАРТ

УМЫВАНИЕ

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки».

Рассматривание рисунков по теме.

Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.

Памятка «Правила этикета для малышей»

ПИТАНИЕ

Д/и: «Расскажи Хрюше, как надо правильно кушать», «В гостях у куклы Маши».

Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом, закреплять знания правил сервировки стола.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Д/и: «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном»,

«Покажем мишке, где мы сушим рукавички».

Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду и не путать с одеждой других детей. Размещать рукавицы на сушилке возле радиатора.

ОПРЯТНОСТЬ

Д/и: «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные».

Беседа «Порадуем папу чистыми штанишками».

Формировать умение самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде, переодевать одежду и бельё при загрязнении. Продолжать формировать навык самостоятельного использования туалетной бумагой.

АПРЕЛЬ

УМЫВАНИЕ

Повторение алгоритма мытья рук с опорой на  мнемотаблицу.

Д/упр. «Научи товарища», «Проверь, правильно ли товарищ моет руки».

Закреплять умение правильного мытья рук, повторять правила поведения в умывальной комнате, повторять алгоритм мытья рук.

Воспитывать ответственность за своё здоровье, самостоятельность, дружелюбие.

Консультация «КГН ребенка 4-х лет»

ПИТАНИЕ

Беседа «Кушаем второе правильно».

Д/И «Обед у слоника».

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. п.) гарниром, не набивать полный рот.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Игр. Упр. «Покажи волчонку, как мы научились одеваться/раздеваться».

Беседы о правилах поведения в раздевалке.

Формировать у детей навыки самообслуживания, умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.

ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ДЛЯ ТУАЛЕТА.

Беседа «Влажные салфетки в туалете».

Организация опытно-экспериментальной деятельности с кусочками туалетной бумаги и влажными салфетками «Тонет-не тонет, растворяется-не растворяется».

Продолжать формировать КГН при посещении туалета: учить использовать влажную туалетную бумагу при необходимости, доставать её из индивидуальной упаковки чистыми руками заранее, выбрасывать использованную в ведро, мыть руки с мылом после туалета.

МАЙ

УМЫВАНИЕ

Заучивание алгоритма мытья рук по мнемотаблице.

Пальчиковая гимнастика « Моем руки».

Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Продолжать формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения.

Памятка «Гигиена на прогулке»

ПИТАНИЕ

Организация участия детей в сервировке столов: помощь в раскладывании ложек и салфеток.

Д/И «Завтрак у куклы Маши», «Обед у лисички».

Продолжать прививать КЭН: формировать знание сервировки стола для разных приёмов пищи. Совершенствовать умение аккуратно кушать, жевать закрытым ртом, не разговаривать за столом, не размахивать ложкой, не тянуть скатерть, пользоваться салфеткой.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Д/И «Покажем зайчику, как мы одеваемся/раздеваемся».

Д/И «Застёжки».

Игр. Упр. «С изнанки на лицевую»

Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки). Учить выворачивать вещи на лицевую сторону. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

ГИГИЕНА НА ПРОГУЛКЕ

Беседа «Где живут микробы».

Д/И «Можно-нельзя».

Продолжать формировать навык использовать влажные салфетки для протирания рук на прогулке. Продолжать объяснять детям, почему нельзя облизывать руки и предметы на улице, трогать грязными руками лицо.

ЛИТЕРАТУРА

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13.
  2. ФГОС ДО.
  3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков "Мойдодыр" (вторая младшая группа).

Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными....

Формирование культурно-гигиенических навыков у второй младшей группы.

Рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиеническим навыкам  у дошкольников....

Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе...

Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе...

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе.

Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе ЦЕЛЬ: формирование  культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДО...

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно  - гигиенических навыков  во второй младшей группе  «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...